Пятидневная война. Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008), Международная реакция на войну в Южной Осетии

В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. грузинские войска начали интенсивный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии Цхинвали и прилегающих районов; через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. В результате атаки более десяти российских военнослужащих миротворческих сил было убито, несколько десятков — ранено.

Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия. Согласно российским данным, а также сообщениям ряда западных СМИ и политиков, утверждения грузинской стороны о ранней переброске российских войск являются ложным.. Вечером того же дня грузинская и югоосетинская стороны конфликта обвинили друг друга в нарушении условий перемирия.

Утром 8 августа Президент Грузии Михаил Саакашвили в телеобращении заявил об «освобождении» силовыми структурами Грузии Цинагарского и Знаурского районов, сёл Дмениси, Громи и Хетагурово, а также большей части Цхинвали; он обвинил Россию в бомбардировке территории Грузии, назвав это «классической международной агрессией»; в Грузии была объявлена всеобщая мобилизация. В тот же день президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил о многочисленных жертвах среди мирных жителей Южной Осетии и обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в геноциде осетинского народа. В ходе военного конфликта обе стороны обвиняли друга друга в различных преступлениях.

8 августа 2008 года Президент Медведев заявил:

Пятидневная война. Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008), Международная реакция на войну в Южной Осетии - student2.ru «Сегодня ночью в Южной Осетии грузинские войска, по сути, совершили акт агрессии против российских миротворцев и мирных жителей. <…> Мы не допустим безнаказанной гибели наших соотечественников. Виновные понесут заслуженное наказание.»[85] Пятидневная война. Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008), Международная реакция на войну в Южной Осетии - student2.ru

Позднее Медведев отмечал:

Пятидневная война. Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008), Международная реакция на войну в Южной Осетии - student2.ru «В конечном счёте, до какой-то поры у нас ещё оставались надежды на то, что это всё-таки некая провокация, которая не будет доведена до конца. Но в тот момент, когда реально заработали ракетные орудия, начали стрелять танки, и мне было доложено о гибели наших граждан, в том числе миротворцев, я ни минуты не колебался и отдал приказ на поражение и ответные действия». Пятидневная война. Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008), Международная реакция на войну в Южной Осетии - student2.ru

9 августа Дмитрий Медведев начал совещание с министром обороны Анатолием Сердюковым и начальником Генерального штаба Вооружённых сил Н. Макаровым словами: «Наши миротворцы и приданные им части в настоящий момент осуществляют операцию по понуждению грузинской стороны к миру.».

12 августа Медведев объявил, что принял решение завершить операцию по «принуждению грузинских властей к миру». В тот же день Медведев провёл переговоры с Президентом Франции Николя Саркози, завершившиеся принятием плана урегулирования вооружённого конфликта в Грузии (План Медведева — Саркози). Медведев охарактеризовал действия грузинской армии в зоне грузино-югоосетинского конфликта как геноцид и этнические чистки[91]. Медведев отметил, что, несмотря на заявления Саакашвили о полном прекращении огня, в реальности «никакого прекращения огня с грузинской стороны не было», и продолжался вестись обстрел миротворцев. Характеризуя эти действия, он сравнил руководство Грузии с «отморозками, которые почувствовали запах крови».

Военные действия России на территории сопредельного государства вызвали негативную оценку и критику большинства западных государств.

14 августа (по окончании активных боевых действий в Грузии) Медведев встретился в Кремле в официальной обстановке с президентом Республики Абхазия Сергеем Багапшем и президентом Республики Южная Осетия Эдуардом Кокойты. В ходе встречи Кокойты и Багапш подписали шесть принципов урегулирования грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов, ранее разработанных Медведевым и Саркози; президентам непризнанных республик было сообщено, что Россия поддержит любое решение о статусе Южной Осетии и Абхазии, которое примут народы этих республик[92].

Дмитрий Медведев объявляет о признании Россией независимости Абхазии и Южной Осетии

26 августа 2008 года Д. А. Медведев подписал указы «О признании Республики Абхазия» и «О признании Республики Южная Осетия», согласно которым Российская Федерация признала и ту и другую республику «в качестве суверенного и независимого государства», обязалась установить с каждой из них дипломатические отношения и заключить договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Признание Россией независимости регионов Грузии вызвало осуждение большинства стран Запада; не было поддержано ни одним другим государством СНГ.

