Поэтому, когда однажды Ибн Аббасу сказали: «Поистине, иудеи утверждают, что, когда они молятся, к ним не приходят наущения», он ответил: «А что шайтан будет делать с разрушенным сердцем?»
Если же предположить, что вор украдет из царского дома, то это также можно считать невозможным, потому что его охраняют столько стражников и привратников, что вор просто не сможет приблизиться к нему. Да и как же иначе, ведь сам царь стережет этот дом? Как сможет вор приблизиться к нему, когда его окружают стражники и воины? Вору остается только третий дом, и именно на него он и совершает набеги.
Пусть же разумный человек размышляет над этим примером и примеряет его на сердца, ибо к ним это тоже относится.
См. «Вабиль ас-саййиб»
ПРИЗНАКИ НЕДУГА СЕРДЦА
Каждый орган тела создан для совершения определенного действия, и он идеальным образом приспособлен к совершению данного действия. А недуг этого органа – это когда он не может делать то, для чего он был создан, то есть не делает этого вообще либо делает, но не так, как должен. Недуг руки – это когда она не может брать. Недуг глаза – когда он не может смотреть и видеть. Недуг языка – когда он не может говорить. Недуг тела – когда оно не может совершать естественные движения или же оно слишком слабо для их совершения.
А недуг сердца – это когда оно не может делать то, ради чего оно создано, а это познание Аллаха, любовь к Нему, стремление к встрече с Ним, возвращение к покорности Ему и предпочтение этого любой страсти. Если раб Аллаха знает все, но не знает своего Господа, то он как будто не знает ничего, и если бы он обрел все мирские блага, удовольствия и наслаждения, но при этом не обрел любви к Аллаху, стремления к Нему и ощущения близости к Нему, то он как будто не обрел ни одного удовольствия блаженства и радости.
Более того, если в сердце нет ничего из этого, то эти блага и наслаждения обернутся для него мучениями, и ему не избежать этого. И он будет мучиться из-за того, чем прежде наслаждался. Во-первых, это горечь лишения, ведь оно лишится этих наслаждений притом, что дух его привязан к ним. Во-вторых, оно лишится того, что лучше для него, полезнее и долговечнее, поскольку оно не сможет обрести это. И то, что было у него и что оно любило, будет потеряно, а то, что еще более желанно, оно не приобретет.
Всякий знающий Аллаха любит Его и поклоняется со всей искренностью Ему одному, и иначе и быть не может, и ничто из любимого людьми не оказывает на него воздействия. А сердце того, кто предпочитает Ему что-то из любимого людьми, - это больное сердце. Это подобно тому, как желудок, привыкая потреблять скверное и предпочитать его благому, перестает желать благого и привыкает любить противоположное ему.
Бывает, что сердце заболевает и недуг его усиливается, но при этом обладатель его не знает об этом, поскольку он занят чем-то иным и не интересуется здоровьем своего сердца и тем, что способствует его сохранению. Более того, сердце может умереть, а его обладатель и не почувствует этого. А признаком этого является то, что ему не причиняют боли раны отвратительных деяний, и ему не больно от того, что он не знает истины, и от его ложных убеждений. Если сердце живое, то отвратительное, касаясь его, причиняет боль, как причиняет ему боль и незнание истины в той степени, в которой в нем присутствует жизнь.
А иногда человек ощущает этот недуг, однако лекарство кажется ему слишком горьким и ему не хватает терпения принимать его. Он предпочитает оставаться больным, лишь бы не испытывать трудности, с которыми сопряжен прием лекарства. Лекарство же заключается в противостоянии собственным страстям, а это самое сложное для души притом, что нет для нее ничего полезнее этого.
А иногда человек заставляет себя терпеть, но потом его решимость ослабевает, не продержавшись долго, из-за слабости его знания, внутреннего видения и терпения. Он подобен тому, кто вступил на внушающий страх путь, ведущий к безопасному месту. Он знает, что если проявит терпение, то страх уйдет и в конце пути его ожидает безопасность. Ему требуется много терпения и твердая вера в то, навстречу чему он идет. И если его терпение и вера ослабевают, он сходит с этого пути, не в силах претерпевать трудности, с которыми сопряжено его преодоление. Особенно если нет товарища, который сопровождал бы его, и его пугает одиночество и он начинает говорить: «Куда же пошли люди? Мне нужно идти за ними». Таково положение большинства людей, и это губит их.
Человек, видящий (истину) и искренний не пугается того, что мало следующих тем же путем или же их нет вовсе, когда сердце его ощущает, что вместе с ним – первые, которых Аллах облагодетельствовал, из числа пророков, правдивых, мучеников и праведников, а все они – прекрасные товарищи. Когда человек идет по какой-то дороге в одиночку, это свидетельствует об искренности его желания идти по ней.
Исхаку ибн Рахавейхи как-то задали вопрос и он ответил. Ему сказали: Поистине, твой брат Ахмад ибн Ханбаль сказал об этом нечто подобное». Тогда он сказал: «Я не думал, что кто-нибудь согласиться со мной в этом». После того, как истина стала ясны для него, его не испугало то, что другие могут не согласиться с ним.
Поистине, когда истина проявляется и становится явной, уже не требуется тот, кто свидетельствовал бы в ее пользу. Сердце видит истину, как глаз видит солнце. Когда человек видит солнце, он не нуждается для того, чтобы знать о нем и быть убежденным в том, что оно взошло, в тех, кто засвидетельствовал бы это и согласился бы с ним в этом.
См. «Игасат аль-ляхфан»