Положение опередивших и приближенных: положение их, когда они просыпаются, и в предрассветных сумерках
Когда один из них просыпается, он устремляется сердцем к Господу и первыми его словами становится поминание объекта его любви и устремление к Нему в надежде снискать милость и благосклонность Его и испрашивание у Него помощи, дабы Он не предоставлял его душе его, поскольку он понимает, что это предоставление означает погибель, слабость, грехи и проступки, и потому желает, чтобы ОН заботился о нем, как заботятся о малом ребенке, который не владеет для себя ни вредом, ни пользой, ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением.
Он начинает свой день со слов: «Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил нас, и к Нему предстоит возвращение после воскрешения».
Произнося эти слова, он размышляет над ними, вспоминая о милости, которую оказал ему Аллах, оживив его после сна, который является братом смерти, и вернул его в прежнее положение пребывающим в благополучии, невредимым и оберегаемым от того, чего он не знает и что не приходит ему в голову, из вредоносного и губительного, для стрел которого он является мишенью, и они норовят погубить его или причинить ему вред.
К таким стрелам относятся и некоторые шайтаны из числа людей и джиннов. Они встречаются с духом его, когда человек спит, и стремятся погубить его или причинить ему вред, и если бы Аллах не оберегал его от них, то он бы не уцелел.
Во время своего отсутствия дух встречает разные виды вреда, угроз, неприятного и пугающего, и враги его борются с ним и стараются помешать ему и сделать тщетными его усилия – и все потому, что он встречается с этими духами.
Некоторые люди ощущают это благодаря чувствительности духа своего и тонкости его восприятия и чувствуют последствия этого, когда просыпаются. Это ощущение одиночества, страха, душевных мук, которые порой настолько сильны, что передаются и телу, заставляя его страдать.
Есть среди людей и такие, чей дух слишком груб и «толстокож», чтобы ощущать происходящее: он весь изранен и хронически болен, но из-за сна не ощущает этого.
Сколько желающих погубить человека, будь то вредоносные твари или кто-то иной! Аллах оберегает его от них, удерживая их в их норах и логовах, а если бы им была предоставлена свобода действий, они погубили бы его. Кто же охраняет и оберегает его, когда он ничего не чувствует и не может воспользоваться своим знанием, слухом и зрением? Если беда подберется к нему с любой стороны, он и не почувствует этого. Поэтому Всевышний Аллах напоминает Своим рабам об этой милости и называет ее среди остальных милостей. Так, Всевышний Аллах сказал:
«Кто способен защитить вас от Милостивого днем или ночью? Но они отворачиваются от поминания своего Господа» (21:42).
Когда, представив себе это, раб Аллах говорит: «Хвала Аллаху», - восхваление получается более осмысленным и совершенным, чем восхваление со стороны того, кто не думает об этом. Затем он задумывается о том, что Тот, Кто вернул его к жизни после этого умерщвления невредимым, способен вернуть его к жизни после настоящей смерти и сделать таким, каким он был до нее. Поэтому он и говорит: «И к Нему предстоит возвращение после воскрешения».
Затем он говорит: «Нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, Ему принадлежит власть и Ему хвала, и Он все может! Пречист Аллах, и хвала Ему, и нет (истинного) божества, кроме Него, и Аллах велик, и нет способности изменить что-либо и силы для этого, кроме как от Аллаха».
Затем он обращается к Нему с искренними, горячими мольбами. Затем он приступает к совершению малого омовения, сосредоточившись сердцем на том, что делает. Затем он совершает молитву, которую предписал ему Аллах, так, как совершает ее любящий, искренний в своей любви, смиренный и кроткий пред Ним, а не так, как совершает ее небрежный.
При этом он считает, что к величайшим милостям, которые дарует ему объект его любви относится то, что Он помог ему проснуться, оставив кого-то спать, и призвал его к Себе и при этом прогнал от Себя другого, предоставил ему такую возможность и лишил этой возможности кого-то другого.
Он осознает это, и его любовь к Нему увеличивается, и он считает, что отрада глаз его, жизнь сердца его, рай духа его и его блаженство, удовольствие и радость – в этой молитве. И он мечтает о том, чтобы ночь его было долгой, и не желает наступления рассвета, подобно влюбленному, которому довелось побыть вместе с объектом своей любви. Как говорится: