То есть радость, причиной которой становится Аллах и приближение к Нему, побуждает верующего к ещё большим проявлениям покорности Ему, подталкивая его к усердию в своём движении к Нему.
См. [Мадаридж ас—саликин]
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Деяния сердца: покояние
ВИДЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ К ПОКОРНОСТИ ПОСЛЕ ОСЛУШАНИЯ
Это понятие и побуждение к нему многократно упоминается в Куране.
Например, Всевышний Аллах сказал:
"Вернитесь к Господу вашему и покоритесь Ему" (39:54)
И Он упоминает, что пророк Шуайб, мир ему, сказал:
"Помогает мне только Аллах. На Него одного я уповаю, и к Нему возвращаюсь" (11:88)
И Всевышний Аллах сказал: "...для разъяснения и напоминания каждому рабу возвращающемуся" (50:8)
Всевышний также сказал: "Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем тех, кто возвращается к Нему" (13:27)
И Он сказал о Своем пророке Дауде, мир ему: "... пал ниц и обратился к Нему с покаянием" (38:24)
Речь идет о возвращении к Аллаху и обращении к Нему устремлений и привязанностей сердца, что включает любовь и страх. Возвращающийся любит того, к кому возвращается, покоряется ему и смиренен перед ним.
Люди в своем возвращении к Аллаху достигают разных степеней.
Некоторые возвращаются к покорности Аллаху, отказываясь от противоречий и ослушаний. Источником этого возвращения становятся мысли о грозном обещании Всевышнего, а побуждает к нему знание, страх и осторожность.
Есть и такие, которые возвращаются к Нему в разных видах поклонения и приближения к Нему. Такой человек усердствует в этом. Ему внушена любовь к совершению того, что является покорностью Аллаху, и этим способам приближения к Нему.
Источником этого возвращения является надежда, мысли о благом обещании Всевышнего и награде, и стремлении снискать почет от Всевышнего. У этих людей более спокойные души и они ощущают больший простор в груди, чем представители упомянутой выше категории, и надежда, мысли о милости Аллаха и Его благосклонности преобладает в них, хотя представители обеих категорий возвращаются к Аллаху посредством и того, и другого.
Однако в случае с представителями второй категории их страх влился в их надежду, и они вернулись к покорности Ему посредством поклонения Ему. А у представителей первой категории надежда влилась в их страх, и они вернулись к покорности Ему посредством отказа от противоречий.
Но есть и тот, кто возвращается к покорности Аллаху посредством обращения к Нему со смиренными мольбами, признания собственной неспособности обойтись без Него, стремлением (к Его милости и награде), и обращения к Нему с каждой потребностью. Источником такого возвращения является осознание милости, благодеяния, самодостаточности, щедрости и могущества Его.
Эти люди обращаются к Нему со всеми потребностями и связали с Ним свои надежды. Они возвращаются к покорности Ему таким образом. при этом они исполняют Его веления и соблюдают Его запреты, однако их особенное возвращение к покорности Ему происходит так.
Что же касается деяний, то здесь им не было даровано особого возвращения к покорности Ему. И их надежда, возвращающаяся к покорности Ему всякий раз, когда их постигают трудности или вред, - это возвращение к покорности вынужденное, а не добровольное.
Их положение подобно положению тех, о ком Всевышний сказал:
"Когда беда постигает вас в море, вас покидают все, к кому вы взывали, кроме Него" (17:67)"
И Всевышний Аллах сказал :
" Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, посвящая всю религию Ему " (сура 29, "Паук" аят 65)
С представителями всех названных категорий случается, что души их отвлекаются от Аллаха и отворачиваются от Него к привычному и естественному для них, и это мешает им самим вернуться к покорности своему Господу и Истинному Богу, поскольку они отвлечены на что-то иное. И их возвращение к покорности Ему соответствует их вере в Него и их знанию о Нем.
Высочайшая же степень возвращения к покорности Ему - полное возвращение духа к покорности Ему из-за силы их искренний любви к Нему, избавляющей их от потребности в ком то ни было, кроме объекта их любви и поклонению. Когда дух их вернулся к покорности Ему, то всё остальное в них не могло удержаться от возвращения к покорности Ему, поскольку все члены тела их подчинены духу и следуют за ним.
Когда дух человека возвращается к покорности Ему, как возвращается любящий, искренний в своей любви, то не остаётся в его теле ни сосуда, ни сустава, в котором не поселилась любовь к Нему, и все силы и органы тела возвращаются к покорности Ему, и сердце также возвращается к покорности Ему посредством любви, смирения и безропотного подчинения.
И разум возвращается к покорности Ему посредством реагирования на ведения и запреты объекта его любви‚подчинения и руководства ими и ничем иным, и у него не остаётся никаких противоречий и сомнений.
И душа возвращается к покорности Ему посредством подчинения, отказа от привычного для неё, от порицаемых качеств и скверных желаний . Она подчиняется Его велениям, покоряясь Ему и предпочитая Его всем и всему. И в ней не остаётся страстей и капризов, противопоставляемых велению Аллаха, и она отказывается от распоряжения и выбора в пользу своего Господа, довольная Его решениями и покорная Его постановлениям. Недаром говорят, что распоряжение раба Аллаха своей душой - это последнее из порицаемых качеств души.
Каждый орган тела осуществляет своё особенное возвращение к покорности Ему, и не остаётся в этом рабе, возвратившемся к покорности Аллаху, ни сосуда, ни сустава, который не вернулся бы к покорности Ему, истинному объекту любви, — а всякая любовь, кроме любовь к Нему, становится мучением для испытывающего её, и даже если она сладка вначале, в конце концов она становится мучением.
Возвращение раба Аллаха к покорности Ему, пусть даже ненадолго, таким вот искренним возвращением, приносит ему больше пользы и даёт плоды более великие, нежели возвращение другого на протяжении многих лет, поскольку эти два возвращения несравнимы. Это милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает.
Более того, этот дух обращён к покорности Ему постоянно, даже если порой он и не чувствует этого, отвлекаясь на что-то. Это возвращение к покорности Ему таится в нём, подобно тому, как таится огонь в кремне.
Что же касается обладателей возвращений, описанных выше, то один из них возвращается к покорности Аллаху ненадолго посредством мольбы, поминания и воззвания, но при этом его душа, дух, сердце и разум отвлекаются от Того, к покорности Кому он возвращается. То есть такой человек возвращается к покорности Аллаху частично и ненадолго, а потом оставляет это, поворачиваясь к позывам своей души и естества. А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь. Нет господа, кроме Него, и нет бога, кроме Него.
См. "Тарик аль-хиджратейн"