Контент-анализ обсуждений итсизма на Интернет-форумах
При написании данной статьи были проанализированы суждения об итсизме, написанные членами и случайными посетителями открытой группы «Итсизм», возникшей в 2008 г. в социальной сети «В контакте». При этом учитывалось, что большая часть посетителей — представители молодого поколения. Всего в группу входят 140 человек, в основном считающих себя итсистами.
Руководитель группы даёт определение итсизма как «веры вне религии», или «веры в то, что за гранью человеческого понимания есть кто-то или что-то высшее, создавшее наш мир, или как-то влияющее на него, или просто сосуществующее с ним» [8]. То, что сам создатель группы, открытой для всех интересующихся итсизмом, употребляет при определении этого феномена расплывчатые фразы вроде «за гранью понимания», «есть кто-то или что-то» или «очень примерно», подтверждает нашу характеристику итсистов как не определившихся во взглядах и абстрактно верующих людей.
Такие люди больше подвержены чужому влиянию, чем пребывающие в сомнениях агностики, потому что, в отличие от агностиков, у итсистов нет чёткой позиции — у них есть «немного больше, чем отсутствие позиции, но ещё не полноценная позиция», а «какое-то переходное состояние» [9].
Многие посетители сайта смутно во что-то верили, но из-за своего незнания долго не могли понять, как эту туманную веру назвать. Поэтому среди реплик людей, недавно примкнувших к итсизму, можно встретить признания о настоящем мпрозрении после долгого причисления себя к агностикам или атеистам. Бывших неверующих в итсизме привлекает отсутствие всякого принуждения, «кроме самоконтроля» [8].
Аморфность объекта поклонения и разочарование в традиционных религиях прослеживаются буквально во всех рассуждениях итсистов. Одни видят в Божестве «Огромнейшую энергию», которая «не может иметь имя, пол» и освобождает людей от влияния Церкви. Другие просто признают, что «есть что-то, чего мы не понимаем». Третьи, выступая против христианской идеи Божественного провидения, ссылаются на своё личное свободное и интуитивное видение мира [8]. Показательно, что на странице группы помещен рисунок, подписанный в виде афоризма: «Нет истины. Есть точки зрения». Такой релятивистский подход к осмыслению мира мог бы стать девизом итсистов.
Когда же у посетителей группы попросили написать о том, какими путями они пришли к итсизму, выяснилось, что большинство долгое время склонялись к атеизму, но так и не приняли его, потому что интуиция им подсказывала существование чего-то, стоящего над материальным. Они отвергают попытки «научить верить в» «Иисуса, Мохаммеда, Кришну, Будду», которые им «представляются такими же мифическими героями, как Геракл или Андромеда». Итсисты «не приемлют церковь и ритуалы» и представляют Бога как «энергетическое поле», в котором пребывают все живые существа и частица которого есть внутри каждого человека [8].
Кстати, выражение вроде «Бог есть внутри каждого из нас» следует считать типичным для итсистов. Говоря так, они имеют в виду, с одной стороны, желание чувствовать себя свободными от произвола Высшей Силы, а с другой стороны, заимствуют у пантеизма расплывчатое представление об эманации Высшей Силы ко всем людям. Отличие от пантеизма в том, что итсизм не признаёт тождества между Высшей Силой и природой, на которую её дух нисходит. Впрочем, от христиан тоже иногда можно услышать, будто в каждом человеке есть «искра Божья».
Поэтому встречаются случаи, когда к итсизму приходят не от атеизма, а от путаницы, возникшей в голове в результате поверхностного осмысления догматики и культа традиционной веры. Итсисты считают «абсурдными» «православные каноны, праздники и традиции», не видят необходимости «носить на груди крест или луну» и не верят в священные тексты или святость отдельных людей, но верят в «непостижимое» «высшее существо», независимо от того, «много ли там их или оно одно». Адепты итсизма «не чувствуют веры» и потому «не принимают и не поддерживают ни православие, ни ислам» [8]. Неслучайно, по данным ВЦИОМ, 56 % россиян считают, что Православная Церковь не нуждается в защите [14]. Это мнение не столько атеистов, сколько итсистов, поскольку ни один социологический опрос не даёт информацию о наличии такого большого количества атеистов.
Некорректность утверждений итсистов о возможности веры в Бога, но «без религии», очевидна. Итсизм — это та же религия, только не дающая чёткого определения священному объекту поклонения. Однако желание итсистов отвергнуть общепринятые авторитеты и самоуспокаивать себя мыслью о личной свободе двольно часто приводит их к мнению о необходимости веры без религии, которую человек способен придумать себе сам. Итсисты «могут верить в Бога, в которого им хочется верить», отвергают «чужие пережёванные знания» и допускают возможность наличия «у каждого своей» веры [8].
