Фактический график движения по маршруту
Начало похода было запланировано очень ранним, выезд с Курского вокзала в субботу на второй электричке в 6:20, до станции Покров. Ехать около двух с половиной часов, так что по приезде было уже светло. К большому сожалению, из всех потенциально готовых поехать участников на вокзал явился только один.
Приехав на станцию Покров, недолго думая, взяли такси до деревни Головино. Оно обошлось в 500 р. В Головино быстро перепаковались, включили навигатор и пошли.
Первым делом посмотрели на церковь Троицы Живоначальной и на брод, которые хотели идти в предыдущий раз. Сейчас он представлял собой практически непреодолимое препятствие из-за подъема уровня воды. Мы немного взгрустнули от предстоящего довольно мокрого маршрута, и пошли по запланированному пути, на север, в сторону деревни Кикино, где как раз был запланирован брод через р. Волешка.
По дороге, в деревне Степаново, мы встретили двух местных жителей, с которыми немного разболтались и выяснили, что далее в деревне Телешево могут бегать без привязи охранные собаки типа кавказца/алабая (породы для охраны от волков), что нас немного напрягло, но пройдя метров 500 встретили другого местного мужика, который как раз был одним из хозяев этих собак. Он предупредил о том, что свою собаку он привязал, а соседская собака обычно всегда на привязи, так что нам бояться нечего, но мы можем обойти деревню через поле, если сильно нервничаем. Брод через р. Волешку он нам не советовал идти, так как летом она 20 см глубиной, а вот сейчас может быть легко больше метра – у нее U-образное русло с крутыми бортами. Кроме этого этот прекрасный дядька рассказал нам, что через д. Коленово до д. Хмелево мы не пройдем, так как там ещё со времен Лужкова обосновались люди из Московской мэрии, которые ездят на охоту и все огромное поле обтянуто сеткой-рабицей и надо обходить через лес. Что было не ново, так как при подготовке я нашел упоминания про забор вокруг коттеджного поселка в Коленово. Попрощавшись с ним мы двинулись в дорогу.
Стоит отметить, что абсолютно все накатанные дороги на протяжении этих двух дней были крайне сложны для движения по ним, так как спрессованный снег после оттепели и дождика стал просто льдом, и идти было тяжело даже с трекпалками.
Взглянув на часы мы отказались от захода на храм в Ирошниково и пошли в сторону Кикино. По совету мужика обошли Телешево стороной и подошли к Кикино. По виду Волешка не напоминала легко переходимую вброд реку. На предполагаемом месте брода пытались прощупать глубину, и палка ушла по рукоятку – у берега не менее 120 см глубины. Решили идти вверх по течению и искать какое-нибудь бревно, либо обходить через Кашино. Через некоторое время нашлась сухая старая елка, упавшая через реку и мы спокойно переправились по дереву.
Сразу с места переправы начали по азимуту выходить на угол, где был предполагаемый поворот сетки, но немного промахнулись и уперлись прямо в неё. Сразу было замечено, что с той стороны вдоль неё имеется цепочка следов сапог – значит, что сию территорию регулярно обходят.
Медленно и печально обходилось по лесу. Воды было много, особенно там, где должны течь ручьи и были локальные овраги. С удивлением обнаружили, что забор не заканчивается там, где должен, а от него идет ещё одна сетка вдоль так желанной дороги. Через какое-то время с трудом вышли на дорогу. Участок в три километра занял около 2-2,5 часов ходового времени. Вышли мы к крытому навесу над дорогой, где были ворота и табличка, что это территория Паньковского охотхозяйства.
Вышли в Хмелёво, наконец-то начался асфальт. Идти стало хорошо. Осознав катастрофическое отставание от графика и возможность на следующий день не успеть на электричку, мы решили срезать самый дальний, интересный и «вкусный» участок маршрута и довольно быстро направились по дороге к сторону Новосёлово, надеясь дойти максимально близко к мемориалу на месте гибели Гагарина и Серегина.
