Полезные основы в том, что касается испытаний, которые постигают верующих, и благоденствия остальных
В заключение упомянем важные и полезные основы.
Основа первая: зло, испытания и тяготы постигают верующих, но обходят стороной неверующих, и действительность подтверждает это; и они постигают в этом мире благочестивых намного чаще, чем нечестивцев и притеснителей. Основа вторая: испытания, которые переносят верующие ради Аллаха, сопровождаются их довольством и надеждой на награду от Аллаха, и они проявляют если не довольство, то терпение и надежду на награду от Аллаха, что облегчает им эти испытания. Всякий раз, когда они думают о воздаянии, им становится легче переносить постигающее их испытание. А у неверующих нет ни довольства, ни надежды на награду от Аллаха, и если они и проявляют терпение, то их терпение подобно терпению животных.
Всевышний Аллах обратил на это наше внимание, сказав:
«Если вы страдаете, то они тоже страдают так, как страдаете вы. Но вы надеетесь получить от Аллаха то, на что они не надеются» (сура 4 «Женщины», аят 104).
Таким образом страдают и те, и другие, однако верующих отличает надежда на получение награды от Всевышнего Аллаха и приближение к Нему.
Основа третья: когда верующий страдает ради Аллаха, то страдания его облегчаются ему в соответствии с его покорностью Ему, искренностью и степенью наличия истинной веры в его сердце, и Аллах избавляет его от такой доли страданий, что, выпади оно на долю другого, тот не смог бы вынести этого. Так защищает Аллах Своего верующего раба. Поистине, Он избавляет его от многих бед, и даже если какие-то испытания всё-таки постигают его, поскольку без них не обходится человеческая жизнь, то они облегчаются верующему, дабы он испытывал меньше трудностей и они меньше утомляли его.
Основа четвёртая: когда любовь утверждается и закрепляется в сердце, то страдания, испытываемые любящим ради объекта любви, становятся для него блаженством и не вызывают у него недовольства, и любящие гордятся этим пред своими возлюбленными, так что некоторые из них даже говорят: Даже если меня огорчает то, что ты
Сказал обо мне нечто скверное, Меня в то же время радует то,
Что ты обо мне вспоминаешь...
А что говорить о любви к Тому, Чьи испытания, постигающие любящих Его, — милость и благодеяние для них!
Основа пятая: могущество, помощь и влияние, которые приходят к неверующему, нечестивцу и лицемеру, но очень часто не приходят к верующим, на самом деле не что иное, как унижение, бесславие и позор, даже если внешне это кажется чем-то противоположным.
Аль-Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине, как бы ни вышагивали под ними скакуны и мулы, унижение ослушания остаётся в их сердцах, потому что Аллах непременно подвергает унижению тех, кто ослушивается Его».
Основа шестая: испытания, постигающие верующего, подобны лекарству, выгоняющему из него недуги, которые, останься они в нём, погубили бы его или уменьшили бы его награду и понизили бы его степень. Испытания выгоняют из него эту хворь, подготавливая его таким образом к получению полной награды и возвышению его положения. Известно, что наличие этого лучше для верующего, нежели отсутствие. Как сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Клянусь Тем, в Чьей руке душа моя, что бы ни предопределил Аллах верующему, это непременно становится для него благом, и не дано это никому, кроме верующего. Если с ним случается нечто, доставляющее ему радость, он благодарит, и это становится благом для него, а если его постигает то, что причиняет ему вред, он проявляет терпение, и это также становится благом для него» [Муслим, 2999]. Таким образом, эти испытания относятся к совершенной помощи, могуществу и благополучию, и именно поэтому самые тяжкие испытания выпадают на долю пророков, а после них — на долю наилучших людей. Человек подвергается испытаниям в соответствии со своей верой. Если его вера тверда, то ему добавляются испытания, а если она слаба, то и испытания, постигающие его, более лёгкие. Испытания не перестают постигать верующего до тех пор, пока он не станет ходить по земле без единого греха.
Основа седьмая: то, что постигает порой верующего, будь то победа врага над ним или страдания, которые враг причиняет ему, неизбежно. Это подобно сильному зною или лютому холоду, а также болезням, тревогам и печалям. Это неизбежно и естественно для человека в этом мире, и это постигает даже детей и животных, ибо это предполагается мудростью Наимудрейшего.
Если бы в этом мире было только благо, но не было зла, и была бы только польза, но не было бы вреда, и было бы наслаждение, но не было бы страданий, то это был бы совсем другой мир и совсем другая жизнь, и было бы упущено то, ради чего смешаны в этом мире благо и зло, страдания и наслаждения, полезное и вредное. Одно будет отделено от другого в другом мире — в мире вечном.
