Это истинный приверженец положения «Тебе Одному поклоняемся мы и Тебя Одного просим о помощи», и он по-настоящему претворяет в жизнь эти слова.

Он носит то, что придется, ест то, что приходит к нему, и в каждый отрезок времени он занят тем, что Аллах повелел делать в это время, а садится он там, где находит свободное место. Никакие указание не завладевают им, и никакие ограничения не порабощают его, и никакие уставы не одолевают его.

Он абсолютно свободен и всюду следует за велением Всевышнего.

Он исповедует религию Отдающего веления, куда бы ни повела она его, и следует за ней повсюду.

Всякий приверженец истины радуется ему, а всякий приверженец ложного дичится его. Он подобен дождю, который приносит пользу всюду, где бы ни пролился, или пальме, которая сбрасывает листья свои, и все в ней приносит пользу, даже колючки. Он суров к тем, кто противоречит велениям Аллаха, и гневается, когда нарушаются Его запреты.

Он живет ради Аллаха, Аллахом и с Аллахом. Он пребывает с Аллахом так, словно нет для него творений, и он пребывает с людьми так, словно нет в нем души. Когда он с Аллахом, то отделяет от себя людей и отстраняется от них, а когда он с людьми, то он убирает душу свою из центра и отдаляется от нее.

Удивителен он! Как странен и чужд он среди людей! И как далек он от них! И как близок он к Аллаху, и как радуется он Ему, и какое умиротворение и спокойствие испытывает он, всецело предаваясь Ему! А Аллах – Тот, Кого просят о помощи, и на Него следует уповать.

См. «Мадаридж ас-саликин»

ГЛАВНОЕ ИЗ ДЕЯНИЙ ТВОИХ

Среди людей есть такие, для которых главное из их деяний и избранный ими путь к Аллаху – это приобретение и передача знаний. Такой человек посвящает этому свое время, стремясь к Лику Аллаха. Он следует путем приобретения и передачи знаний, пока не придет по этой дороге к Аллаху. И Он либо открывает ему особые возможности, либо этот человек умирает по пути к достижению своей цели, и у нас есть основания надеяться, что он достигнет этой цели после смерти.

Всевышний Аллах сказал: «Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его Посланнику, после чего его настигает смерть, то Аллах не оставит его без награды» (сура 4 «Женщины», аят 100).

О многих из тех, кто хотел хорошо изучить Коран и прилагал усилия для этого, но не успел достичь своей цели, потому что смерть настигла его раньше, сообщается, что кто-то видел их во сне после их кончины и они рассказали, что они продолжают идти к своей цели и обучаются в барзахе, ибо, поистине, раб Аллаха умирает приверженным тому, чему был он привержен, когда жил.

А для некоторых людей главное из их деяний – поминание Аллаха. Такой человек сделал своим запасом для мира вечного и своим капиталом для него. И если он расслабляется и делает упущения в поминании, то он чувствует, что оказывается в убытке и упускает благо.

А для некоторых людей главное из их дел и их путь к Аллаху – молитва, и если такой человек делает упущения в своей обычной каждодневной молитве или же проходит какое-то время, а он не занят ни молитвой, ни подготовкой к ней, то ему кажется, что мрак сгущается вокруг него, и он начинает ощущать стеснения в груди.

Есть среди людей и такие, которые избирают своим путем благодеяние и принесение пользы другим, например, удовлетворение нужд людей, помощь им в бедствиях, которые постигают их, оказание помощи тем, кто взывает о помощи, и разные виды милостыни и подаяния. Господь открывает такому человеку дорогу к этому, и он идет к Нему этим путем.

Путем некоторых людей становится пост, и когда такой человек не постится, сердце его изменяет свое состояние и положение его ухудшается.

Есть среди людей и такие, которые избрали своим путем чтение Корана, и большую часть своего времени они посвящают Корану, и это величайший из видов поклонения, который они совершают постоянно.