«Доктрина Медведева»:

12 июля 2008 года Д. А. Медведев утвердил новую Концепцию внешней политики России.

Спустя пять дней, 31 августа 2008 года, в интервью трём российским телеканалам в Сочи Медведев объявил пять «позиций», на которых он намерен строить внешнюю политику РФ.

«Концепция внешней политики Российской Федерации», представляющий «систему взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России». Предыдущая «Концепция» была утверждена президентом Владимиром Путиным 28 июня 2000 года. Новая же ее «дополняет и развивает». Революции не случилось – хотя перемены налицо.

«Россия проводит открытую, предсказуемую и прагматичную внешнюю политику, продиктованную ее национальными интересами»

Несколько принципов, озвученных президентом Медведевым, выглядят как попытка сформулировать новую, пост-грузинскую внешнеполитическую доктрину России. Озвучивание ее именно сейчас логично - страна вышла из прежнего формата "международных отношений", решившись на одностороннее признание Абхазии и Южной Осетии. Теперь требуется новое понимание внешнеполитического курса страны, в соответствии с новой ситуацией. Для понимания дальнейшего придется сделать большую цитату из выступления президента:

Д. МЕДВЕДЕВ: Я буду при осуществлении внешней политики Российской Федерации основываться на пяти позициях.

Первая позиция - Россия признает первенство основополагающих принципов международного права, которые определяют отношения между цивилизованными народами. И в рамках этих принципов, этой концепции международного права, мы и будем развивать наши отношения с другими государствами.

Второе - мир должен быть многополярным. Однополярность - неприемлема. Доминирование - недопустимо. Мы не можем принять такое мироустройство, в котором все решения принимаются одной страной, даже такой серьезной и авторитетной, как Соединенные Штаты Америки. Такой мир - неустойчив и грозит конфликтами.

Третье - Россия не хочет конфронтации ни с одной страной. Россия не собирается изолироваться. Мы будем развивать настолько, насколько это будет возможно наши дружеские отношения и с Европой, и с Соединенными Штатами Америки, и с другими странами мира.

Четвертое - безусловным приоритетом является для нас защита жизни и достоинства наших граждан, где бы они ни находились. Из этого мы будем исходить при осуществлении своей внешней политики. Мы будем также защищать интересы нашего предпринимательского сообщества за границей. И всем должно быть понятно, что если кто-то будет совершать агрессивные вылазки, тот будет получать на это ответ.

И, наконец, пятое. У России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы. В этих регионах расположены страны, с которыми нас традиционно связывают дружеские добросердечные отношения, исторически особенные отношения. Мы будем очень внимательно работать в этих регионах. И развивать такие дружеские отношения с этими государствами, с нашими близкими соседями. Вот из этого я буду исходить при осуществлении нашей внешней политики.

Все вышеизложенное - заявка на принципиальное изменение внешнеполитического статуса России. В рамках концепции Pax Americana роль России как недоразрушенного Карфагена была понятна - следовало платить и каяться, каяться и платить, утираться в обмен на обвинения в имперских амбициях и главное, выполнять любые пожелания Вашингтона. В обмен на это России гарантировалось место на складном стульчике нового мирового порядка. Членство в Совете Россия-НАТО (без права влиять на решения и расширение Альянса), членство в большой восьмерке (без права даже пищать в случаях, когда большая восьмерка собирается в формате большой семерки - решать большие дела без нас) и тому подобных лоховские блага, означавшие вовлеченность в мировые дела без права голоса. И, конечно, невозможность доминирования даже в зоне своих жизненных интересов - на пространстве бывшего СССР.

Заявка на многополярность и доминирование на постсоветском пространстве смела и абсолютно правильна, так как соответствует национальным интересам России. Ибо если Россия добьется доминирования в бывшем СССР, то станет одним из мировых полюсов по определению, вне зависимости от членства в какой бы то ни было "восьмерке", ведь является же таковым Китай, несмотря на то, что его пока не допускают до формального участия в этом неформальном клубе.

Вопрос только в том, удастся ли добиться такого доминирования.

Наши рекомендации