Разве не в Геенне обитель возгордившихся?» (Сура 39 «Толпы», аят 60).
И Всевышний сообщил, что люди высокомерные и надменные – это те, чьи сердца Он запечатал. Всевышний Аллах сказал: «Так Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана» (Сура 40 «Прощающий», аят 35).
И Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Не войдет в Рай тот, в чьем сердце было высокомерие хотя бы на вес мельчайшей частицы» (Муслим).
Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует также сказал: «Высокомерие – это отказ признавать истину и надменное отношение к людям».
И Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей» (Сура 4 «Женщины», аят 48).
Это указание на то, что Он не прощает высокомерие, которое серьезнее ширка. «Кто принизил себя ради Аллаха, того возвысит Аллах».
Точно так же, кто высокомерно отказывается покоряться истине, того Аллах унизит, опустит и сделает его ничтожным и презренным. И кто высокомерно отказывается покоряться истине, пусть она даже пришла к нему через кого-то совсем юного или от того, кого ненавидит и к кому относится враждебно, то это означает, что он проявляет высокомерие по отношению к Аллаху.
Поистине, Аллах – истина, и слова Его – истина, и религия Его - истина. Истина присуще Ему, исходит от Него и принадлежит Ему, и когда раб отвергает ее и высокомерно отказывается принимать ее, то он отвергает то, что исходит от Аллаха, и это высокомерие по отношению к Нему. А Аллах знает лучше.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ВИДЫ ЗЛА ШАЙТАНА
Первое зло: зло неверия, ширка и враждебности по отношению к Аллаху и Его Посланнику. Добившись этого от потомка Адама, он вздыхает с облегчением и отдыхает от своих забот, связанных с ним. Это первое, чего он желает от раба Аллаха, и он не перестает стараться, пока не добьется этого от него. А добившись своего, он превращает его в своего воина и посылает его к ему подобным, и он превращается в одного из проповедников и заместителей Иблиса.
Второе зло: отчаявшись добиться этого, поскольку ему на роду был написан Ислам, когда он был еще в материнской утробе, шайтан переводит на следующую ступень зла. Это нововведение. Оно любимее шайтаном, чем нечестие и ослушание Аллаха, потому что оно причиняет вред самой религии, то есть вред этот переходит дальше. Это грех, за которым не следует покаяние и испрашивание прощения, это противоречие призыву посланников и призыв к противоположному тому, что принесли они. Это врата неверия и придавания Аллаху сотоварищей. Если шайтан добивается от человека нововведений, то он также остается его заместителем и одним из его проповедников.
Третье зло: если шайтану не удается склонить человека к этому злу и Аллах наделил человека любовью к Сунне и он враждебно относится к приверженцам нововведений и заблуждения, он переводит его на третью ступень зла. Это разнообразные тяжкие грехи. Шайтан стремится ввести человека в такие грехи, особенно если он ученый, за которым следуют люди. Шайтан старается отвратить от него людей и сделать так, чтобы среди них распространилась весть о его грехах и ослушании Аллаха. И он выбирает из их числа того, кто будет распространять эту весть под предлогом набожности и приближения к Всевышнему Аллаху. Такой человек – заместитель Иблиса, но сам он не чувствует этого. Поистине, тех, которые любят, чтобы о тех, кто уверовал, распространялась мерзость, ждет мучительное наказание. Это если они любят, чтобы эта мерзость распространялась. А что говорить о том случае, когда они сами распространяют ее не из желания давать верующим добрый совет, а просто подчиняясь Иблису и становясь его заместителями?
Все это для того, чтобы отвратить людей от данного человека и чтобы они не могли получать пользу от него. Грехи этого человека, даже если бы они достали до небес, намного менее тяжки пред Аллахом, чем грехи этих людей, потому что он притесняет самого себя, а когда он просит у Аллаха прощения и раскаивается перед Ним, Аллах принимает его покаяние и заменяет его скверные дела благими. А грехи этих людей – притеснение верующих, выискивание в них изъянов и стремление опозорить их. А Всевышний Аллах видит все и не укрывается от Него то, что в груди, и то, что нашептывает душа.
