Первая любовь — любовь опередивших.
Вторая любовь — любовь умеренных.
Третья любовь — любовь несправедливых.
Поразмышляй же об этом и о том, что объединяет эти виды и что отличает их друг от друга, ибо это неразрывно связано с различиями между душой, побуждающей к скверному, и душой успокоившейся. А прямым путём следует тот, кого Аллах наставил на этот путь.
См. [Ар-Рух]
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ УПОВАНИЕМ И СЛАБОСТЬЮ
Различия между упованием и слабостью заключаются в том, что упование — деяние сердца и подчинённость его Аллаху (убудиййа), причём оно полагается на Аллаха, доверяет Ему, ищет у Него защиты и предаётся на волю Его.
Уповающий доволен тем, что Господь судил ему, зная, что ему достаточно Всевышнего Аллаха и что Он выбирает для раба Своего наилучшее, когда тот предаётся на волю Его, пользуясь при этом причинами, которыми ему велено было пользоваться, и проявляя в этом усердие.
Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) был величайшим из уповающих, но при этом брал своё оружие и надевал доспехи. В день битвы при Ухуде он надел две кольчуги. И он скрывался в пещере три дня [во время своего переселения в Медину]. При этом он был уповающим в причинах, а не уповающим на причины.
А слабость — это отказ от двух вещей или от одной из них. Человек либо проявляет слабость, не используя причины, и называет это упованием — а это, клянусь Аллахом самая настоящая слабость и явное упущение. Либо он пользуется причинами, глядя только на них и полагаясь на них, забывая Создателя этих причин и отворачиваясь от Него. Даже если он и вспоминает о Нём, то мысль эта быстро покидает его. Сердце его не привязано к Нему по-настоящему — так, чтобы сердце было с Аллахом, а тело — с причинами. Для такого человека упование — слабость, а слабость — упование. В этом вопросе люди разделились на сторонников крайностей и сторонников золотой середины.
Первая крайность — отказ от пользования причинами, потому что оно якобы противоречит упованию.
Вторая крайность — отказ от упования, так что человек полностью полагается на причины.
Золотая середина - когда человек знает, что не может быть упования без пользования причинами, и уповает на Аллаха в самой причине.
Что же касается того, кто отказывается пользоваться причинами и утверждает при этом, что он — уповающий, тот обольщён и обманут и предаётся пустым мечтаньям. В качестве примера можно привести человека, который отказывается от супружеской жизни и при этом уповает на Аллаха, ожидая появления ребёнка.
Ещё один пример — человек отказывается вспахивать и засевать землю и при этом уповает на Аллаха, ожидая появления всходов.
Или же человек отказывается есть и пить и при этом уповает на Аллаха, ожидая утоления голода и жажды. Упование сродни надежде, тогда как слабость сродни пустым мечтаньям.
Сущность упования — это когда раб Аллаха делает Господа своим доверенным, препоручая ему всё, что обычно препоручает человек поверенному своему, о компетентности, благонадёжности, чистосердечии, честности, опытности и благом выборе которого ему известно.
Всевышний Аллах повелел рабу Своему прилагать усилия и взял на Себя заботы о том, чтобы по воле Его эти усилия дали ожидаемый результат.
Он повелел ему пахать, сеять, трудиться, гарантировав ему при этом, что удел его придёт к нему таким образом, как предопределил это Всевышний в соответствии с мудростью Своей. Он повелел ему не привязываться сердцем своим ни к кому, кроме Него, и обращать надежды и страх исключительно к Нему, доверять Ему, уповать на Него. И Всевышний сообщил, что Он — достойный поверенный, обеспечивающий человека всем, в чём он нуждается.
Слаб тот, кто пренебрёг всем этим и уселся, ленивый, желая отдыхать и предпочитая ничего не делать.
Такой человек говорит: «Удел приходит к тому, кому он предназначен, как приходит к нему смертный час его, ко мне придёт то, что предопределено мне, даже если я ничего не буду делать, и я всё равно не обрету ничего сверх предопределённого мне, и даже если я буду бежать от удела моего, как бегу от смерти, то он всё равно настигнет меня».
Мы говорим такому человеку: «Да. Всё это правда, и ты знаешь, что удел отмерен, однако откуда тебе знать, как предопределено тебе получить его — посредством своих усилий или чужих? И если посредством твоих усилий, то через какую причину и каким образом? А если всё это тебе неизвестно, то откуда ты знаешь, что твой удел придёт к тебе просто так, без каких-либо усилий с твоей стороны? Сколько раз случалось, что ты прилагал усилия для обретения чего-то, а обрести это суждено было не тебе. И сколько раз бывало, что кто-то другой прилагал усилия для обретения чего-либо, а это доставалось тебе, то есть было твоим уделом. И если ты видел это собственными глазами, то что даёт тебе основания считать, что весь твой удел придёт к тебе посредством чужих усилий?.. К тому же внушённое тебе душою твоей ты должен распространять на все причины и их следствия, в том числе и на причины попадания в Рай и спасения от Огня. Их что, тоже следует игнорировать, оправдываясь упованием? Или всё-таки их нужно использовать, уповая при этом на Аллаха?»
На земле всегда найдётся уповающий, готовый проявлять терпение ради Аллаха. Сердце его наполнено доверием к Нему, надеждой на Него и благими мыслями о Нём, и при этом у него нет возможности использовать некоторые причины и вместо их использования он всем сердцем полагается на Аллаха и доверяет Ему, и это становится одной из самых действенных причин обретения им своего удела.
Таким образом, он не отказался от пользования причинами, а перешёл от одной причины к другой, более действенной. Его упование было у него самой надёжной причиной, и занятость его сердца Аллахом и его устремлённость к Нему были желаннее для него, чем занятие причиной, которая помешает этому или осуществлению этого в полной мере. Его сердце не способно делать и то, и другое, и он отказывается от одного в пользу другого.
Не приходится сомневаться в том, что положение этого человека лучше положения того, чьё сердце заполнили причины, так что он, занявшись ими, предал забвению Господа. Но лучше этих двоих по положению тот, кто совместил одно с другим. Это положение посланников и сподвижников.
Так, пророк Закария (мир ему) был плотником. И Аллах повелел пророку Нуху (мир ему) построить ковчег. И среди сподвижников не было таких, которые отказывались бы от пользования причинами, оправдывая это упованием. Они лучше остальных людей делали и то и другое, то есть уповали и пользовались причинами. Разве не видишь ты, что для борьбы с врагами религии они прилагали усилия своими руками и языками, и при этом уповали на Аллаха истинным упованием? И они заботились о своём имуществе и обеспечивали семьи свои необходимым пропитанием, следуя примеру господина уповающих ( да благославит его Аллах и приветствует).
См. [Ар-Рух]