Положение опередивших приближенных: их отношение к предопределению и его осуществлению

К особенностям этих людей относится и то, что они отказываются от распоряжения и выбора, противоречащих распоряжению Всевышнего Аллаха и Его выбору. Они вверили Всевышнему все распоряжение, и их распоряжение не теснит Его распоряжение, а их выбор не теснит Его выбор, поскольку они ясно осознают, что Он – Одолевающий Властелин, во власти Которого находятся все творения, распоряжающийся делами всего мира; вместе с тем они осознают, что Он – Мудрый в Своих действиях, и действия Его не выходят за пределы мудрости, блага и милости.

И они не входят в управление в царством Его вместе с Ним и распоряжение делами Его рабов посредством фраз типа: «Если бы было то-то…» или «Вот если бы было то-то!» Сердца их слишком почитают и возвеличивают Господа, чтобы противоречить Ему или проявлять недовольство Его распоряжениями или допускать, что оно может не соответствовать мудрости и справедливости.

Такой человек смотрит оком сердца своего на Творца и Создателя всех вещей. Он смотрит на то, как тщательно Он все устроил, и видит в этом проявление мудрости Его, хотя это и выходит за пределы мерок человеческого разума и привычек.

Один из наших праведных предшественников сказал: «Для меня желаннее, чтобы мое тело разрезали на части, чем сказать о том, что предопределил Аллах: «Ах, если бы Он не предопределял это!»

А другой сказал: «Я совершил грех, из-за которого плачу вот уже тридцать лет». А этот человек очень усердно поклонялся Господу. Его спросили: «Что же это за грех?» Он ответил: «Однажды я сказал о том, что произошло: «Ах, если бы этого не произошло!»

Один знающий приравнял порицание творений к порицанию Творца и Создателя, потому что это Его творение и следствие Его мудрости. А Он, Всевышний, прекрасно устроил всякую вещь, которую сотворил, и Он – Наимудрейший, и Он наилучший Творец, и во всем, что Он делает, заключена предельная мудрость. И каждое творение – свидетельство тщательного сотворения.

Если человек ругает нечто, сделанное другим человеком, то это порицание относится и к тому, кто сделал это. И если кто-то ругает творение Всевышнего Господа без Его разрешения, то тем самым он порицает Творца, потому что творение – это результат Его сотворения, и Он сотворил это по мудрости Своей: это творение не создало себя само и никак не участвовало в своем сотворении.

Знающий не порицает ничего, кроме того, что порицает Аллах, и не осуждает ничего, кроме того, что осудил Аллах. И если он вдруг сгоряча плохо отзовется о том, что Аллах не порицал, то он раскаивается в этом пред Аллахом подобно тому, как совершивший грех раскаивается в грехе своем, ибо, поистине, он стыдится пред Аллахом находиться в Его царстве и при этом порицать то, чем наполнено это царство.

Он чувствует себя, как человек, который вошел в царский дворец и увидел там разные вещи, строения и определенный уклад и порядок во всем, и начал порицать и ругать некоторое из того, что видит: мол, если бы вместо этого было то-то, то было бы лучше, и если бы то стояло на месте этого, было бы правильнее. И видя, как царь назначает на должности одних и смещает других, лишает одних и дает другим, он говорит: «Если бы он назначил этого на место того, было бы лучше, и если бы он сместил этого, было бы правильнее, и если бы этот был прощен… И если бы он обогатил этого…» Какой была бы ненависть царя к этому возражающему? Очевидно, что он отдалил бы его от себя!

То же самое можно сказать о том случае, когда человека пригласил в гости его товарищ и подал ему угощение, а тот начал ругать и порицать эту еду. Как бы отнесся к этого угощающий? Аиша сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не порицал еду: если желал чего-то, он ел это, а в противном случае просто оставлял это» (аль-Бухари, 3563; Муслим, 2064).

Таким образом, этим людям свойственно не уделять чрезмерного внимания распоряжению и выбору. Все их усилия направлены на то, чтобы соблюсти Его право в отношении них. Что же касается распоряжения общего и особого, то они предоставили его Тому, Кто распоряжается всем, и Властелину всего, Который делает, что пожелает.

См. «Тарик аль-хиджратейн»

ДВЕ СИЛЫ, БЕЗ КОТОРЫХ НЕ ОБОЙТИСЬ

Идущий к Аллаху и миру вечному, более того, всякий идущий к цели не сможет преодолеть свой путь и дойти до конца без двух сил: силы знания и силы действия. С помощью силы знания он видит остановки своего пути и места, по которым он должен идти и к которым должен стремиться в своем движении, избегая при этом всего, что ведет к гибели, труднопроходимых мест и гибельных путей, уводящих от правильного пути, ведущего к цели.

Сила знания подобна яркому свету, который человек несет в руке своей и который помогает ему идти в очень темную ночь. Благодаря этому свету он видит места на дороге, которые нужно обходить, и не спотыкается о камни, не натыкается на колючки и так далее. И благодаря этому свету он видит вехи своего пути и указатели, установленные на нем, помогающие ему не заблудиться. Этот свет помогает ему видеть две вещи – дорожные указатели и опасности.

Наши рекомендации