Душа упрекающая и ее состояния

Душа упрекающая - та, которой Всевышний Аллах поклялся в Своих словах: "Нет, клянусь душой упрекающей!" (75:2)

Люди разошлись во мнениях о ней.

Одна группа сказала, что это душа, которая не пребывает в каком-то одном устойчивом состоянии. Они считают, что название - ляввама - образовано от слова - таляввум - означающего колебания. Она часто изменяет свое состояние, и она относится к числу величайших знамений Аллаха. Она - творение Аллаха, которое изменяется многократно за небольшой период времени, не говоря уже о дне, месяце, годе и целой жизни. Она то вспоминает, то впадает в беспечность, то поворачивается, то отворачивается, то "истончается", то "сгущается", то возвращается к покорности Ему, то снова черствеет, то любит, то ненавидит, то радуется, то печалится, то проявляет довольство, то гневается, то покоряется, то ослушивается. Она постоянно изменяет свое состояние. Это одно мнение.

Другая группа сказала, что ее название происходит от слова "ляум" - упрекать. Они разошлись во мнениях. Одни сказали, что это неотъемлемое свойство души верующего.

Аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Поистине, ты не увидишь верующего иначе как постоянно упрекающим душу свою. Он говорит ей: «Чего ты хотела добиться этим? Зачем ты сделала это? Ведь следовало поступить иначе». И он обращается к ней подобным образом».

А другие сказали, что это душа верующего, когда он согрешит, - после этого она упрекает его, и эти упреки от веры. Это в отличии от несчастного, который упрекает душу свою не за грех, а, напротив, за упущенную возможность этот грех совершить - и она упрекает его за то же.

Другая же группа сказала, что упреки эти бывают двух видов, ибо всякий упрекает душу свою - и благочестивый, и нечестивый. Только счастливый упрекает ее за ослушание Аллаха и отказ от покорности Ему, а несчастный упрекает ее лишь за то, что она упускает свою долю (мирских благ) и свою страсть.

Другая группа сказала, что подразумевается упреки в Судный день. Каждый будет упрекать душу свою. Вершившие скверные деяния будут упрекать ее за эти деяния, тогда как вершивший благие деяния будет упрекать ее за сделанные упущения.

Все эти мнения истинны и не противоречат друг другу, ибо душе действительно присущи все эти описания, и из-за них она названа упрекающей.

Однако душа упрекающая бывает двух видов.

Бывает душа упрекающая и одновременно упрекаемая. Это душа невежественная, которую упрекают Аллах и Его ангелы.

А бывает душа упрекающая, но не упрекаемая. Это душа, которая постоянно упрекает своего обладателя за упущения в покорности Аллаху, несмотря на то, что он прикладывает усилия. Такая душа не заслуживает упрека.

Самая достойная душа - та, которая упрекает саму себя в покорности Аллаху и терпеливо сносит упреки упрекающих ради довольства Аллаха - они не действуют на нее и не останавливают ее. Такая душа избавлена от упреков Аллаха.

Что же касается той, которая довольна своими деяниями, не упрекает себя и не сносит терпеливо упреки упрекающих, когда речь идет о покорности Аллаха, то такую душу Всевышний Аллах упрекает.

[См. "ар-Рух"]

СМИРЕНИЕ

Всевышний Аллах сказал:

«Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины» (сура 57 «Железо»‚ аят 16).

Ибн Мас'уд сказал: «Аллах упрекнул нас посредством этого аята всего лишь спустя четыре года после того, как мы приняли Ислам» [Муслим, 3027].

Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Поистине, Аллах отметил медлительность сердец верующих и упрекнул их спустя тринадцать лет после начала ниспослания Корана» [Ибн Касир].

Всевышний Аллах сказал:

«Поистине, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв» (сура 23 «Верующие», аяты 1-2).

«Смирение» изначально означает «понижение, подчинённость, успокоенность». Всевышний Аллах сказал:

«Их голоса перед Милостивым будут смиренны» (сура 20 «Та Ха», аят 108).

То есть они успокоились и сделались смиренными. Отсюда и применение того же слова к земле, когда она сухая и не поднимается из-за отсутствия воды и растений.

Всевышний Аллах сказал:

«Среди Его знамений - то, что ты видишь землю иссохшей, но когда Мы ниспосылаем на неё воду, она приходит в движение и набухает» (сура 41 «Разъяснены», аят 39).

Смирение - это покорное, безропотное и сосредоточенное предстояние сердца пред Господом. Говорят также, что смирение - это покорность истине. Это следствие смирения.

Наши рекомендации