Покаяние раба между двух прощений

Покаяние раба окружено прощением Аллаха - прощением до покаяния и прощением после него. Таким образом, его покаяние - между двух прощений от Аллаха - до и после нее. Он простил его изначально, дав разрешение, оказав ему помощь в покаянии и внушив ему мысль об этом, и Его раб покаялся, и Аллах простил его снова, приняв его покаяние и вознаграждая.

Всевышний Аллах сказал:

"Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час, после того как сердца некоторых из них чуть было не уклонились в сторону. Он принял их покаяния, ибо Он - Сострадательный, Милосердный. Аллах простил троих, которым было отсрочено до тех пор, пока земля не стала тесной для них, несмотря на ее просторы. Их души сжались и они поняли, что им негде укрыться от Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться. Поистине, Аллах - Принимающий покаяния, Милостивый" (9:117-118)

Всевышний сообщил, что Он простил их ещё до того, как они покаялись, и что именно Его прощение и сделало их кающимися, и оно стало причиной их покаяния. Это свидетельствует о том, что они не покаялись, пока Всевышний не простил их, поскольку не может быть следствия (постановления) без причины.

То же самое можно сказать о наставлении Аллахом человека на прямой путь, прежде чем он начнет следовать этим путем, и он выходит на этот путь благодаря тому, что Аллах наставляет его на этот путь.

И это следование прямым путем влечет за собой дальнейшее следование им, которым Аллах вознаграждает его за то, что он следует прямым путем. Ведь, поистине, к награде за следование прямым путем относится дальнейшее наставление на этот путь, подобно тому, как наказанием за заблуждение становится дальнейшее пребывание в этом заблуждении.

Всевышний Аллах сказал:

"Когда же они уклонились, Аллах сделал так, что их сердца уклонились" (61:5)

Это второе уклонение было наказанием им за первое.

В этом тайна Его имен аль-Авваль (Первый) и аль-Ахыр (Последний). Он подготавливает, и Он продолжает , от Него - причина, и Он - Создатель причины. Он Сам защищает от Себя же. Как сказал тот из Его творений, кто лучше всех знал Его: "И я прибегаю от Тебя к Тебе же" (Муслим, 486)

Раб Аллаха много кается, а Аллах много прощает. Покаяние раба - это его возвращение к Господу своему после побега от Него. А прощение Аллаха бывает двух видов: разрешение и содействие; и принятие и дальнейшая поддержка

См. "Мадаридж ас-саликин"

РАДОСТЬ, ПРИНОСИМАЯ ПОКАЯНИЕМ

Радость, которую приносит покаяние, удивительная. Она не идет ни в какое сравнение с радостью, которую доставляет ослушание Аллаха. Если бы ослушник знал, что удовольствие и радость от покаяния многократно превосходит удовольствие и радость, доставляемые ослушанием, он устремился бы к этому удовольствию больше, чем стремится он к удовольствию от ослушания.

Секрет этой радости известен тому, кому известен секрет радости Всевышнего Господа покаянию Своего раба - а это величайшая радость. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привел пример величайшей из радостей, возможных в этом мире. Это радость человека, который отправился в путь с верблюдицей, на которой была его пища и вода, и потерял ее в бесплодной пустыне. Он искал и искал её, но не сумел найти, и, отчаявшись, сел и стал ждать смерти. Но когда появилась полная луна, но вдруг увидел в её свете свою верблюдицу, повод которой зацепился за дерево. И он воскликнул вне себя от радости: "Господи, Ты раб мой, а я - Господь твой!" Он допустил ошибку, поскольку от радости не понимал, что говорил. А Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем этот человек радовался своей верблюдице.

Вполне возможно, что и самому кающемуся покаяние принесет огромную радость. Однако здесь стоит обратить внимание вот на что. К этому он придет только после преодоления испытаний и трудностей, перед которыми не устоят и горы, и если ему хватит терпения преодолеть все это, то он испытает это удовольствие и эту радость. Если же он проявит слабость и не проявит должного терпения, то он ничего не получит. К тому же он лишится предпочтенных им радости и удовольствия от ослушания. таким образом он лишится и того и другого и испытает противоположность удовольствию - боль, причиняемую существованием неприятного и упущением желанного. А распоряжается всем только Аллах - Высокий, Великий

Есть радость большая, чем все то, что описано здесь. Это радость, которую испытывает при расставании с миром этим человек, к которому Всевышний Аллах послал ангелов, сообщающих ему благую весть о грядущей встрече с Ним. Ангел смерти говорит ему: "Выйди, о душа благая, обитавшая в теле благом, и радуйся отдохновению и блаженству и Господу, Который не гневается. Выйди довольная, снискавшая довольство. "О душа успокоившаяся! Вернись к Господу своему довольной и снискавшей довольство, и войди в число рабов Моих, и войди в Мой Рай".

Если бы кающегося не ждало ничего, кроме этой радости, то и тогда разуму следовало бы предпочесть её. А что говорить, если за этой радостью последуют другие виды радости - например, призыв ангелами, которые между небом и землей, благословения на душу его, открытие небесных врат для нее, благословения её ангелами небесными, проводя её ко второму небу. И там ей откроется, и тамошние ангелы будут благословлять и так до самого вознесения на седьмое небо.

Это поистине неизмеримая радость, когда для неё испросят разрешения предстать перед Господом, Покровителем и Любимым, и она предстанет перед Ним, ей будет дано разрешение совершить земной поклон. и она совершит его, а потом услышит, как Всевышний говорит: "Запишите её в Иллийюн"

А потом её проводят дальше, и она увидит Рай, и свое место в нем, и то, что Аллах приготовил для неё. Человек встретится со своими товарищами и близкими, и они обрадуются ему, а он обрадуется им также, как радуется долго отсутствовавший возвращению к семье своей, обнаруживая, что у них всё прекрасно, и прибывая к ним с таким благом, с которым только может вернуться путник.

Это все предшествует величайшей радости, которая будет в тот день, когда будут собраны тела. Он будет сидеть в тени Трона, пить из Водоема, получит свиток с записью своих деяний в правую руку. Чаша весов с его благими делами окажется тяжелой, лик его будет сиять и ему будет дарован свет, тогда как другие останутся во тьме, и он беспрепятственно пройдет по мосту над Адом и дойдет до врат Рая, который будет приближен к нему ещё во время предстояния. И стражи Рая встретят его радушными приветствиями и радостными вестями.

Он придет к своему месту в Раю, где будет его дворец и его супруги. И после этого его ждет другая радость, которую невозможно представить и описать, в которой растворятся все иные радости. Эта радость ожидает искренних приверженцев Сунны, которые веруют в созерцание Лика Всевышнего Господа над ними и в то, что Он поприветствует их и будет говорить с ним и они пребудут с Ним.

См. "ар-Рух"

Наши рекомендации