Итсисты понимают свободу как отсутствие ответственности и освобождение от всякой обременительной, в том числе и мыслительной деятельности. По данным Левада-центра, почти 2/3 россиян считают, что «люди должны иметь свободу слова, а значит — и право публично критиковать религию» [10]. Имеется в виду критика традиционной религии. Проблема заключаются в том, что для того, чтобы критиковать, надо сперва узнать то, что критикуешь. Но в том-то и дело, что оппоненты итсистов не могут вступать с ними в дискуссию по поводу смысла священных текстов, догм или обрядов, потому что итсисты их, как правило, не знают. Итсисты не видят разницы между христианством, исламом или буддизмом.
Отсюда следует акцент сторонников традиционных религий на невежество и косность тех людей, которым проще всего сказать, что они верят во что-то абстрактное. Православные видят основную проблему итсистов «в отсутствии желания познавать что-то», «эгоизме» и «лени». С точки зрения православных, итсисты ведут себя так, будто «слепой ведёт слепого» [8].
Таким образом, немногие люди, узнавшие, что есть такое понятие — итсизм, склоняются к нему, по их собственному признанию, из-за неприятия как атеизма, так и традиционной догматики. Итсисты веря в Нечто свыше, и не каждый из них готов назвать данную сущность Богом, а если и называет, то часто пишет это слово с маленькой буквы. Большинство итсистов не задумываются над природой своей веры, меньшинство — приходят к её осознанию при кратком сравнении с другими известными формами религии. Такое поверхностное знакомство вызывает критику со стороны убеждённых христиан, которых гораздо меньше, чем итсистов.
В 2009 г. в блоге «Итсизм и итсисты» на сайте mail.ru тоже появились редкие высказывания по поводу итсизма, но в силу малой известности этого термина и нежелания итсистов чем-то глубоко интересоваться, полемика продлилась всего около 3-х месяцев. Среди немногочисленных высказываний в этом блоге внимание исследователя должны привлечь лишь те, в которых раскрывается мировоззренческая позиция итсистов. В частности, один из блоггеров предлагает «веру в Нечто», которым может быть «Бог, может сгусток энергии» [7]. Обращают на себя внимание два факта — затруднение итсистов в самоидентификации и кощунственно-уничижительное, с точки зрения религиозного ортодокса, итсистское сравнение Бога с «сгустком энергии». Такая сумятица в голове может быть лишь при отсутствии у человека чётких знаний и духовных ориентиров.
С позицией итсистов необходимо сравнить позицию традиционалистов, от которых следует ожидать более глубокого понимания сути проблемы. В частности, на сайте известного православного публициста диакона Андрея Кураева в 2010 г. посетители обсуждали проблему распространения итсизма и попытались дать ему характеристику.
Большинство православных считают корнем и недостатком итсизма его бессмысленность. Люди, верящие в живого, разумного, всесильного, благого и антропоморфного Бога, не понимают, зачем его заменять на абстракцию, которой нельзя ни молиться, ни поклоняться. Православные считают итсизм «признаком упадка религиозного сознания», который никуда не ведёт своих последователей дальше самых простых рассуждений [6, с. 1].
Вполне понятно желание приверженцев классической религии осудить «отступников», избравших итсизм как «новую форму атеизма». И хотя следует согласиться, что от атеизма до итсизма, так же как и от итсизма до атеизма — один шаг, всё-таки это разные явления. Атеист верит, что Бога нет, и переубедить его крайне сложно. Во-первых, у атеиста может быть своя аргументация, а во-вторых, как все радикально мыслящие максималисты, он не станет прислушиваться к чужим аргументам. Атеиста можно сравнить с религиозным фанатиком: и тот, и другой — радикалы, и тот, и другой — склонны к экстремизму, и тот, и другой в споре приходят к тому моменту, дальше которого слушать оппонента не станут, потому что вся их аргументация спотыкается об отсутствие прямого доказательства как существования, так и несуществования Бога. Однако, глядя на то, как более активные атеисты и верующие традиционалисты спорят, итсисты выбирают позицию «золотой середины» — Бог есть, но он не совсем Бог.
