Он сообщил, что у верующего нет выбора, если уже есть соответствующее постановление Аллаха и Посланника Аллаха и кто выбирает иное, когда есть такое постановление, тот впал в явное заблуждение.
Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника и бойтесь Аллаха, ибо Аллах — Слышащий, Знающий» (сура 49 «Комнаты», аят 1).
То есть не говорите, пока не скажет он, и не велите, пока не велит он, и не давайте фетву, пока не даст её он, и не принимайте окончательное решение, пока не примет решение и не объявит постановление он.
‘Али ибн Абу Тальха передаёт от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Не говорите противоположное Корану и Сунне».
Аль-‘Ауфи сказал: «Им было запрещено говорить, прежде чем скажет он».
Подводя итог, можно сказать, что смысл аята таков: не спешите говорить и делать, пока не скажет и не сделает Посланник Аллаха (,да благословит его Аллах и приветствует).
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого» (сура 49 «Комнаты», аят 2).
Если повышение голоса выше его голоса является причиной для того, чтобы их дела стали тщетными, то что говорить о предпочтении мнений, разумов, озарений, постановлений и познаний тому, что принёс он, и превознесении всего этого над тем, что он принёс? Разве это не ещё более веское основание для того, чтобы деяния человека стали тщетными?
И Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника. Когда они находятся рядом с ним по общему делу, то не уходят, пока не попросят у него разрешения» (сура 24 «Свет», аят 62).
Если к непременным условиям веры было отнесено даже то, что они не имеют права уходить от него без его разрешения, то к этим непременным условиям тем более должно относиться то, что они не должны принимать слова и мнения без его разрешения. А разрешение его заключается в содержащихся в том, что он принёс, указаниях на то, что он разрешает это.
См. [Илям аль-муваккы'ин]
ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮЩИЕ МНЕНИЯ ОТКРОВЕНИЮ
Достоин жалости раб Аллаха, который несчастен в своём приобретении знания, тратит на это силы свои, посвящает этому время своё и предпочитает это тому, чего придерживаются люди, и при этом ему закрыт путь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сердце его отдалено и отгорожено от Того, Кто направил Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и единобожия, обращения к Нему и упования на Него, наслаждения любовью к Нему и радости от близости к Нему. Он всю свою жизнь переходит от мнения к мнению, и жалкими оказываются в итоге его приобретения.
Пречист Аллах! Поистине, это искушение, делающее сердце слепым, неспособным видеть путь благоразумия и оставляющее разум в растерянности, не знающим, как достичь ему своих целей. Так воспитывается юный и с этим доживает до старости, и эти люди, подобные летучим мышам в своей способности видеть, считают, что это цель, ради достижения которой состязаются состязающиеся, некий предел, в достижении которого соревнуются соревнующиеся.
Но нет, куда мраку до света! И куда земле до созвездия Близнецов! И куда обжигающему ветру до приятной тени? Насколько путь обладателей правой стороны отличается от пути обладателей левой стороны! И насколько отличаются слова того, о чьей непогрешимости неизвестно доподлинно, от того, что пришло к нам достоверным путём от непогрешимого!
И насколько знание, которое ангел Джибриль (мир ему) передал Мухаммаду ибн ‘Абдуллаху (да благословит его Аллах и приветствует) от Всевышнего Господа миров отличается от пустых и необоснованных речей заблудших шейхов из числа джахмитов, му'тазилитов и философов!
И как далеко мнениям, которым в лучшем случае можно следовать при необходимости, до текстов, которые пришли к нам через Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и следование которым и обращение к ним за решениями в случае возникновения разногласий является обязанностью каждого мусульманина!
И как велика разница между этими мнениями и мнениями, высказавший которые запрещал слепо следовать им и побуждал следовать текстам, которые каждый раб Аллаха обязан использовать в качестве руководства! И куда мнениям, которые умирают со смертью тех, кто их высказал, и их приверженцев, до текстов, которые не исчезнут, даже когда исчезнут небеса и земля! Обладающий глазами видящими не может не видеть рассвета, и обладающий ушами и глазами способен отличить прямой путь от заблуждения. Однако на сердца налетают ураганы нововведений, ложных утверждений и различных мнений, делая так, что врата благоразумия закрываются для них и ключи от них пропадают. И сердца эти покрываются налётом того, что приобрели они, в том числе и слепого следования людским мнениям. Истины Корана и Сунны не находят для себя способа проникнуть в них. В них утвердились недуги невежества и смешения [истинного с ложным]. И из-за этого им не приносит пользы благое питание.