А некоторые избирают для себя путь побуждения к одобряемому и удержания от порицаемого. Господь открывает им дорогу к этому, и они идут к Нему этим путем.

Другие избирают своим путем к Нему совершение хаджа и умры.

А некоторые избирают в качестве своего пути освобождение от мирских привязанностей, сосредоточенность на Аллахе, постоянное осознание того, сто Аллах видит нас везде и всегда, правильное направление мыслей своих и бережное отношение к своему времени, дабы не терять его попусту.

А некоторые избирают множество путей к Аллаху и идут к Нему разными путями. Такие люди делают подчиненность Аллаху киблой сердца своего и целью, к достижению которой они стремятся, такой человек идет за ней туда, куда она ведет его. У него есть доля с каждой из перечисленных выше групп, и где бы ни была подчиненность Аллаху, ты непременно обнаружишь его там.

Если это знание, то ты обнаруживаешь его среди его приверженцев. Если это молитва, ты обнаруживаешь его среди совершающих ее смиренно и сосредоточенно. Если это поминание Аллаха, то ты обнаруживаешь его среди поминающих. Если это благодеяние и принесение пользы другим, то ты обнаруживаешь его среди вершащих добро. Если это любовь и осознание того, что Аллах видит нас везде и всегда, и обращение к Нему, то ты обнаруживаешь его среди любящих и обращающихся.

Словом, он неотступно следует за подчиненностью Аллаху, куда бы она ни повела его. И если бы его спросили: «Какие деяния ты желаешь совершать?» - он бы ответил: «Я желаю исполнять веления Господа моего, какими бы они ни были и где бы они ни были, чего бы они от меня ни потребовали и что бы они ни предполагали, и неважно, заставят ли они меня сосредоточиться на одном или взяться за несколько дел. Нет у меня иного стремления, кроме исполнения этих велений, сопровождаемого осознанием того, что Он постоянно наблюдает за мной, отдаваясь им всецело духом, сердцем, телом и душой. Я передал Ему товар и теперь ожидаю, когда Он передаст мне цену».

«Поистине, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай» (сура 9 «Покаяние», аят 111).

Это истинный раб Аллаха, идущий и стремящийся к Нему со всей серьёзностью и достигающий своей цели. Под достижением же цели подразумевается, что сердце его связывается с Ним и привязывается к Нему так, как беззаветно влюбленный привязывается к объекту своей любви, так что привязанность эта заменяет ему все остальные стремления, и не остается в сердце его ничего, кроме любви к Аллаху, Его велений и стремления приблизиться к Нему.

Когда раб следует этим путем, Аллах помогает ему, приближает его к Себе и избирает его, забирает сердце его к Себе и заботится обо всех делах его, мирских и религиозных. И Он воспитывает его наилучшим образом, - лучше, чем образцовый и сострадательный родитель воспитывает свое чадо. Поистине, Всевышний – пречист Он! – поддерживает жизнь во всех Своих творениях, покорных Ему и ослушивающихся Его. Так что говорить о том, как Он заботится о Своем рабе, который любит Его, предан Ему, предпочитает Его всем остальным и доволен Им в качестве объекта своей любви, Господа, покровителя, помощника и указывающего правильный путь?

Если бы открылись рабу Аллаха в полной мере все те милости, сокрытые и явные, которыми Аллах одаряет его, то сердце его растаяло бы от любви и стремления к Нему, исполненное благодарности Ему. Однако сердцам не дано видеть это из-за их привязанности к миру страстей и привязанности к причинам. Они отвращены от совершенства в блаженстве. Таково предопределение Могущественного, Знающего. Будь все иначе, какое бы сердце, вкусившее сладость познания Аллаха и любви к Нему, осталось бы преданным не Ему и стремящимся не к Нему? Не было бы ничего подобного!

См. «Тарик аль-хиджратейн»

ИДУЩИЕ К АЛЛАХУ

Наши рекомендации