Четвертое зло: если шайтану не удалось склонить человека к этому злу, то он переводит его на четвертую ступень зла. Это малые грехи, которые имеют свойство накапливаться и способны погубить совершающего их. Как сказал Пророк да благословит Его Аллах и приветствует : «Остерегайтесь незначительных грехов, ибо это подобно людям, которые остановились в пустыне…» И он изрек хадис, смысл которого таков: каждый из них принес по ветке и они развели большой костер и приготовили еду. Это о человеке, которому шайтан внушал, что его грехи ничтожны, до тех пор, пока он не начал относиться к ним небрежно, так что совершивший тяжкий грех и боящийся наказания оказывается лучше по своему положению, чем он.
Пятое зло: если шайтану не удается склонить человека к этому злу, он переводит его на следующую, пятую ступень. Это занятие дозволенным, которое не приносит ни награды, ни наказания. В результате человек упускает награду – ему не удается обрести ее из-за занятия этим дозволенным.
Шестое зло: если шайтану не удается склонить раба Аллаха к этому злу, поскольку человек дорожит своим временем и помнит о скоротечности своей жизни и о том блаженстве или мучениях, которые ожидают его после ее завершения, то шайтан переводит его на шестую ступень зла. Это занятие тем, что хуже, вместо того, что лучше. Человек упускает более достойное дело и лишается награды, которая полагается за его совершение. Шайтан побуждает человека к совершению менее достойного благого дела и подталкивает его к этому, приукрашивая это деяние в его глазах, если очевидно, что ради совершения этого деяния человек откажется от совершения деяния более достойного. И мало кто из людей вовремя обращает на это внимание.
Обнаруживая в себе стремление к совершению благого дела, относительно которого у него нет сомнения в том, что это покорность Аллаху и приближение к Нему, он не допускает мысли о том, что это стремление может быть от шайтана. Мол, шайтан не побуждает к благому, а ведь это благое дело. И он считает, что это стремление – от Аллаха. И его поведение вполне оправдано, ведь ему неведомо, что шайтан велит ему войти в семьдесят врат блага либо для того, чтобы в конце концов привести его к одним вратам зла, либо для того, чтобы он лишился блага большего и лучшего, чем эти семьдесят.
Узнать об этом можно лишь благодаря свету от Аллаха, который Он вкладывает в сердце Своего раба и причиной которого становится неуклонное следование Посланнику Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует и большое внимание к степеням деяний у Аллаха и тому, какие из них более угодны Ему и любимы Им, и приносят больше пользы Его рабу, и в большей степени являются проявлениями чистосердечия пот отношению к Аллаху, Его Посланнику да благословит Его Аллах и приветствует , Его Писанию и Его верующим рабам, особенно простым. Но это известно лишь тем, кто относится к числу наследников Посланника да благословит Его Аллах и приветствует , его заместителей в общине и его наместников на земле. Большинство же людей не знают этого и мысли об этом не приходят им в голову. Всевышний Аллах одаряет милостью Своей кого пожелает из Своих рабов.
Седьмое зло: если шайтану не удается склонить человека ни к одной из этих степеней зла, ибо он слишком сознателен и бдителен для этого, он натравливает на него свою партию из числа людей и джиннов, и они вредят ему разнообразными способами и обвиняет его в неверии, заблуждении и приверженности нововведениям и предостерегают от него, стараясь уменьшить, погасить его активность, привести в замешательство сердце его, занять мысли его этой войной и лишить людей возможности получать от него пользу. Он постоянно и неустанно посылает против него приверженцев ложного из числа шайтанов-людей и шайтанов-джиннов. Тогда верующий надевает на себя доспехи для войны и ведет ее до самой смерти. Стоит ему прекратить ее, как он попадает в плен или будет сражен. Так он ведет джихад, пока не встретится с Аллахом.
Подумай же о содержании этого раздела и поразмышляй над ним и над великой пользой, которую он в себе заключает, и сделай его критерием, по которому ты оцениваешь людей и деяния, ибо он открывает тебе истины бытия и степени людей. А Аллах – Тот, Кого просят о помощи, и на Него следует уповать. И если бы в этом комментарии не было ничего, кроме этого раздела, он и то оказался бы полезным для тех, кто поразмышляет над ним и усвоит его.