Как сказал Всевышний:
«...чтобы Аллах отделил скверного человека от доброго, бросил скверных одного на другого, собрал их всех вместе и поместил в Геенне. Они будут потерпевшими убыток» (сура 8 «Добыча», аят 37).
Основа восьмая: порой в испытании верующих тем, что враг побеждает и одолевает их, заключена великая мудрость, которая известна во всех подробностях только Всевышнему Аллаху. К этим подробностям может относиться побуждение к проявлению подчинённости Аллаху и смирению и униженности пред Ним, а также потребности в Нём и испрашиванию у Него помощи против врагов. А если бы верующие всё время одерживали победы и одолевали своих врагов, то они возгордились бы и сделались бы надменными. И если бы они всё время оказывались побеждёнными и противники одерживали бы верх над ними, то религия не смогла бы существовать и истина не знала бы возвышения.
Мудрость Наимудрейшего предполагает, что они должны иногда побеждать, а иногда оказываться побеждёнными. Оказываясь побеждёнными, они смиренно взывают к Господу своему и возвращаются к покорности Ему, смиряются пред Ним, покоряются Ему и приносят Ему покаяние. А одерживая победу, они соблюдают религию Его должным образом, побуждают к одобряемому, удерживают от порицаемого, сражаются с Его врагами и поддерживают Его приближённых. К этим подробностям может относиться и то, что если бы верующие постоянно побеждали и одерживали верх, то к ним присоединились бы те, кто не стремится исповедовать религию и следовать Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). Такие люди просто присоединились бы к тем, кто одерживает победы и обладает могуществом. А если бы они постоянно оказывались побеждёнными, то никто не стал бы присоединяться к ним. Поэтому Всевышний Аллах по мудрости Своей постановил, что они должны иногда побеждать, а иногда терпеть поражение. Это позволяет отличить тех, кто стремится к Аллаху и Его Посланнику, от тех, кто желает лишь мирских благ и влияния. К этим подробностям может относиться и то, что Всевышний Аллах желает, чтобы у Его рабов оставалась подчинённость Ему ('убудиййа) и в радости, и в горе, и в дни благополучия, и в дни испытаний, и в дни побед, и в дни поражений.
Рабы Аллаха обязаны сохранять эту подчинённость в обоих случаях, что невозможно без описанного положения, которое требуется и для того, чтобы сердце следовало прямым путём, подобно тому, как жизнь тела невозможна без зноя и холода, голода и жажды, усталости и утомления и их противоположностей. Эти испытания — непременное условие для достижения человеческого совершенства и требуемого следования прямым путём, ведь не может быть следствия, если нет причины. К этим подробностям может относиться и то, что испытание верующих посредством победы врагов над ними очищает их и воспитывает.
Как сказал Всевышний Аллах о мудрости, заключённой в том, что в день битвы при Ухуде неверующим была дарована победа над верующими:
«Не слабейте и не печальтесь, в то время, как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими. Если вам нанесена рана, то ведь подобная рана уже была нанесена и тем людям. Мы чередуем дни [счастье и несчастье] для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников, ведь Аллах не любит несправедливых, и чтобы Аллах очистил уверовавших и уничтожил неверующих. Или вы полагали, что войдёте в Рай, пока Аллах не узнал тех из вас, кто сражался и кто был терпелив? Вы действительно желали смерти, пока не встретились с ней. Теперь вы увидели её воочию. Мухаммад — всего лишь посланник. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 139-144). Всевышний Аллах упомянул разные причины, по которым неверующим было позволено одержать победу над верующими после того, как Он укрепил их, дал им силу и сообщил им радостную весть о возвышении, причиной которого является дарованная им вера, и утешил их тем, что если их и коснулись тяготы в покорности Ему и Его Посланнику, то их врагов также коснулись тяготы в их вражде с Ним и Его Посланником. Затем Всевышний Аллах сообщил им о том, что Он по мудрости Своей сделал так, что среди людей то одни одерживают верх, то другие, то есть у каждого есть своя доля в этом, подобно тому, как у каждого есть свой удел и свой жизненный срок. Затем Он сообщил им, что Он сделал это для того, чтобы выявить верующих, хотя Он, Всевышний, знает всё и Ему известно всё и до того, как оно произошло, и после. Однако Он пожелал, чтобы они проявили себя и продемонстрировали свою веру. Далее Он сообщил, что пожелал избрать из их числа мучеников. Мученичество же — это высокая степень, обрести которую можно, только погибнув на пути Аллаха. И если бы не одерживаемые врагом победы, то не было бы и мученичества, которое относится к числу вещей, наиболее любимых Им и наиболее полезных для раба Аллаха.
