Есть среди них такие, общение с которыми подобно зубной боли: пока больной зуб при тебе, он изводит тебя, а когда ты расстанешься с ним, боль успокаивается.
Есть среди них и такие, общение с которыми – лихорадка для духа. Это человек, обладающий умом тяжелым и ненавистным, который не умеет ни сказать тебе нечто полезное для тебя, ни послушать тебя внимательно, чтобы самому получить пользу от тебя, и не знает душу свою и не способен поставить ее на место.
Когда он говорит, то слова его воздействуют на сердца слушателей как удары палки, а сам он при этом восхищается своими словами и радуется им. Уста его произносят скверну каждый раз, когда он говорит, а сам он считает, что подобен благоухающему мускусу, украшающему собой собрание. И даже когда он молчит, его присутствие тяжелее мельничного жернова, который нельзя ни поднять, ни протащить по земле.
Рассказывают, что аш-Шафии ( да помилует его Аллах) сказал: «Когда бы ни сел возле меня трудный человек, мне всегда казалось, будто он давит на ту сторону, с которой сидит. Но однажды я увидел у нашего шейха человека из этой категории, и шейх терпеливо сносил его присутствие, тогда как ни у кого это не получалось. И шейх повернулся ко мне и сказал: «Общение с трудным человеком – лихорадка». А потом он сказал: «Но наши души привыкли к лихорадке и она стала для них обычным делом».
Словом, общение с таким обладателем противоположной природы – лихорадка. Она возникает время от времени и ее не избежать. К тому, как мир этот отравляет жизнь раба Аллаха, относится и то, что порой на его долю выпадает испытание подобным человеком, причем у него нет возможности избежать общение с ним и пребывания в его обществе. В таком случае ему следует вести себя с ним достойным образом до тех пор, пока Аллах не пошлет ему избавление и не укажет ему выход из сложившейся ситуации.
Четвертая категория: люди, общение с которыми – неминуемая гибель. Общаться с ними для человека – все равно что пить яд. И если удастся пьющему этот яд достать противоядие, то он спасется, а в противном случае остается соболезновать по случаю его кончины. Людей, относящихся к этой категории, очень много ( да не увеличит Аллах их число!). Это приверженцы нововведений, отвращающие людей от Сунны Посланника Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует и призывающие к тому, что противоречит ей. Они отвращают людей от пути Аллаха и желают исказить его, и объявляют нововведение Сунной, а Сунну – нововведением, одобряемое называют порицаемым, а порицаемое – одобряемым. Если ты покажешь им единобожие как оно есть, то они обвиняют тебя в том, что ты принижаешь приближенных Аллаха и праведников, и если ты покажешь им следование Посланнику Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует, то они говорят, что ты выступаешь против имамов, за которыми следуют люди.
Если ты станешь описывать Аллаха так, как Сам Он описал Себя, и так, как описал Его Его Посланник, без чрезмерности и нерадения, то они говорят: мол, ты из тех, кто уподобляет Аллаха творениям. Если ты велишь им делать то одобряемое, что повелел делать Аллах и Его Посланник, и запретишь им порицаемое, запрещенное Аллахом и Его Посланником, то они говорят, что ты искуситель.
Если ты будешь следовать Сунне и отказываться от того, что противоречит ей, то они говорят, что ты относишься к числу заблудших приверженцев нововведений.
Если ты предашься Аллаху, оставив им гниющий труп мира этого, они скажут, что ты из тех, кто впал в отчаяние и одолеваем хандрой.
Если же ты откажешься от того, чему привержен, и последуешь их страстям, то у Аллаха ты будешь одним из оказавшихся в убытке, а они будут считать тебя лицемером.
Будь же решительным, стремясь снискать довольство Всевышнего Аллаха и Его Посланника, навлекая на себя гнев этих людей, и не обращай внимания на их упреки и не старайся задобрить их. Не обращай внимания на порицание с их стороны и их гнев, ибо поистине, это – твое совершенство. Как сказал поэт:
«Если дойдет до тебя, что меня порицает порочный,
Это свидетельство в пользу мою, что я совершенен…»
А другой сказал:
«Мне всегда добавляет любви к себе то,
Что людям ничтожным и скверным я ненавистен…»
Тот, кто оберегает сердце свое от открытия этих четырех входов, которые являются корнем всех бед мира этого, а это излишество во взглядах, словах, еде и общении с людьми, и использует девять названных средств защиты от шайтана, получит свою долю преуспеяния, закроет перед собой врата Ада, откроет для себя врата милости и окунется в нее внешне и внутренне.