По дороге зашли в магазин, забив на принцип автономности, так как в эту мерзкую погоду очень хотелось чего-нибудь к чаю и согревающего. В обоих магазинах были очень приветливые и общительные продавщицы, у которых одинаково округлялись глаза от наших ответов на их воросы «Откуда-куда?», «Спать в лесу будете?» и так далее. Выяснили, что дом-музей Гагарина и Серегина работает каждый день с 8-ми утра обычно. Посетителей просто пускают охранники. Бесплатно. Выйдя из магазина, мы сделали последний марш-бросок до места ночевки. Очень удачно нам попалась какая-то свежая лесовозная дорога в лес, вдоль которой мы немного прошли до нормального леса с небольшим количеством сухостойных елок, где и устроили бивуак. После очень насыщенного дня долго и печально разгорались мокрые дрова, но в итоге костер был на славу. Отбой был после 12-ти.
Утром встали мы после 11-ти, выспавшиеся и довольные, несмотря на то, что нчью был очень сильный дождь, который порой мешал спать. Бодро приготовили еду и собрались. Вышли ровно в полдень. Вчерашняя дорога теперь больше напоминала ров, заполненный водой…
При нашем подходе к мемориалу на месте гибели Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина пошел сильный дождь и образовался сильный туман. Очень атмосферно получилось. На обратной дороге из небольшой пристройки у дороги к нам вышла женщина-смотритель и уговорила нас купить магнитик, а так же рассказала о том, что дом-музей сейчас закрыт – охранники решили, что в такую отвратительную погоду посетителей (что правда, людей мы не видели) не будет и устроили выходной.
Дальше мы направились в сторону деревни Петряево и к Никифорово. Подойдя к реке Молодынь, мы испытали шок и растерянность (и трепет перед силами природы). Мост, который должен был быть, отсутствовал, и перед нами была разлившаяся река на пару сотен метров. Безусловно, здесь был косяк руководителя при планировании маршрута, так как увидев мост на спутниковом снимке и тропу на OSM-картам он не провел проверку по другим источникам, в которых было указание на то, что мост исчез в 2014 году (что было сделано после пвд).
Быстро прикинув варианты обхода по имеющимся картам, мы двинулись в сторону Акулово. По дороге, на каком-то лесном азимуте, увидели косулю. Отдельно стоит отметить, что воды на поле, через которое мы в какой-то момент шли, было много. Большая часть поля была залита талой водой, которая почти заливалась в горные и треккинговые ботинки, много травы, где-то ещё не растаял снег, а где-то хрустел и уходил вниз лёд. С большим психологическим напряжением мы преодолели этот участок и вышли на грунтовую дорогу между поселками, которая все-таки оказалась там, где должна быть.
Дальше было «тупо ломи вперед», обходя лесной массив через деревню Трохино по грунтовым дорогам. Уже темнело и мы начали переживать, что не успеем на электричку. Один из участников команды натер мозоли, и скорость немного упала. В связи с этим после Никифорово сразу пошли в сторону БМО. Подходя к Финеево, поняли, что мы самую малость не успеваем на платформу Илейкино и решили закончить маршрут на о.п.157 км (бывший о.п. 158 км). «Финишировали» мы к 18:30.
Рекомендации к последующему прохождению
Район очень интересен и красив, отчасти это обуславливается его очень непростой транспортной доступностью и не всегда легкой проходимостью местных лесов и водных преград. Много хороших лесов, болот и рек немного. Относительно Подмосковья гораздо больше живности в лесах. Рекомендуется к дальнейшему изучению и прокладке маршрутов.
Приложение. Фото- и картографические материалы
Церковь Троицы Живоначальной в деревне Головино | Дом в деревне Степаново |
Распутица возле деревни Телешево | Наша переправа через р. Волешка |
Огороженная территория д. Коленово | Название охотхозяйства |
Одно из зданий Скорбященского женского монастыря в Хмелево | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне (скорее уже урочище) Паньково |
Церковь Иконы Божией Матери «Знамение» в деревне Знаменское | Мемориал на месте гибели Ю. А. Гагарина и В. С. Серёгина |
Мемориал на месте гибели Ю. А. Гагарина и В. С. Серёгина | МИГ-15УТИ |
Просторы, деревня Петряево | |
Просторы, деревня Петряево | |
Река Молодынь и отсутствие моста | |
Переправа через один из осушительных каналов | Церковь Серафима Саровского в Никифорово |
Больше фотографий тут: https://vk.com/album-156439274_248129349
Спутниковый снимок (yandex). Красным изображен планируемый маршрут, зеленым – фактический.
График изменения высоты по данным gps-прибора