Арабы говорят: «Смелость – защита, а трусость – погибель».
Всевышний Аллах дал понять трусливым, что их надежды спастись от смерти посредством своей трусости не оправдаются.
Так, Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Бегство не принесет вам пользы, если вы пытаетесь сбежать от смерти или гибели. В этом случае вы будете пользоваться благами лишь недолго» (33:16).
Это подтверждает происходящее на полях сражений: бегущие гибнут чаще, чем обращенные лицом к врагу сражающиеся.
В наставлении, которое Абу Бакр ас-Сыддик дал Халиду ибн аль-Валиду (да будет доволен ими Аллах) были такие слова: «Стремись к смерти, и тебе будет дарована жизнь».
Сам Халид ибн аль-Валид говорил: «Я участвовал в скольких наступлениях во время невежества и в исламе, и нет на теле моем живого места – везде либо след от копья, либо от удара мечом, и вот я умираю в своей постели… Да не будет покоя трусливым!»
Ни один разумный человек не сомневается в том, что, когда смерть пришла, лучше встретиться с ней лицом к лицу, чем поворачиваться к ней спиной. Праведные предшественники гордились смертью не в своей постели. Когда АбдуЛлах ибн аз-Зубейр (да будет доволен ими обоими Аллах) узнал об убийстве своего брата Мус’аба, он сказал: «Если он убит, так ведь ещё раньше были убиты его брат, отец и дядя по отцу. Поистине, мы, клянусь Аллахом, не умираем своей смертью, но погибаем от копий и под сенью мечей…».
Если бы в смелости не было иной пользы, кроме того, что люди знают имена отважных и не решаются нападать на них, то это было бы достаточное достоинство и честь.
Амр ибн Мадий Кариб сказал: «Страхов три. У кого страх в ногах, того не держат ноги. У кого страх в голове, тот бежит от собственных родителей. А у кого страх в сердце, тот не сражается».
Трусость и смелость – инстинкты и нравственные качества, присущие человеку. Трусливый бежит от собственной свадьбы, а смелый сражается, защищая незнакомого.
Как сказал поэт:
Трусливый – он от самого себя бежит,
А смелый защищает тех, кто не сравнится с ним.
Смелый - противоположность скупому, потому что скупому жаль отдать имущество своё, а смелый щедр, жертвуя душою своей.
См. «Фурусийя»
ВАЖНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Ребенок крайне нуждается в том,чтобы воспитатели уделяли внимание его нравственности,и он вырастает таким,каким приучил его воспитатель,живет с привитыми ему качествами,будь то гневливость поспешность,склонность следовать своим страстям,легкомыслие,вспыльчивость или алчность.Потом,во взрослом состоянии человеку уже трудно измениться,поскольку эти качества становятся частью его самого,его неотъемлемым свойством,и как бы он ни отмежевывался от них,они все равно проявятся и однажды опозорят его.И сегодня мы видим,что нравственность большинства людей оставляет желать лучшего, а причина тому – воспитание,полученное в детстве.Также необходимо оберегать ребенка, вступившего в сознательный возраст, от посещения собраний, в которых имеют место пустые развлечения,ложное,песни,мерзости,нововведения и сквернословие,ибо если он станет внимать всему этому и оно пристанет к нему в детстве,то потом ему будет очень трудно отдалиться от этого,и его воспитателю трудно будет вытащить его из этого омута, поскольку изменение привычек относится к числу самых трудных дел. Ведь привычка – вторая натура, а выйти из-под влияния натуры крайне сложно.
Воспитателю следует позаботиться о том, чтобы ребенок не привыкал брать что-то у других, потому что иначе он вырастет привыкшим лишь брать, но не давать. Он должен приучать своего воспитанника к даянию. Желая отдать что-нибудь, воспитатель должен отдать это руками своего воспитанника, дабы тот вкусил сладость даяния. И он должен оберегать его ото лжи и вероломства пуще, чем от смертельного яда, потому что, облегчив ему путь лжи и вероломства, он лишит его тем самым счастья в этом мире и в мире вечном и лишит его всякого блага.
И воспитатель должен оберегать его от лени и бездеятельности, расслабленности и чрезмерного отдыха. Напротив, он должен позволять ему отдых лишь в той мере, в какой он необходим душе и телу, чтобы собраться с силами и продолжать свою деятельность. Ведь поистине, лень и бездеятельность влекут за собой скверные последствия, тогда как серьезная деятельность и приложение усилий, напротив, влекут за собой благие последствия – либо в этом мире, либо в мире вечном, либо в обоих мирах, ибо, поистине, самые умиротворенные люди – самые деятельные