Искренность помогает отказаться от привычного

Трудно отказаться от привычного или изменить свои привычки лишь тому, кто делает это не ради Аллаха. Что же касается того, кто оставляет всё это ради Аллаха с искренностью, с чистым сердцем, то он не обнаруживает никакой трудности в отказе от этих вещей. Лишь в первое мгновение он ощущает трудность. Это необходимо для того, чтобы испытать его: правдив он в отказе от этого или лжёт? Если человек проявляет терпение и преодолевает эту первую кратковременную трудность, то на смену ей приходит наслаждение.

Ибн Сирин сказал: «Я слышал, как Шурайх поклялся Аллахом, что ни один человек, отказавшийся от чего-то ради Аллаха, не томится по тому, что оставил».

И слова «Тому, кто отказался от чего-то ради Аллаха, Он непременно возместит чем-то лучшим» — истина. И возмещение может быть самым разным. Лучшее же возмещение — ощущение близости к Аллаху, любовь к Нему, спокойствие в сердце, причиной которого является Он, сила сердца, его активность, радость и довольство Всевышним Господом.

См. "Фаваид"

СОХРАНЕНИЕ ДЕЛ

Превосходство дел друг над другом обусловлено истинами веры, которые в сердце, и благие деяния способствуют прощению грехов соответственно степени своей близости к совершенству. Это устраняет сомнения, высказываемые теми, у кого имеются упущения в этой области, в отношении хадиса, в котором говорится, что соблюдение поста в день 'арафа приносит человеку прощение грехов за два года, а соблюдение поста в день 'ашура приносит ему прощение грехов за год. Они говорят: мол, если человек каждый год соблюдает пост и в день 'арафа, и в день 'ашура, как же ему прощаются его грехи за три года каждый год?

Некоторые сказали, что прощение грехов за оставшееся время превращается в повышение степеней.

Как удивительно! Если бы рабу Аллаха, совершающему все действия, способствующие прощению грехов, прощались все его грехи! Прощение придет только при соблюдении определенных условий и отсутствии препятствий, связанных с самим деянием и внешних. Если человек выполняет все условия и отсутствуют все препятствия, тогда действительно он обретает прощение. Если же всё деяние или часть его была пронизана беспечностью, и отсутствовала искренность, которая есть дух любого деяния, и не соблюдается право его и человек не ценит его должным образом, то какому прощению это деяние может способствовать?

Прощение приходит, только если раб Аллаха полностью соблюдает права деяния и отсутствуют все препятствия, преграждающие путь прощению, все, что делает деяние недействительным. А недействительным его может сделать, например, самолюбование или когда человек видит в этом деянии собственную заслугу или попрекает им кого-то или требует от людей возвеличивать его за совершение этого деяния, или ждет, пока его начнут хвалить, или начинает враждебно относиться к тому, кто не возвеличивает и не хвалит его за это деяние и считает, что этот человек не ценит его по достоинству и не уважает его... Какое прощение может принести деяние при наличии подобных препятствий?

Подобных препятствий, делающих деяние недействительными, бесчисленное множество, и человек должен не просто совершать деяния, но и оберегать их от всего, что может испортить их и сделать недействительными.

Совершение дел напоказ, сколь бы ничтожным и незаметным оно было, делает любое деяние недействительным. Оно может принимать самые разные формы. Если, совершая деяние, человек не следует Сунне, то его деяние тоже становится тщетным. И когда человек попрекает Аллаха своим деянием в сердце своем, то это тоже портит его деяние. То же самое происходит и когда он попрекает кого-то подаваемой милостыней, сделанным добром, благодеянием, поддержанием отношений - от этого всего, деяние становится недействительным. Как сказал Всевышний Аллах:

"О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями". (Коран, 2:264)

Большинство людей не знают ничего о скверных деяниях, которые делают недействительными благие деяния. А ведь Всевышний Аллах сказал:

"О те, которые уверовали! Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, а вы даже не почувствуете этого". (Коран, 49:2)

Он предупредил верующих о том, что если они будут обращаться к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, так же громко, как обращаются друг к другу, то их деяния станут тщетными. И это не вероотступничество, а ослушание Аллаха, делающее тщетными деяния притом, что сам человек не замечает этого.

А что можно сказать о тех, кто предпочитает словам Посланника, мир ему и благословение Аллаха, его руководству и пути слова, руководство и путь кого-то другого? Разве это не делает тщетными деяния человека притом, что сам он этого не ощущает? Вспомним также его слова: "Деяния того, кто оставил совершение предвечерней молитвы ('аср), станут тщетными". (Бухари, 553)

Аиша, да будет доволен Аллах ею и ее отцом, сказала о Зейде ибн Сабите, который как-то совершил продажу-'ина (вид продажи, который по сути является ростовщическим): например, человек продает другому товар за сто динаров с отсрочкой платежа, а потом тут же покупает у него этот товар, например, за восемьдесят динаров), что это сделает недействительным его борьбу на пути Аллаха, которую он вел вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, если только он не раскается. И это притом, что этот вид продажи - не вероотступничество. Самое большее, что можно сказать о нем, - что это ослушание Аллаха.

Наши рекомендации