Многие люди сильно отклонились от правильного в этом вопросе, и лишь знающие различия и подробности избежали этого.
Довольство предопределением того, что раб любит, чего он желает и чем он доволен, например, здоровья, богатства, благополучия и наслаждения, - неизбежно и естественно, потому что все это соответствует желаниям человека и любимо им. Довольство этим предопределением не относится к проявлениям покорности Всевышнему (убудийя). Убудийя – в благодарности за эти милости, и признательности за них, и использовании обретенных благ так, как это угодно Аллаху, а также в том, чтобы не ослушиваться посредством них Того, Кто даровал их ему, и чтобы раб Аллаха видел собственные упущения во всем этом.
Что же касается довольства предопределением, которое не согласуется с желаниями человека и которое он не выбирает, то оно – желательно. Так поступают обладатели веры. Что же касается обязательности его, то на этот счет у ученых два мнения. Сюда относится болезнь, бедность, обиды, наносимые другими, зной и холод, боль и так далее.
Что же касается довольства предопределением того, что раб совершает по своему выбору из ненавистного и неугодного Аллаху, например, разных видов несправедливости, нечестия и ослушания, то оно запретно, и за такое довольство он будет подвергнут наказанию, ибо это противоречие Всевышнему Господу, ибо поистине, Аллаху не угодно это и Он не любит этого. Разве довольство тем, что неугодно и ненавистно Любимому, согласуется с любовью к Нему?
Запомни же эти важные подробности, касающиеся довольства предопределением.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ДОВОЛЬСТВО АЛЛАХОМ КАК ГОСПОДОМ
Для человека быть довольным Аллахом как Господом – значит не превращать никого иного в господа, распоряжением которого он доволен и к которому он обращается со своими нуждами. Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: «Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаха, в то время как Он является Господом всякой вещи?» (6:164).
Ибн Аббас сказал: «То есть господином и Богом». То есть: как я стану искать иного господа, когда Он – Господь всего сущего?
А в начале суры Он сказал: «Скажи: «Неужели я возьму своим покровителем кого-либо, кроме Аллаха, Творца небес и земли?» (6:14).
То есть объектом поклонения, помощником и защитником. А это относится к лояльности, которая включает любовь и покорность.
И Всевышний сказал в середине суры: «Неужели я пожелаю иного судью, помимо Аллаха, в то время как Он ниспослал вам Писание, подробно разъяснив его?» (6:114).
Неужели я изберу кого-то другого, дабы он рассудил меня с ними в том, относительно чего мы разногласим? Это – Его Писание, господин всех судей, так как же мы станем обращаться за решениями не к Его Писанию? Он ниспослал его частями разъясненным, и его достаточно нам.
Если ты станешь серьезно размышлять над этими тремя аятами, то увидишь, что это и есть довольство Аллахом как Господом, исламом – как религией, и Мухаммадом да благословит Его Аллах и приветствует как посланником. И ты увидишь, что в основу хадиса легли они.
Многие люди довольны Аллахом как Господом, и не желают иного господа, однако при этом они не согласны признать Его своим единственным защитником и покровителем, но берут себе и других покровителей, думая, что они помогут им приблизиться к Аллаху и что их покровительство подобно покровительству приближенных царя. Это самое настоящее придавание Аллаху сотоварищей (ширк). А единобожие заключается в том, чтобы не брать себе никаких покровителей помимо Него. И Коран полон описаний многобожников, которые взяли себе покровителей помимо Аллаха.
Это отличается от лояльности по отношению к Его пророкам и посланникам и к Его верующим рабам ради Него. Это – следствие полноценности веры и это совершенная лояльность, ибо лояльность по отношению к Его приближенным – это одно, а брать себе покровителей помимо Него – совсем другое.
И тот, кто не различает их, должен браться за единобожие с самого основания, ибо этот вопрос – основа и фундамент единобожия.
Многие люди ищут другого судью, обращаются к нему за решениями и довольствуются этими решениями.
Эти три правила – опоры единобожия: не избирать иного Господа, кроме Него; не избирать иного бога, кроме Него; не брать иного судьи, кроме Него.
А довольство Аллахом как Господом означает, что человек должен с негодованием отвергать поклонение кому-то или чему-то помимо Него. Это довольство Аллахом как Богом, и это делает довольство Аллахом как Господом полноценным. Тот, кто по-настоящему доволен Аллахом как Господом, непременно будет недоволен поклонением кому-то или чему-то, кроме Него, потому что довольство Им как Господом предполагает поклонение исключительно Ему, подобно тому, как знание о единственности Аллаха в Господстве предполагает знание о единственности Аллаха в Божественности.
См. «Мадаридж ас-саликин»