Затем Всевышний Аллах сообщил, что Он желает очистить верующих от их грехов через покаяние, возвращение к покорности Ему и испрашивание прощения для грехов, за которые Он даровал врагу победу над ними, и что Он вместе с тем желает уничтожить неверующих, которые несправедливы, преступают установленные Им ограничения и враждебны к верующим, когда эти неверующие одерживают победы. Далее Он осудил их за их предположения о том, что можно войти в Рай без усердия на пути Аллаха и терпения, и разъяснил, что Его мудрость исключает это, и они не войдут туда без усердия и терпения.
А если бы им постоянно даровались победы, то никто не сражался бы с ними и враги не покушались бы на них, причиняя им страдания, которые им приходится терпеливо переносить. Это некоторые причины, по которым Он иногда помогает их врагам против них и позволяет им одержать верх над ними.
Основа девятая: Всевышний Аллах создал небеса и землю, и Он создал смерть и жизнь, и Он украсил землю тем, что есть на ней, дабы испытать рабов Своих, чтобы отличились те, которые устремлены к Нему и к тому, что у Него, от тех, которые желают мира этого с его украшениями. Всевышний Аллах сказал:
«Алиф. Лям. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: “Мы уверовали”? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» (сура 29 «Паук», аяты 1-3).
Люди, когда к ним приходят посланники, реагируют двумя способами. Либо человек говорит: «Я уверовал», — либо он не верует и продолжает творить зло и быть неверующим. Испытанию непременно будут подвергнуты оба. Если говорить о том, кто сказал: «Я уверовал», — то Господь непременно подвергнет его испытанию, дабы он показал, правдив он в этом своём утверждении или лжёт. Если он лжёт, то он повернёт вспять и побежит от испытаний, как бегут от наказания Аллаха. А если он правдив, то Всевышний поможет ему остаться верным своему слову и испытание не добавит ему ничего, кроме веры.
Всевышний Аллах сказал:
«Когда верующие увидели союзников, они сказали: “Это — то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду” Это приумножило в них лишь веру и покорность» (сура 33 «Союзники», аят 22).
Что же касается того, кто не уверовал, то его испытанием станет наказание в мире вечном, а это наиболее серьёзное из двух испытаний, — это если он избежит испытаний в этом мире с его трудностями и кары, которую Аллах обрушил в этом мире на тех, кто отказался последовать за Его посланниками и ослушивался их. Испытания в этом мире, и в промежуточном мире (барзах), и в Судный день постигнут всех, однако у верующего они будут легче, ибо, поистине, Аллах защищает его из-за его веры и облегчает ему эти испытания и дарует ему терпение, стойкость, довольство и смирение, в результате чего его испытания значительно облегчаются. Что же касается неверующего, лицемера и нечестивца, то его испытания тяжки и постоянны. То есть испытания верующего легки и приходят к нему время от времени, тогда как испытания неверующего, лицемера и нечестивца тяжки и постоянны. Всякая душа непременно вкусит страдание, вне зависимости от того, верующая она или нет, однако верующий страдает в этом мире, но его ожидает благой исход в этом мире и в мире вечном. А неверующий, лицемер и нечестивец в этом мире испытывает наслаждение, а потом для него начинаются страдания, и никто не может надеяться избежать страданий и испытаний. Это разъясняет следующий пункт.
Основа десятая: человек — существо общественное по своей природе, и ему необходимо жить с людьми. А у людей есть желания, представления и убеждения, и они требуют от человека, чтобы он соответствовал им, и если он не согласится, то они начинают причинять ему страдания и обижать его. А если он подчинится им, то его ждут страдания и мучения иного рода. Ему не обойтись без людей и общения с ними, и он может либо подчиняться им, либо противоречить. Если он подчинится им в ложном, то его ждут страдания и мучения, а если он станет противоречить им, то он будет также испытывать страдания и мучения, если он откажется подчиниться их страстям, убеждениям и желаниям. И нет сомнений в том, что страдания, которые он испытает в результате своего отказа подчиняться им в ложном, менее значительны, чем страдания, которые ждут его в случае, если он подчинится им в этом. Если он не подчинится тем, кто требует от него подчиниться им в несправедливости, мерзости, или лжесвидетельстве или помочь им в запретном, то они станут обижать его, притеснять и враждовать с ним, однако в конце концов его ждёт благое завершение и помощь, если он будет терпеливым и богобоязненным.
