И это смысл слов Яхьи ибн Муаза, которого спросили: «Когда человек бывает уповающим?» Он ответил: «Когда он доволен Аллахом в качестве покровителя».

См. «Мадаридж ас-саликин»

УПОВАНИЕ ПОХВАЛЬНОЕ И УПОВАНИЕ ПОРИЦАЕМОЕ

Очень часто происходит смешение похвального и совершенного с порицаемым и неполноценным. Препоручение распоряжения своими делами Аллаху смешивается с отказом что-либо делать, в результате чего раб Аллаха упускает свою долю, полагая, что это – препоручение Ему распоряжения своими делами и упование. А на самом деле это упущение, а не препоручение. Упущение – в том, что касается права Аллаха, а препоручение – в том, что касается твоего права.

Порой путают упование с бездеятельностью и освобождением себя от усилий. Человек думает, что он уповает, а на самом деле он трудится, не зная отдыха. Признак этого: уповающий крайне усерден в пользовании причинами, которыми ему велено пользоваться, но отдыхает от остальных, утомляясь из-за этих, тогда как стремящийся избавить себя от усилий использует причины только в той степени, в которой этого требует необходимость, выполняя необходимый минимум своих шариатских обязанностей. Таким образом, это две разные категории.

Порой путают также отрицание зависимости от причин с отказом пользоваться этими причинами. Первое – единобожие, второе – безбожие и отклонение от истинного пути. Отрицание зависимости – это отказ сердца полагаться на причины, привязываться к ним и опираться на них притом, что человек пользуется ими. А отказ пользоваться причинами – это отказ от пользования причинами органами тела.

Путают порой и уверенность в Аллахе с обольщенностью и бессилием. Различия между ними в том, что уверенный в Аллахе делает то, что Аллах повелел ему, и полагается на Аллаха в том, что касается появления и увеличения плодов. Например, человек сажает дерево или сеет семена в землю. А обольщенный и бессильный – это человек, пренебрегающий тем, что повелел ему Аллах, и утверждающий при этом, что он полагается на Аллаха и уверен в Нем. Уверенность может иметь место только после приложения усилий.

Путают порой и спокойствие в отношении Аллаха со спокойствием в отношении известного. Только человек проницательный различает их. От Абу Сулеймана ад-Дарони передают, что он увидел в Мекке человека, который только пил воду Зам-зама. По прошествии нескольких дней он сказал ему: «А если бы Замзам ушел под землю, что бы ты тогда пил?» Тогда этот человек поднялся, поцеловал его голову и сказал: «Да воздаст тебе Аллах благом за то, что ты направил меня! Поистине, я много дней поклонялся Замзаму!» Затем он оставил его и ушел.

Большинство уповающих спокойны в отношении известного притом, что им самим кажется, что они спокойны в отношении Аллаха. Признак этого: как только исчезает известное одного из них, его охватывает беспокойство, скорбь и страх, и становится ясно, что его спокойствие было не в отношении Аллаха.

См. «Мадаридж ас-саликин»

ОБМАНЧИВОЕ УПОВАНИЕ

Многие мусульмане обманываются в своем уповании. Бывает, что человек уповает по-настоящему, однако при этом он обманывается. Например, человек направляет свое упование на какую-то второстепенную потребность и растрачивает на нее все силу своего упования, тогда как удовлетворения этой потребности он может достичь почти без усилий и освободить свое сердце для упования в том, что касается увеличения веры и знания, поддержки религии и оказания благотворного влияния на мир вокруг. Это упование слабого обладателя приземленных стремлений.

А некоторые обращают все свое внимание, упование и мольбы на болезнь, от которой очень просто избавиться, или на голод, который можно утолить половиной лепешки или имея половину дирхема, и не направляет их на поддержку религии, противостояние приверженцам нововведений, увеличение веры, интересы мусульман. А Аллах знает обо всем лучше.

См. «Мадаридж ас-саликин»

БЕССИЛИЕ И БЛАГОРАЗУМИЕ

Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует со своими сподвижниками, когда им сказали после их ухода с места битвы при Ухуде: «Поистине, люди собрались против вас, так бойтесь же их», снарядились и вышли навстречу врагу, поступив благоразумно и сказав: «Достаточно нам Аллаха и прекрасный Он покровитель!»