Наконец, контент-анализ сообщений на форумах позволил установить распространённость суждений о сходстве итсизма с деизмом. Но если итсисты нередко не понимают различия между двумя этими понятиями, то православные указывают на разную природу этих явлений: деизм возникает из попыток осмысления мира, а итсизм — из интеллектуальной лени. Православные знатоки религии подчёркивают, что для того, «чтобы быть итсистом, можно вообще ничего чётко не утверждать» [6, с. 1, в то время как деист должен чётко сформулировать свою точку зрения [6, с. 2]. «Деизм — естественно сформировавшийся ответ человека, разочаровавшегося в «религии откровения» … ; Итсизм появился из опросника как просто отсутствие позиции» [9].
Таким образом, хотя информация об итсизме встречается в Интернете крайне редко, когда она появляется, то на короткое время привлекает внимание самых разных пользователей. Большинство из них с облегчением узнают, что для их поверхностных религиозных представлений есть точное научное название. Но первая же начавшаяся дискуссия вскрывает отторжение между итсистами и приверженцами традиционных религий. Конструктивную позицию в спорах не занял никто, а она вполне возможна: вместо критики друг друга и выявления различий в вере, оппонентам следует обращать обоюдное внимание на общие для них позиции. Например, православный сможет лишь тогда наладить общение с итсистом, когда покажет ему, что они оба верят, по сути, в одно и то же, а именно — в Высший Разум, который, раз он разумен, может быть мысленно олицетворён в Высшем Существе, называемом в православии Богом.
Заключение
Итак, итсизм — это абстрактное представление о существовании некой Высшей и аморфной Силы. Сама эта Сила может представляться итсистом в зависимости от ситуации по-разному. Точно так же, как вспоминает об этой Высшей Силе итсист лишь тогда, когда у него складываются неблагоприятные для жизнедеятельности обстоятельства. Как правило, итсист не осознаёт, что он итсист, и не потому, что он не знает этого слова, а потому, что он духовно невежественная личность. Порождается итсизм незнанием как науки, так и религии и обилием эклектичной информации, в которой неокрепший разум разобраться не способен. В информационном обществе информации должно быть всё больше, поэтому итсизм обязательно будет распространяться дальше.
Итсизм, находясь между традиционной верой в антропоморфного Бога и атеизмом, может колебаться то в одну, то в другую сторону. Поэтому в ходе соцопросов по незнанию социологи причисляют итсистов либо к верующим, либо к неверующим респондентам.
Однако итсизм — это не только не вера и не безверие в классическом понимании значений этих двух слов. Данное явление следует отличать также от деизма, агностицизма, пантеизма и фатализма. Деист верит в Бога, но не верит в то, что Бог, когда-то сотворив мир, продолжает им управлять. А итсист интуитивно верит в ту Высшую Силу, которая способна менять всё в нашей жизни по своему усмотрению. Агностик испытывает сомнения, а итсисту нет повода сомневаться: он и так ничего не знает из того, по поводу чего можно было бы сомневаться. Пантеист убеждён в том, что Бог есть во всём, а итсист разделяет Высшую Силу и её творение. Фаталист твёрдо верит в предопределение своей судьбы, а итсист чувствует себя свободным до тех пор, пока у него не возникнет трудноразрешимая проблема.
Итсизм — это усреднённое мировоззрение, в самом факте возникновения которого прослеживается стремление общества к внутреннему равновесию. Но, это равновесие иллюзорно, так как в силу аморфности итсистского мировоззрения, из него может выйти как воинствующий атеист, так и религиозный фанатик. Из-за своей неустойчивости, незавершённости и склонности к релятивизму он оказывается восприимчив к любым внешним влияниям: суевериям, научным теориям и отрывочным религиозным концепциям. Итсисты — люди, до конца не разобравшиеся в своём мировоззрении и потому не определившиеся, к какой вере примкнуть. А любой социолог или психолог знает, что проще всего изменить установку и переубедить не определившихся.
Тенденция такова, что традиционным религиям в недалёком будущем придётся отстаивать свои догмы и моральные ценности в упорной борьбе с атеистами, сектантами и агностиками, и каждый будет пытаться привлечь симпатии большинства (а большинством будут итсисты) на свою сторону. Можно сказать, что традиционные религии не столько будут бороться с атеистами, сколько будут стараться освободить от их влияния инертное большинство.
Московская молодёжь — самая весомая часть инертного большинства, которое сегодня можно причислить к итсистам. Для неё характерны не только поверхностно-интуитивная религиозность и абстрактное представление о Высшей Силе, но и модель поведения, которая неизбежно вытекает из этого представления: пассивность, моральный релятивизм, свобода в суждениях и поступках. Молодёжь более склонна к итсизму, чем старшие поколения. У неё отсутствуют чёткие убеждения, и она не признаёт старые авторитеты. Но отсутствие чёткого мировоззрения и ясных принципов не означает, что на молодёжь нельзя оказать влияния. Наоборот, именно это отсутствие и создаёт уникальную возможность восполнить его внешним воздействием.
