Всевышний Аллах по мудрости Своей сделал так, что с имуществом связано два вида прав: права обозначенные и остальные.
Права обозначенные — это, например, закят и содержание тех, кого человек обязан содержать. Остальные права — это, например, право гостя, возмещение дарителю его подарков, средства, расходуемые на оберегание чести, и так далее. Щедрый, расходуя, имеет своей целью соблюдение этих прав самым совершенным образом, причём делает он это добровольно, с довольством, надеясь, что Аллах заменит ему то, что он отдаёт, чем-то лучшим и дарует ему благую награду в мире вечном. Он расстаётся с этим имуществом со спокойным сердцем и душа его щедра, и в груди своей он ощущает простор. В отличие от расточителя, который, тратя на удовлетворение своих страстей и осуществление своих прихотей, гребёт своё имущество горстями, ничего не рассчитывая и не задумываясь о том, на пользу ли ему эти траты — это если и бывает у него, то лишь изредка.
Первый подобен тому, кто, бросая семена в землю, старается выбрать для них подходящее место — плодородную землю. Такой человек не считается ни расточителем, ни глупцом.
А второй подобен тому, кто бросает семена на солончаке или в неплодородную почву, и даже если он бросает семя в плодородную почву, то сразу охапками, так что они оказываются друг на друге. В первом месте семена пропадут, а во втором, где они оказались друг на друге, придётся вырвать часть всходов, чтобы остальные могли расти, а иначе земля не сможет взрастить их.
Всевышний Аллах безусловно щедр. Более того, любая щедрость в высшем и низшем мирах по сравнению с Его щедростью меньше капли по сравнению со всеми морями на земле, и она — от Его щедрости. И вместе с тем Он ниспосылает, что пожелает, в определённых количествах, и Его щедрость не вступает в противоречия с мудростью Его. Он дарует там, где это требуется, хотя многие люди не понимают, что именно здесь требуется это даяние. Аллах знает, куда поместить милость Свою, и знает, где для неё наиболее подходящее место.
См. [Ар-Рух]
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ СМЕЛОСТЬЮ И ДЕРЗОСТЬЮ
Различия между смелостью и дерзостью заключаются в том, что смелость проявляется сердцем и она представляет собой его стойкость и спокойствие в присутствии того, что внушает страх. Это качество, рождающееся от терпения и благих мыслей об Аллахе. Когда человек рассчитывает на победу и ему помогает терпение, он проявляет стойкость. А трусость рождается от скверных мыслей об Аллахе, отсутствия терпения. Человек не ждёт победы, и [у него нет] терпения, которое помогло бы ему.
Основа трусости — скверные наущения души, и зарождается она в лёгких. Когда у человека появляются скверные ожидания, лёгкие его раздуваются и начинают теснить сердце и давить на него, поколебав тем самым его устойчивость. Оно содрогается и сотрясается из-за беспокойства, которое причиняют ему лёгкие, и давления, которому они подвергают его.
Поэтому в хадисе ‘Амра ибн аль-'Аса Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самое худшее из того, что бывает в человеке — трусость, смещающая [сердце], и скупость, внушающая страх и печаль» [Абу Дауд, 2511; Ахмад].
Трусость названа смещающей, потому что она смещает сердце с его места, раздувая лёгкие.
Как сказал Абу Джахль 'Утбе ибн Раби'а в день битвы при Бадре: «Раздулись лёгкие твои!» Когда сердце смещается со своего места, человек перестаёт соображать, и органы тела приходят в расстройство, и человек начинает действовать не так, как следовало бы.
Смелость — это жар сердца, его гнев, восстание и стойкость. Увидев его в таком состоянии, органы тела начинают помогать ему, потому что они — его слуги и воины. И если оно поворачивает вспять, то то же самое делают и его воины.
А дерзость — это стремление вперёд, причиной которого является легкомыслие и то, что человек не думает о последствиях своих действий. Более того, он устремляется вперёд там, где этого делать как раз не следует, и не смотрит на препятствия и на то, пойдёт ли это на пользу душе его или нет.
См. [Ар-Рух]
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПРОЗОРЛИВОСТЬЮ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМИ
Различия между прозорливостью и предположениями заключаются в том, что предположения могут быть правильными и ошибочными, и они могут возникать на фоне и мрака сердца, и света его, и чистоты его и скверны его. Поэтому Всевышний Аллах повелел избегать многих из них и сообщил, что некоторые из них являются грехом.
Что же касается прозорливости, то Всевышний похвалил её обладателей в Своих словах: «Поистине, в этом — знамения для зрячих» (сура 15 «Хиджр», аят 75).