См. «Бадаи аль-фаваид»
ЗЛО ШАЙТАНА
К его злу относится то, что он – разбойник, крадущий имущество людей. Во всякой еде и питье, над которыми не поминается имя Всевышнего Аллаха, он имеет долю, воруя и хватая украдкой. И он ночует в доме, если в нем не поминается имя Всевышнего Аллаха. Он ест еду людей без их разрешения, ночует в их домах без их веления, входит как вор и выходит совершившим набег. Он указывает на их слабые места и велит рабу Аллаха ослушиваться Его, а потом демонстрирует это ослушание другим людям, показывая им (в состоянии бодрствования или во сне) его проступок.
Так, бывает, что человек совершает грех, о котором никому из людей неизвестно, а потом оказывается, что люди уже говорят об этом. А все потому, что шайтан приукрашивает в его глазах это деяние и вкладывает стремление совершить его в его сердце, а потом внушает людям, что этот человек совершил данное действие. То есть он внушает им это, введя его в грех, и позорит его таким образом. Всевышний Господь покрывает его, а шайтан стремится всеми способами сбросить эту завесу и опозорить его. И раб Аллаха обольщается и говорит: мол, этот грех не видел никто, кроме Всевышнего Аллаха. При этом он не подозревает о том, что его враг стремится навредить ему и опозорить его. Очень редко люди понимают это.
К злу шайтана относится и то, что, когда раб Аллаха засыпает, он завязывает на его голове узел, который мешает ему просыпаться. Саид ибн аль-Мусайяб передает от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Когда любой из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них и говоря: «Ночь твоя будет долгой, спи же!» Если человек проснется и помянет Всевышнего Аллаха, развяжется один узел; если он совершит омовение, развяжутся два узла; а если совершит молитву, то развяжутся все узлы и человек будет утром бодрым и в хорошем настроении, а иначе он будет с утра в скверном настроении и будет ленивым» (Аль-Бухари, 3269; Муслим, 776).
К злу шайтана относится и то, что он мочится в ухо человеку, чтобы он спал до самого утра. Сообщается, что когда Пророку, мир ему и благословение Аллаха, рассказали о человеке, проспавшем всю ночь до утра, он сказал: «Шайтан помочился в уши (или: в ухо) этого человека» (Аль-Бухари, 3270).
К злу шайтана относится и то, что он преграждает путь потомку Адама на любой их дорог блага, по которой он идет. Какой бы ни была дорога блага, шайтан обязательно устраивает на ней засаду и пытается помешать человеку пойти по этой дороге. Если же он поступит наперекор ему и все-таки пойдет по этой дороге, шайтан начинает стараться замедлить его продвижение по ней и возводить препятствия на его пути и пытается ввести его в замешательство и отвлечь его. Если же он все-таки совершит это деяние, доведя его до конца, то шайтан подготавливает для него то, что должно устранить последствия этого дела и отбросить человека назад в его движении.
Достаточное зло – то, что он поклялся Аллахом, что засядет на Его прямом пути, чтобы сбивать с него потомков Адама. И он поклялся, что будет приходить к ним спереди и сзади, справа и слева. В своем зле он дошел до того, что строил козни и применял хитрость до тех пор, пока не добился изгнания Адама из Рая. Но он не ограничился этим, а сумел вывести из числа его потомков долю обитателей Огня – девятьсот девяносто девять из каждой тысячи.
Однако и этого ему оказалось недостаточно, и он принялся строить козни, чтобы противостоять призыву Аллаха на земле и вести свой призыв и чтобы люди поклонялись ему помимо Аллаха. Он стремится – и прикладывает для этого огромные усилия – погасить свет Аллаха и свести на нет Его призыв, и вести призыв к неверию и придаванию Аллаху сотоварищей, и он стремится стереть единобожие и его вехи с лица земли.
См. «Бадаи аль-фаваид»