И эти слова повлекли за собой нужные последствия. Поэтому Всевышний Аллах сказал:

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (65:2-3).

Он упомянул упование после богобоязненности, которая являет собой предписанное использование причин. В таком случае, если человек уповает на Аллаха, то ему достаточно Его. Как сказано в другом аяте:

«Бойтесь Аллаха, и пусть на Аллаха уповают верующие!» (5:11).

Одно только упование без использования причин являет собой слабость в чистом виде. Даже если в ней и примешивается некая доля упования, то это упование-слабость, и рабу Аллаха не следует превращать свое упование в слабость, и свою слабость – в упование. Он должен сделать свое упование одной из предписанных причин, без использования которых – именно всех, а не некоторых из них, - не достичь цели.

Здесь допустили ошибку две группы людей. Первая решила, что упование само по себе является отдельной, независимой причиной, которой достаточно для достижения желаемого. Эта группа совершенно пренебрегла причинами, которые Аллах по мудрости Своей сделал путем к следствиям. Представители этой группы пришли, таким образом, к некоторого рода упущениям и слабости соответственно тем причинам, которыми они пренебрегли. Их упование оказалось слабым, тогда как они считали его сильным из-за отделённости его от причин. Они собрали все стремления в одно. Хотя в этом и заключена сила, если посмотреть с одной стороны, но если посмотреть с другой, то в этом заключается и слабость. Чем сильнее становится упование благодаря своей отделенности от причин, тем слабее делают его упущения, связанные с причинами, которые являются объектами упования. Ибо, поистине, объект упования – причины, а совершенство его – в уповании на Аллаха в них. Это упование пахаря, который вспахал землю, бросил в нее семена и уповает на Аллаха в том, что касается его посевов и их роста. Такой человек уповает по-настоящему. Он не ослаблял своего упования оставлением земли нетронутой.

То же самое можно сказать об уповании путника в том, что касается преодоления нужного расстояния притом, что он прилагает усилия для того, чтобы это расстояние преодолеть. Таково и упование благоразумных, которые надеются избежать наказания Аллаха и обрести награду от Него, усердствуя при этом в покорности Ему. Это и есть упование, которое дает желанные результаты, и Аллаха достаточно тому, кто уповает на Него таким образом.

Что же касается упования слабости и упущений, то оно не приносит ожидаемых результатов, и Аллаха недостаточно тому, кто уповает на Него таким образом, ибо поистине, Аллаха достаточно уповающему на Него, когда он богобоязнен, а богобоязненность представляет собой предписанное использование причин, а не пренебрежение ими.

Вторая группа, пользуясь причинами и видя из связь со следствиями, оговоренную Шариатом и предопределенную Всевышним, отвернулись от собственно упования. Эта группа, даже если она и обрела то, что обрела, благодаря пользованию причинами, в любом случае не обладает силой обладателей упования, и Аллаха недостаточно для нее, и Он не защищает ее. Напротив, она оставлена без помощи и слаба в той степени, в которой она упускает упование.

Настоящая сила заключается в уповании на Аллаха. Как сказал один из наших праведных предшественников: «Кто желает быть сильнейшим из людей, пусть уповает на Аллаха, ибо сила обеспечена уповающему, и Аллаха достаточно ему, и Он защищает его, однако этого тем меньше, чем меньше его богобоязненность и упование. Если же у него есть и то, и другое, то Аллах непременно утроит ему выход из любой сложной для людей ситуации, и ему будет достаточно Аллаха.

Таким образом, Пророк да благословит Его Аллах и приветствует указал рабу Аллаха на то, в чем верх его совершенства и осуществление его желаний: он должен стремиться к тому, в чем польза для него, и прилагать усилия для этого, и тогда ему принесут пользу слова: «Достаточно мне Аллаха и прекрасный Он покровитель!» В отличие от слабого и делающего упущения человека, который упускает то, в чем благо для него, а потом говорит: «Достаточно мне Аллаха и прекрасный Он покровитель» Аллах порицает такого человека, и в этом случае Его не будет достаточно для него, ибо Его достаточно тому, кто уповает на Него, будучи богобоязненным*.

См. «За’д аль-ма’ад»

____________________________

*То есть прилагая усилия для того, чтобы избежать Его наказания и снискать Его награду.

Наши рекомендации