Так Господь дошел до южной оконечности Индийского полуострова, обратив все провинции в вайшнавизм.
«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 7.99108, с комментариями.
йаре декха, таре каха 'кришна' упадеша
амара агйайа гуру хана тара' эи деша
Проси всех исполнять наставления Господа Шри Кришны, изложенные в „Бхагавад-гите“ и „Шримад-Бхагаватам“. Таким образом стань духовным учителем и постарайся спасти всех в этих краях.
Шри Чайтанья Махапрабху далее сказал брахману Курме: «Если ты поступишь, как Я сказал, твоя мирская жизнь в семье не помешает твоему духовному развитию. Более того, если ты будешь следовать этим предписаниям, мы снова встретимся здесь, точнее, ты никогда не расстанешься со Мной».
Комментарий: Такую возможность имеет каждый. Того, кто просто выполняет
наставления Шри Чайтаньи Махапрабху под руководством Его представителя и повторяет
мантру Харе Кришна, по мере возможности уча этому других, никогда не коснется скверна мирского образа жизни. При этом не важно, живет такой человек в святом месте, например, во Вриндаване, Навадвипе, Джаганнатха-Пури, или в каком-нибудь европейском городе, где преобладает материализм. Если преданный следует наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху, то он находится в обществе Господа. Где бы ни жил такой преданный, он превращает это место во Вриндаван и Навадвипу. Это означает, что материализм не может затронуть его. Таков секрет успеха тех, кто развивает в себе сознание Кришны.
«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 7.128, 129, комментарий.
Можно вести семейную жизнь, быть врачом, инженером, кем угодно. Это не имеет никакого значения. Единственное, что требуется — это выполнять наставления Шри Чайтаньи Махапрабху, повторять маха-мантру Харе Кришна и учить своих родственников и друзей принципам „Бхагавад-гиты“ и „Шримад-Бхагаватам“. Живя дома, следует выработать в себе кротость и смирение, как того хотел Шри Чайтанья Махапрабху. Так можно достичь в жизни духовного успеха.
«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 7.130, комментарий
Господь Чайтанья учил, что человеку необязательно менять свое положение, но при этом он должен слушать, как рассказывают о Кришне чистые преданные, и проповедовать людям учение Кришны. Господь Чайтанья говорил: «Все вы должны стать духовными учителями. Ваш долг ¾ рассказывать о Кришне и Его наставлениях каждому встречному». Именно это и является целью Международного общества сознания Кришны. Мы не призываем людей что-то изменить в своей жизни прежде, чем присоединиться к нам. Напротив, мы приглашаем каждого приходить к нам и петь вместе с нами Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, так как знаем, что, если человек будет повторять святые имена и слушать о Кришне, его жизнь изменится: он увидит все в новом свете и его жизнь увенчается успехом.
«Шримад-Бхагаватам», 4.7.44, комментарий.
Махараджа Притху возразил, сказав, что, если его подданный, будь то мужчина, женщина или евнух, не проявляет сострадания к своим ближним, царь может казнить его или ее, и эту казнь нельзя считать убийством. Что касается духовной деятельности, то преданного, который заботится только о себе и не рассказывает другим о величии Кришны, нельзя считать преданным первого класса. Тот, кто из сострадания к невинным людям, ничего не знающим о Кришне, занимается проповеднической деятельностью, стоит гораздо выше. В молитве, обращенной к Господу, Прахлада Махараджа говорит, что не стремится к освобождению и не хочет уходить из материального мира до тех пор, пока не будут спасены все падшие души. Но даже в материальной жизни тот, кто не заботится о благе своих ближних, будет наказан Верховным Господом или одним из Его воплощений, таким, как Махараджа Притху.
«Шримад-Бхагаватам», 4.17.26, комментарий.
Пожалуйста, прими мои благословения.
Я получил твое письмо от 29 мая 1969 г.Я рад этому известию, что деятельность нашего храма приносит хорошие результаты. То, что юноши и девушки, живущие по соседству, приходят помогать в храме, — это замечательный плод наших усилий. Мы открываем храмы только для того, чтобы показать соседям, как каждый дом можно превратить в небольшой храм. Нет необходимости, чтобы сотни и тысячи людей селились в наших храмах. Но если наша проповедь будет эффективной, то соседи, семейные люди, пожелают получить посвящение и следовать храмовой культуре жизни. Поэтому вдохновляй посетителей, юношей и девушек, а также семейные пары, понять смысл жизни и то, как они смогут жить мирно и счастливо, следуя у себя дома такому же методу поклонения, как и в храме.
Письмо Тамала Кришне, 1 июня 1969 г.
Мы хотим показать всему миру, что служение Кришне не является чем-то скучным и однообразным. Если у вас есть желание, вы сможете служить Кришне в любом положении. Служить Кришне и приблизиться к Нему могут бизнесмены, юристы, художники, ученые, музыканты, философы, даже воры и мошенники — все. Господь Кришна очень добр. Надо просто принять предписанный метод, позволяющий приблизиться к Нему. Когда я говорю о ворах и мошенниках, я не имею в виду, что преданный Кришны — тоже вор и мошенник. Смысл заключается в том, что даже воры и мошенники могут встать на путь сознания Кришны и сделать свою жизнь возвышенной.
