В качестве довода они приводят и то, что когда человек просто поклоняется Аллаху, то он приносит пользу только самому себе, а если он приносит пользы другим, то это намного лучше.
Они сказали: «Именно поэтому превосходство обладателя знания над простым поклоняющимся подобно превосходству луны над другими светилами».
И они также сказали: «Ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал Али ибн Абу Талибу: «Если Аллах выведет через тебя на правильный путь хотя бы одного человека, это будет лучше для тебя, чем рыжие верблюды» (аль-Бухари, Муслим). А причина в том, что это приносит пользу не только самому человеку, но и другим».
И они приводят в качестве довода слова Пророка ﷺ: «Тому, кто призывает к правильному пути, достанется такая же награда, как и тем, кто последует этим путем, и это ничуть не уменьшит их собственных наград» (Муслим, 2674).
Также они приводят в качестве довода его слова: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто обучает людей благому» (Сахих Сунан ат-Тирмизи, 2161).
И они приводят в качестве довода слова Пророка ﷺ: «Поистине, те, кто в небесах, и те, кто на земле, просят прощения для обладателя знания, и даже рыбы в море, и даже муравей в своей норке» (Абу Дауд, Ахмад).
И они приводят в качестве доказательства своей правоты то, что, когда поклонявшийся умирает, его дела прекращаются, а дела того, кто приносил пользу другим, не прекращаются, пока существует польза, которую он принес.
Приводят в качестве доказательства и то, что пророки были посланы с тем, чтобы делать добро творениям, и указывать им правильный путь, и приносить им пользу в этом мире и в мире вечном. И они не были посланы для уединения, отшельничества и отречения от мира. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ осудил людей, которые решили полностью посвятить себя поклонению и отстраниться от людей.
Сторонники этого мнения считают, что потеря сосредоточенности на Аллахе ради исполнения Его велений, принесения пользы людям и благодеяния по отношению к ним лучше сосредоточенности на Нем без всего этого.
Категория четвертая: они считают, что лучшее поклонение – ежеминутное стремление достичь довольства Господа посредством того, что является наиболее предпочтительным в данный период времени.
Например, когда приходит гость, наилучшее занятие – соблюсти его право и уделить внимание ему вместо совершения желательного поклонения. То же самое касается соблюдения прав жены и членов семьи.
Лучшее в предрассветное время – заниматься совершением молитвы, чтением Корана, обращением к Аллаху с мольбами, поминанием Его и испрашиванием у Него прощения.
Наилучшее в то время, когда искатель знания задает тебе вопрос или невежественный просит научить его, - обучать их и уделять им внимание.
Наилучшее во время азана – оставить дополнительное поклонение и внять призыву муаззина.
Лучшее в то время, что отведено для совершения молитвы, - серьезность и усердие в стремлении совершить эту обязательную молитву должным образом и в начале времени, и для этого лучше отправиться в мечеть, даже если она находится далеко.
Наилучшее в то время, когда кто-то нуждается в срочной помощи посредством влияния, физической силы или имущества, - оказать ему эту помощь и предпочесть это дополнительному поклонению и уединению.
Наилучшее во время чтения Корана – сосредоточенность сердца на нем, размышление над его смыслом и стремление понять читаемое так, как будто Сам Всевышний Аллах обращается к тебе, и ты сосредотачиваешься, дабы понять и усвоить Его обращение, а также решительное намерение исполнять Его веления: эта сосредоточенность сердца должна быть больше сосредоточенности сердца того, кто получил послание от султана и старается понять его.
Наилучше во время стояния на Арафате – усердие в обращении к Аллаху с мольбами и поминание Аллаха, а не пост, вызывающий слабость и мешающий человеку в проявлении подобного усердия.
Наилучшее в первые десять дней зуль-хиджжи – больше поклоняться Аллаху, особенно произносить слова «Аллаху акбар», «Ля иляха илля-Ллах» и «аль-хамду ли-Ллях», и это лучше добровольного джихада.
Наилучшее в последнюю декаду рамадана - неотлучное пребывать в мечети и стремиться к одиночеству, занимаясь поклонением и не ища общения с людьми, и это лучше даже, чем обучать их полезному знанию и Корану, по мнению многих ученых.
Когда мусульманин заболевает или умирает, то наилучшее – навестить больного или проводить в последний путь умершего, это важнее уединения и сосредоточенности сердца на Аллахе.
Наилучшее во время бедствий и нанесения людьми обид тебе – исполнять свою обязанность проявлять терпение в общении с ними и не бежать от них, ибо, поистине, верующий, который общается с людьми и терпеливо сносит причиняемые ими обиды, лучше того, кто не общается с ними и кого они не обижают.
Лучше всего – находиться среди людей, когда они заняты благим; это лучше, чем отдаляться от них в такие периоды. А если они заняты скверным, то от них лучше отдалиться; и это лучше, чем находиться среди них в это время. Если же человек знает, что, находясь среди людей, сможет устранить порицаемое или уменьшить его, то ему лучше находиться среди них, чем отдалиться от них.
И наилучшее в любое время и в любом положении – предпочитать то, что наиболее угодно Аллаху в данное время, в данном положении, то есть следует исполнять то, что надлежит делать в данное время и что наиболее предпочтительно в данный момент.
Приверженцы этого мнения – приверженцы абсолютного поклонения, тогда как перечисленные ранее категории – приверженцы ограниченного поклонения. И когда один из них отходит от того вида поклонения, к которому привязан, то ему начинает казаться, что он делает упущения и оставил свое поклонение.
Такой поклоняется Аллаху одним способом, а приверженец абсолютного поклонения не считает самоцелью какой-то один вид поклонения, который он бы предпочитал остальным. Его целью является довольство Всевышнего Аллаха, где бы оно ни было, в этом цель его поклонения, и он переходит от одной стоянки подчиненности Аллаху (убудийя) к другой.
Всякий раз, когда ему открывается очередная стоянка, он устремляется к ней и занимается данным видом поклонения до тех пор, пока пред ним не откроется следующая, и так двигается он до конца пути своего.
Увидев ученых, ты увидишь его с ними, увидев поклоняющихся, ты увидишь его с ними. Увидев поминающих Аллаха, ты увидишь его с ними, увидев подающих милостыню и вершащих добро, ты увидишь его вместе с ними. Увидев тех, чьи сердца сосредоточенны на Аллахе, ты увидишь его вместе с ними.
Это настоящий раб Аллаха, не знающий ограничений. Он действует не так, как желает его душа, не стремится выбирать те виды поклонения, в которых душа его находит отдохновение и удовольствие. Он делает то, чего желает от него Господь его, даже если душе его приносят отдохновение и удовольствие другие виды поклонения.