Удивительно, но сердца эти сделали питанием своим эти мнения, которые не насыщают и не питают и не утоляют голод. И при этом они отказываются от [истинного] питания, заключенного в словах Аллаха и словах Его Пророка.
Удивительно! Как же они пытаются отличить правильное от ошибочного во мраке этих мнений и не видят прямого пути в лучезарном сиянии, исходящем от Сунны и от Книги Аллаха, признавая свою неспособность получить верное руководство и знание из светоча Сунны и Корана, и затем пытаясь получить его из мнений такого-то и такого-то.
Пречист Аллах! Ведь отворачивающиеся от текстов откровения и извлечения верного руководства из светоча его лишают себя возможности воспользоваться его сокровищами! Как же они упускают то, в чём жизнь сердца и свет, помогающий видеть истину! Они удовольствовались словами, которые извлекли из вымышленных мнений, в результате чего между ними возникли разногласия, и они стали внушать друг другу слова приукрашенные, обольщая их.
И ради этого они оставили Коран, и следы Корана стёрлись в их сердцах, и они не знают его, и заветы его в них обветшали, и они не стараются оживить их. Его знамёна выпали из рук их, и они не пытаются поднять их вновь. И закатились для них светила его, и они не видят их. И затмилось солнце его, когда сгустился мрак этих мнений, и не пытаются они вернуть его.
Они лишили тексты откровения власти над реальной жизнью, отодвинули их в сторону от твёрдой убеждённости. Они бросились искажать их смысл посредством ложных истолковании, и их войска, которым не дождаться помощи и победы, выступают и выступают против них. Они останавливаются у них, как останавливается гость у людей скверных и низких, и они обращаются с ними неподобающим образом без должного почтения и уважения. Они выходят им навстречу, но встречают их отталкиванием.
Они говорят: «Не пройти вам здесь! А если уж этого не избежать, то только метафорическим путём». Они приравнивают [тексты Корана и Сунны] к бессильному правителю нашей эпохи: символы власти у него есть и речи он произносит, но никакой реальной властью он не обладает.
Им не достигнуть цели, потому что они отклонились от пути откровения и потеряли основу. Они держатся за то, что не имеет реального образа, и их предаёт то, чему они были более всего привержены, и перед ними закрылись все пути, когда они больше всего нуждались в них.
И вот когда разверзнутся могилы и обнаружится то, что было сокрыто в груди, и все узнают о том, что приобрели [в земной жизни], и откроется им истинная сущность убеждений, которые были у них, и придут они к тому, к чему придут, и явится к ним от Аллаха то, чего они не ожидали, и пожнут они то, что посеяли, — сколь горьким будет сожаление их, когда они поймут, что все их усилия и старания были напрасны и подобны рассеянному пеплу! Какая это будет беда для них, когда они поймут, что все их надежды и чаяния были напрасными и что они были пустым обольщением! Чего стоит ожидать от Всевышнего Господа в День, когда тайное станет явным, тому, кто был привержен нововведениям и страстям и фанатично следовал каким-то мнениям?
Какое оправдание может быть у тех, кто оставил Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), в День, когда бесполезными окажутся оправдания несправедливых? Неужели отвернувшийся от Книги Аллаха и Сунны Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) полагает, что он спасётся с помощью людских мнений и избежит ответа пред Аллахом посредством множества ненужных углублений [в определённые] религиозные вопросы и споров, или разного рода аналогий, или «озарений», указаний и фантазий?
О нет! Клянусь Аллахом, считающий так строит самые лживые предположения в отношении Аллаха и сулит душе своей несбыточное. Спасение гарантировано тем, кто предпочитает руководство Всевышнего всему остальному, запасается богобоязненностью, следует за проводником путём истинным и держится за надёжнейшую рукоять единобожия и следования Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), которая никогда не сломается. А Аллах — Слышащий, Знающий.
См. [Иджтима' аль-джуйуш аль-ислямиййа]