По сути, итсизм не укрепляет, а расшатывает границы религиозной системы и является признаком её деградации как в России, так и на Западе. Вместо желанного социального равновесия он приводит к духовному расслаблению молодёжи — той части населения, которая по природе должна быть наиболее активной. И традиционному христианству придётся немало постараться, чтобы не допустить к влиянию на инертную молодёжь не только своих старых врагов атеистов, но и вторгшихся в религиозную систему чужеродных элементов вроде непривычных для Европы заокеанских сект и восточных культов.
Литература и Интернет-ресурсы
1. Верующие и неверующие. / Религия. / База данных ФОМ. // http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_rel/of041401
2. В какой мере заслуживает доверие церковь? / Религия. / Архив. // http://www.levada.ru/archive/religiya/v-kakoi-mere-zasluzhivaet-doverie-tserkov
3. В России можно только верить? / Аналитика. / Тематический каталог. // http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=3769
4. Доверие Русской православной церкви. / Религия. / База данных ФОМ. // http://bd.fom.ru/pdf/d01rpts.pdf
5. Зачем россияне приходят в храм? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1963. / Тематический каталог. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112543
6. Итсизм вытесняет классические религии? / Форум миссионерского портала диакона Андрея Кураева. // http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=356612.0
7. Итсизм и итсисты. / Блоги mail.ru. // http://blogs.mail.ru/mail/dann148/58A7CE826EEC8753.html
8. Итсизм. / Открытая группа. // http://vk.com/ietsism
9. Итсизм. Сходства и различия с деизмом. / Обсуждения. // http://vk.com/topic-3529945_22895338#/topic-3529945_22895338
10. Какая из следующих точек зрения по поводу критики религии Вам ближе? / Религия. / Архив. // http://www.levada.ru/archive/religiya/kakaya-iz-sleduyushchikh-tochek-zreniya-po-povodu-kritiki-religii-vam-blizhe
11. Как часто Вы посещаете религиозные службы? / Религия. / Архив. // http://www.levada.ru/archive/religiya/kak-chasto-vy-poseshchaete-religioznye-sluzhby
12. Новые православные. / Аналитика. // http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=2599
13. Отношение к атеизму и атеистам. / Религия. / База данных ФОМ. // http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_rel/d072323
14. Православная церковь: нужно ли её защищать? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2029. / Тематический каталог. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112787
15. Религиозная вера в России. / Пресс-выпуски. // http://www.levada.ru/26-09-2011/religioznaya-vera-v-rossii
16. Религия и вера в нашем обществе. / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 601. / Тематический каталог. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=3756
17. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 5. — С. 5-24.
18. Считаете ли Вы себя верующим человеком? Если да, то к какой религии Вы себя относите? / Религия. / База данных ФОМ. // http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_rel/t001435
19. Ткаченко А.В. Отношение молодых москвичей к религиозным традициям. // Психология нравственности и религия: XXI век: Сборник статей. МО, Щёлково: Издатель Мархотин П.Ю., 2011. — С. 418-424.
20. Ткаченко А.В. Отношение московской молодёжи к религии и нравственности. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 5. — С. 97-107.
21. Ткаченко А.В. Религиозные представления московской молодёжи: как и во что верят старшеклассники и студенты Москвы. // Молодёжь и общество. М.: Связь-Принт, 2012. — № 2. — С. 78-84.
22. Ткаченко А.В. Социологический анализ религиозных представлений современной молодёжи. / Основные проблемы современной социологии: Сборник статей. / Сост. А.В. Ткаченко. М.: ООО НИЦ Инженер, 2012. — С. 63-72.
23. Ткаченко А.В. Социологическое исследование отношения московской молодёжи к религии. // Проблемы современности в зеркале гуманитарных и экономических наук: Сборник статей. М.: НОУ МИСАО, 2012. — С. 232-242.
24. Ткаченко А.В., Таппасханова М.А. и др. Социологическое исследование религиозного сознания современной московской молодёжи: Монография. М.: НОУ ВПО МИСАО, 2011. — 92 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ТКАЧЕНКО Александр Владимирович — кандидат исторических наук, доцент. Доцент кафедры общей и прикладной социологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
TKACHENKO Alexander Vladimirovich —PhD (History), Docent, Associate Professor of the Department of General and Applied Sociology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow “Moscow City Teacher Training University.”
E-mail: [email protected]