Шейхуль-Исламу очень понравились эти слова, и он с похвалой отозвался о сказавшем их.
Таким образом, третья группа поняла, что эти нравственные качества созданы не просто так, не напрасно, и что они подобны воде, которая поит и розы, и тернии, и плоды, и то, чему суждено стать дровами, и что они скрывают в себе разные сокровища; а то, чего боялись в них те, другие, на самом деле является также причиной преуспеяния и победы. Они увидели, что река высокомерия поит горделивость, кичливость, надменность, несправедливость и агрессию, но в то же время поит она и высокие стремления, стойкость, благородный пыл и помогает давать отпор врагам Аллаха и одолевать их. А это - жемчужины в раковине своей. Они направили эту реку на эти посевы и извлекли жемчужину из раковины её, и при этом они оставили её в душах своих, как она есть, просто использовали её таким образом, чтобы она приносила пользу. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидев, как Абу Дуджана горделиво вышагивает между рядами воинов, сказал: "Поистине, Аллах ненавидит, когда ходят вот так, за исключением подобных случаев" (ат-Табарани).
Посмотрите, как он не стал препятствовать течению этого качества, а направил его туда, где оно способно принести пользу.
А в другом хадисе говорится: "И бывает горделивость, угодная Аллаху, а бывает горделивость, ненавистная Ему. Угодная Аллаху горделивость - это горделивость перед боем и и при раздаче милостыни" (Абу Дауд, 2659).
Посмотрите, как порицаемое качество превратилось в подчиненность Аллаху (убудиййа) и как препятствие превратилось в подмогу.
См. [Мадаридж ас-саликин]
ПРЕДЕЛ НРАВСТВЕННОСТИ
У нравственности есть предел, и если этот предел перейти, это превращается в чрезмерность, а если не дойти до него, то это будет недостаток и унижение.
И у гнева есть предел, и это — похвальная смелость, храбрость и нетерпимость по отношению к скверным поступкам и порокам. Это совершенство для гнева. Если же этот предел перейти, то его обладатель станет проявлять агрессию и чинить несправедливость, а если не дойти до этого предела, то это будет означать трусость, и он не будет питать отвращение к порицаемым поступкам и качествам. И у стремления есть предел — это достаточность в мирских благах, то есть обретение достаточного их количества. И если человек не доходит до этого предела, то следствием станет унижение и жалкое существование, а если человек переходит этот предел, то он делается ненасытным и будет стремиться к тому, к чему стремиться не похвально.
И у зависти есть предел — это состязание в стремлении к совершенству и нежелание уступить первенство себе подобному. Но если перейти предел в зависти, она превращается в выход за рамки дозволенного и притеснение, причём завистник желает, чтобы обладающий каким-то благом лишился этого блага, и стремится причинить ему беспокойство и обидеть его. Если же человек не доходит до этого предела, то это обернётся для него низостью, слабостью пыла и малодушием.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Завидовать можно только двоим: человеку, которому Аллах даровал богатство и предоставил ему возможность расходовать его должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость, и он выносит решения в соответствии с ней и обучает ей людей» [аль-Бухари, № 73; Муслим, № 816]. Эта зависть — состязание, в котором завистник требует от души своей уподобиться тому, кому он завидует, и это не та порицаемая зависть, которая заставляет человека желать, чтобы обладающий каким-нибудь благом лишился этого блага.
И у страсти есть предел — это отдохновение сердца и разума от трудностей покорности и приобретения достоинств и обращение за помощью в этом (1) к насыщению страсти. Однако если человек переходит предел в этом, он становится ненасытным сластолюбцем и уподобляется животному. Если же человек не доходит до этого предела и страсть не насыщается ради достижения совершенства и обретения достоинств, то это оборачивается слабостью, бессилием и унижением.
И у отдыха есть предел — это передышка для души и восстановление сил, отвечающих за восприятие и движение и способствующих готовности к покорности и обретению достоинств, и сохранение в ней этих сил таким образом, чтобы усилия и труды не ослабляли их, а также для того, чтобы ослабить воздействие этих сил. Если человек переходит предел в отдыхе, то этот отдых превращается в медлительность, лень и напрасную трату времени, и он упустит большую часть того, что приносит пользу рабу Аллаха. А если человек не доходит до этого предела, то он наносит вред этим силам и истощает их, и может статься, что у него не останется сил для продолжения своей деятельности. Он уподобится тому, кто пытается догнать ушедший далеко вперёд караван: он едет день и ночь, не жалея спину верблюда, но никак не может достичь цели,..
И у щедрости есть предел, разделяющий две крайности, и если человек переходит предел в щедрости, то она превращается в расточительство и бесполезную трату средств. Если же человек не доходит до этого предела, это оборачивается скупостью и крохоборством.
И у смелости есть предел, и если человек переходит этот предел, смелость его превращается в безрассудность, а если он не доходит до этого предела, то становится трусливым и малодушным. Предел смелости — отвага там, где требуется отвага, и отступление там, где оно требуется, как сказал Му'авия 'Амру ибн аль-'Асу ( История приводится в перепутанном виде: в оригинале всё наоборот, то есть с этими словами 'Амр обратился к Му'авии): «Не могу я решить для себя, отважен ты или труслив... Ты наступаешь порой так, что я говорю себе: да это же храбрейший из людей! А иногда ты демонстрируешь такую трусость, что я говорю себе: это же трусливейший из людей!» Он сказал: Я храбр тогда, когда для этого есть возможность. А если возможности нет, то труслив я...
И у ревности есть предел, и если человек переходит этот предел, ревность превращается в болезненную подозрительность и беспочвенные обвинения. Если же человек не доходит до этого предела, то результатом становится попустительство и равнодушное отношение к собственной чести.