Поэтому Аллах предостерёг рабов Своих от искушения имуществом, жёнами и детьми.
Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха» (сура 63 «Лицемеры», аят 9).
Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Поистине, среди ваших жён и ваших детей есть недруги вам. Остерегайтесь их» (сура 64 «Взаимный обман», аят 14).
Это не та вражда, которую представляют себе многие, то есть не вражда ненависти и гнева — о нет! Это вражда любви, которая отвращает родителей от переселения (хиджра) и сражения на пути Аллаха, приобретения знаний и милостыни, и от других предписаний религии и дел благочестия.
Когда один человек спросил Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом) об аяте: «О те, которые уверовали! Поистине, среди ваших жён и ваших детей есть недруги вам. Остерегайтесь их» (сура 64 «Взаимный обман», аят 14), тот ответил: «Речь идёт о некоторых мекканцах, которые приняли ислам и хотели отправиться к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Однако их жёны и дети помешали им отправиться к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И когда они пришли к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и увидели, что другие люди уже успели обрести понимание религии, то они хотели наказать своих близких. И тогда Аллах ниспослал: “О те, которые уверовали! Поистине, среди ваших жён и ваших детей есть недруги вам”» [Тирмизи, 3317].
Ат-Тирмизи сказал, что это хороший достоверный (хасан-сахих) хадис. Как часто упускает раб Аллаха что-то из совершенства и преуспеяния из-за своей жены и детей! Недаром в хадисе говорится: «Ребенок может сделать человека скупым и трусливым» [Ибн Маджа, 3666]. ‘Абдуллах ибн Бурайда передаёт: «Я слышал, как мой отец говорил: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произносил проповедь, и в это время пришли, спотыкаясь, аль-Хасан и аль-Хусейн в красных рубахах, и он спустился, взял их на руки и, поднявшись на минбар вместе с ними, сказал: <Истину сказал Аллах: 'Поистине, ваше имущество и ваши дети — искушение! Я увидел этих двоих мальчиков, которые шли и спотыкались, и не утерпел — прервал свою речь и поднял их...”» [Ахмад, 3774].
Это свидетельство совершенства милосердия Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его доброго отношения к маленьким и жалости к ним. И поступок его был призван научить его общину милосердию, жалости и доброму отношению к маленьким. Поистине, проявлять терпение, когда речь идёт о том, что доставляет радость, очень трудно, потому что сопряжено с возможностью [обрести или осуществить желаемое]. Так, голодному легче проявить терпение, когда еды нет, чем когда она есть. И испытывающему вожделение легче проявлять терпение, когда женщины нет, чем когда она присутствует.
См. [‘Уддат ас-сабирин]
ЗАВЛЕЧЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ БЛАГ
Некоторые впавшие в обольщение, видя милости Аллаха, приходящие к ним в этом мире, начинают думать, что Аллах не станет наказывать их за грехи, и что это проявления любви Аллаха к ним, и что в мире вечном Аллах одарит их чем-то ещё лучшим. Это обольщение.
‘Укба ибн ‘Амир передаёт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если увидишь, что Всевышний Аллах дарует рабу Своему, несмотря на его ослушание, то, что он любит, то это всего лишь завлечение». Затем он прочитал слова Всевышнего Аллаха:
«Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи. Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние!» (сура 6 «Скот», аят 44).
Один из наших праведных предшественников сказал: «Если ты видишь, что милости Аллаха приходят к тебе одна за другой, хотя ты упорствуешь в ослушании Его, то остерегайся, ибо это лишь завлечение. Ведь Всевышний Аллах сказал: "Если бы люди не могли стать одной общиной неверующих, то Мы сделали бы в домах тех, которые не веруют в Милостивого, серебряные крыши и лестницы, на которые они бы взбирались, а также серебряные двери и ложа в их домах, на которых они бы лежали, прислонившись, а также украшения. Всё это — всего лишь преходящие блага мирской жизни, а Последняя жизнь у твоего Господа уготована для богобоязненных” (43:33-35).
И Всевышний Аллах ответил тем, кто думал так: “Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: <Господь мой почтил меня!» Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: <Господь мой унизил меня!> Вовсе нет!” (89:15-17).
То есть не всем, кого Я одаряю Своими милостями и кому Я посылаю щедрый удел, Я оказываю почёт таким образом. И не каждого, кого Я подвергаю испытаниям и делаю его удел скудным, Я унижаю таким образом. Бывает, что Я испытываю одного посредством милостей и оказываю почёт другому посредством испытаний». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах дарует мирские блага тем, кого любит, и тем, кого не любит, а веру Он не дарует никому, кроме тех, кого любит» [Ахмад].
Один из наших праведных предшественников сказал: «Бывает, что Аллах, посылая человеку милости, просто завлекает его, а тот не понимает этого, и бывает, что человек обольщается тем, что Аллах покрывает грехи его, и он не осознаёт, [что это всего лишь отсрочка наказания], и бывает, что человек обольщается людскими похвалами и не осознаёт, [что это всего лишь отсрочка наказания]»
См. [Ад-да'ва ад-дава']