Письмо Гаргамуни, 11 ноября 1969 г.
Бхактивинода Тхакур — идеальный гуру. Он не был санньяси ¾ он был грихастха, домохозяин, жил с семьей, женой и детьми. И, тем не менее, он был гуру. Каждый может стать гуру.
... Нужно просто правильно организовать себя. Не следует думать: «Поскольку я грихастха, домохозяин, я не могу стать проповедником. Это занятие для санньяси или брахмачари. Нет. Это занятие для всех. Мир страдает из-за недостатка знаний.
... Итак, на примере его жизни и деяний мы видим, что проповедником можно быть на любой стадии жизни. Неважно, каков ваш статус.
Лекция на день явления Бхактивиноды Тхакура, Лондон, 23 сентября 1969 г.
Шрила Прабхупада: Если вы ставите это условие, что сначала нужно обрести необходимую квалификацию, а затем только начинать проповедовать, то до проповеди дело так и не дойдет.
Утренняя прогулка, Бомбей, 30 сентября 1975 г.
Наша проповедь проста. Кришна говорит, что Он Всевышний, и мы говорим: «Кришна — Всевышний». Вот и все. Мы просто повторяем. Мы ничего не придумываем от себя. Зачем что-то придумывать? Я несовершенен. Что бы я ни придумал, все будет несовершенно. Лучше повторять слова тех, кто совершенен. В этом миссия Чайтаньи Махапрабху. Он сказал: «Каждый из вас должен стать гуру и освободить как можно больше людей из вашего окружения: семью или соседей, общину или всю нацию». Амара агьяя гуру хана тара эй деша. Не имеет значения, сколь велик круг вашего общения: вы должны стать гуру и освободить их. «Освободить» — значит «освободить от невежества»... Надо учить их: «Вы — не тело. Вы — душа. Цель жизни совершенно в другом». Это просвещение. ... Итак, мы должны следовать по этому пути. Становитесь гуру и освобождайте окружающих вас людей. Но говорите только авторитетные слова, слова Кришны. Тогда это будет действовать.
... Суть нашей проповеди в том, что мы говорим: «У нас есть послание Кришны. Внемлите же ему». Разве это сложно? Если вы будете внимательно изучать «Бхагавад-гиту», осмысливать ее и часто обращаться к ней, это будет действовать. Кришна говорит: ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам-намаскуру. И мы учим: «Всегда думайте о Кришне. Станьте преданными, служите Ему и выражайте Ему свое почтение». Чтобы повторить это, вовсе не нужно быть великим ученым. Это может сделать любой, даже ребенок. Так мы обучаем. Так что тут сложного? Неужели это трудно? Почему бы вам не начать это? Почему ваши большие-пребольшие программы не приносят никаких результатов? Начните эту простую программу и проповедуйте повсюду.
Вечерний даршан, Хришикеш, 11 мая 1977 г.
«Все члены движения Чайтаньи Махапрабху, не важно, кто они ¾ мужчины или женщины ¾ являются проповедниками».
Письмо Карандхаре, 6 октября 1973 г
Человек не может стать отреченным сразу же, он должен подойти к этому постепенно, шаг за шагом. Если не будет должного обучения, то... Сейчас вот мы распространяем миллионы этих книг, и они их читают— но как много из них становится преданными? Необходима подготовка... Чтобы помочь им стать преданными Кришны, нужно обучать их.
Вечерний даршан, Бомбей, 14 августа 1976 г.
Шрила Прабхупада: ... Таков метод обучения в Индии. За счет чего, по вашему, одному учителю у них удается справляться с обучением сотен учеников? За счет того, что ученики объединяются в группы, а затем более опытный из них обучает начинающих: «Пишите "а" вот так, а "б" ¾ вот так». Он вполне может обучить тому, что уже умеет сам. И так группа за группой. Таким образом, один учитель может руководить сразу сотнями учеников разного уровня. Это и есть организация. А не так, что я должен все делать сам. Я не могу обучать каждого лично. Да это и неразумно. Для того нам и дан разум, чтобы уметь задействовать других. Вот в этом заключается разум. И не надо говорить: «Я был занят и поэтому не смог этого сделать». Почему не смог? Где были твои помощники? Обучи помощников, и тогда и в твое отсутствие все будет идти своим чередом.
... Каждый должен быть и учителем, и учеником.
Из беседы, Париж, 31 июля 1976 г.
Рамешвара: «...могут ли все люди стать преданными?»
Прабхупада: «О, да! Стопроцентными преданными...»
Беседа в поезде, Индия, 11 января 1977 г.
«...Сейчас нам надо сотрудничать друг с другом для того, чтобы Движение сознания Кришны утвердилось как самое главное из всех движений. Такова моя просьба».
Письмо Балаванте, 13 декабря 1972 г.
Рамешвара: «Прабхупада говорил на прошлой неделе, что в будущем историки будут изучать этот отрезок истории человечества, чтобы оценить, насколько наше Движение изменило мир. Он сказал, что в будущем они будут указывать на этот период, на перемены, произошедшие в мире».
Прабхупада: «Да. Это новое Возрождение. Историческое возрождение».
Часть 3.