А если он подчинится им, стремясь избежать страданий, то это причинит ему потом гораздо большее страдание, чем то, от которого он бежал. Вероятнее всего, они всё-таки доберутся до него, и тогда он испытает страдания во много раз большие, чем то наслаждение, которое он испытал сначала, покорившись им.
Знание и учёт этого относится к наиболее полезным для раба Аллаха вещам. Незначительные страдания, которые влекут за собой великое и постоянное наслаждение, лучше, чем незначительное наслаждение, которое повлечёт за собой великое и постоянное страдание. А Аллах — Тот, Кто дарует успех.
Основа одиннадцатая: испытания, которые постигают раба Аллаха, не выходят за пределы четырёх категорий. Они затрагивают либо его самого, либо его имущество, либо его честь, либо его родных и тех, кого он любит.
Если говорить об испытаниях, которые затрагивают самого человека, то они могут привести к его гибели, а могут просто причинить ему боль и страдание, от которых он не погибнет. Так постигает человека испытание, которое он переносит ради Аллаха.
Самое тяжкое — испытание, затрагивающее самого человека. Известно, что все творения смертны, и целью верующего является мученическая гибель ради Аллаха, ибо это самая достойная и лёгкая смерть, поскольку мученик ощущает не больше боли, чем тот, кого ущипнули, и нет в мученической смерти какой-то особой тяготы сверх привычных для представителей рода человеческого.
И невежественен тот, кто считает такую смерть большей бедой, чем смерть в своей постели. Смерть мученика относится к числу самых лёгких, наилучших и возвышенных смертей. Но бегущий считает, что своим бегством продлевает себе жизнь и даёт себе возможность наслаждаться ею, однако Всевышний Аллах опроверг это предположение, сказав:
«Скажи: “Бегство не принесёт вам пользы, если вы пытаетесь сбежать от смерти или гибели. В этом случае вы будете пользоваться благами лишь недолго”» (сура 33 «Союзники», аят 16).
Аллах сообщил, что бегство от мученической гибели бесполезно, и даже если бы оно приносило какую-то пользу, то польза эта была бы ничтожно мала, поскольку человеку всё равно не избежать смерти, и из-за этой ничтожной пользы он лишится того, что лучше и полезнее для него, то есть жизни мученика при Господе своём.
Далее Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Кто защитит вас от Аллаха, если Он пожелает вам зла? А если Он пожелает оказать вам милость?” Они не найдут для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника» (сура 33 «Союзники», аят 16).
Всевышний сообщил, что никто не способен защитить раба Аллаха от Него, если Он пожелает ему иного зла, кроме смерти, от которой он бежит. Ведь он бежит от смерти, которая представляется ему злом, но Всевышний Аллах сообщил, что если Он пожелает послать ему иное зло, то никто не сможет защитить его от Аллаха, и может случиться так, что он побежит от смерти на пути Аллаха и впадёт в то, что намного хуже для него. Если так обстоят дела с испытаниями, затрагивающими самого человека, то сказанное можно применить и к испытаниям, затрагивающим его имущество, честь и тело. Кто скупится расходовать своё имущество на пути Всевышнего Аллаха и ради возвышения слова Его, того Аллах лишит этого имущества или ему суждено будет израсходовать это имущество на то, что не принесёт ему пользы ни в этом мире, ни в мире вечном и даже, напротив, причинит ему вред в этом мире и в мире вечном.
Если же он станет копить и собирать это своё имущество, то ему не суждено будет воспользоваться им и оно перейдёт к другому, и этот другой будет пользоваться им, а грех ляжет на оставившего это имущество.
То же самое можно сказать и о том, кто холил и лелеял своё тело и предпочёл отдохновение утомлению на пути Аллаха: Аллах проведёт его через утомление во много раз большее не на Его пути и не ради Его довольства. Это хорошо известно людям на личном опыте.
Абу Хазим сказал: «То, что приходится претерпевать от творений тому, кто не боится Аллаха, намного значительнее того, что приходится претерпевать богобоязненному вследствие своей богобоязненности». Достаточно посмотреть на положение Иблиса. Он не стал совершать земной поклон Адаму, дабы не покоряться ему и не унижаться перед ним и стремясь возвыситься, и Аллах сделал его самым униженным из всех униженных и слугой для грешников и нечестивцев из числа потомков Адама. Он не пожелал пасть ниц перед ним, но удовольствовался тем, чтобы вместе со своим потомством служить нечестивцам из числа потомков Адама.