О нарушившем устав монастыря
Наверно, братие, вы знаете, что над умершим во время совершения погребения священник читает разрешительную молитву. В этой молитве он разрешает умершего от клятв и запрещений, под которые тот подпал при жизни и просит Господа разрешить его «от всех, елика согреши Богу словом, или делом, или мыслию, волею или неволею, ведением или неведением». Такая молитва приносит великую пользу душам умерших, как это можно видеть из рассказа о святителе Григории, папе Римском. Святитель Григорий построил некогда большой монастырь и заповедал игумену строго наблюдать, чтобы никто из братии не имел ничего своего в келье. Один монах этого монастыря, имевший брата-мирянина, стал просить того купить ему срачицу[17]. Тот дал ему три златницы и говорит: «Купи сам, какую знаешь». Взяв деньги, монах оставил их у себя. Другой монах, увидев эти деньги, сказал об этом игумену, а тот – Патриарху. Патриарх за такое нарушение установленной им заповеди отлучил нарушителя от Святого Причащения. Спустя немного времени этот инок умер, не получив разрешения. Через три дня сказали об этом Патриарху. Тот сильно опечалился, что не успел при жизни разрешить от запрещения скончавшегося инока, и, желая хоть чем-нибудь помочь ему, написал на хартии молитву о разрешении его, отдал архидиакону и велел прочесть при гробе умершего. Архидиакон исполнил его приказание. В ту же ночь игумен увидел умершего инока и в недоумении спрашивает: «Ведь ты умер?» «Да», – отвечал умерший. «А где ты был доселе?» – продолжал спрашивать игумен. «До вчерашнего дня я был в темнице», – ответил инок, – но после девятого часа был освобожден из нее». Когда игумен рассказал об этом видении, то все узнали, что это был тот час, когда было прочитано разрешение, именно в это время душа была освобождена из темницы.
Отсюда видите, братие, какое значение имеет разрешение священника, потому что он тоже имеет власть прощать и разрешать грехи. Посему, братие, большой грех совершают те, кто дерзает хулить Православную Церковь и ее пастырей, без которых не может совершаться ни одно Таинство. Аминь[18].
Искусительница
Был в нижнем Египте некий отшельник, пользовавшийся известностью, потому что он безмолвствовал наедине в келье в пустынном месте. По действию сатаны, некая женщина развратного поведения, услыхав о нем, сказала своим знакомым: «Что дадите вы мне, когда я низложу вашего отшельника?» Они условились вознаградить ее щедро. Она вышла вечером и, как бы сбившись с дороги, пришла к келье отшельника, постучалась в дверь. Он вышел, увидев ее, смутился и спросил: «Каким образом ты сюда пришла?» Она, заплакав притворно, отвечала: «Сбилась с дороги и пришла».
Умилосердившись над ней, он ввел ее в сени, которые были перед кельей, а сам вошел в келью и запер за собой дверь. Но окаянная начала кричать: «Авва! Здесь съедят меня звери!» Он опять смутился, но вместе с тем убоялся суда Божия за жестокий поступок и спрашивал сам себя: «Откуда пришла мне эта напасть?» Отворив дверь, он ввел ее в келью. Тогда диавол начал стрелами вожделения разжигать его сердце. Поняв, что это действует диавол, отшельник сказал себе: «Пусть враг – тьма, а Сын Божий – свет». С этими словами он зажег лампаду. Чувствуя, что вожделение воспламеняется более и более, сказал: «Так как удовлетворяющие вожделение пойдут в муку, испытай себя, можешь ли выдержать огонь вечный?» С этими словами он наставил палец на огонь лампады. Палец начал гореть, но он не чувствовал боли по причине необыкновенного воспламенения плотской страсти. До рассвета он сжег себе все пальцы на руке. Окаянная, увидев, что делает отшельник, от ужаса как бы окаменела. Рано утром пришли заговорщики к отшельнику и спрашивают: «Приходила ли сюда поздно вечером женщина?» Он отвечал: «Вот она там спит».
Юноши, подойдя к ней, нашли ее мертвой и сказали: «Авва! Она умерла». Тогда он, раскрыв малую мантию, в которой был, показал им свои руки. «Вот что сделала мне эта дщерь диавола, – и, рассказав им все, присовокупил: – Но Писание говорит: Не воздавайте злом за зло» (1 Пет. 3, 9). Помолившись, он воскресил умершую. Воскресшая покаялась и провела благочестно остаток жизни[19].
О приготовлении к смерти
В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19). Адам преступил заповедь Божию и смерть стала уделом людей. Не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды (Пс. 48, 9–11). Одна участь праведнику и нечестивому... они отходят к умершим (Еккл. 9, 2 и 3). Смерть – неизбежна и час ее скрыт от нас. Но страшно, если она застанет нас врасплох. Вы, братие, спросите, как же готовиться к ней? Ответ на это можно найти в житиях святых.
Достигнув глубокой старости, преподобный Никон, ученик преподобного великого аввы Сергия Радонежского, когда почувствовал упадок сил и приближение смерти, причастился Тела и Крови Христовых и сказал братии: «Отнесите меня в светлую храмину, которую уготовили мне святого отца молитвы, потому что здесь я не могу больше жить». «И тако на мног час глаголя и братии мир дав, душу свою предаде Господеви».
Вот и другой пример. Когда святителю Иоанну Златоусту было открыто Богом через апостолов Петра и Иоанна о близости смертного часа, то он совлек с себя все бывшие на нем одежды, облекся в светлые церковные ризы, причастился Тела и Крови Христовых, сотворил молитву и, сказав поучительное слово, уснул блаженным сном. А вот как готовился к смерти святой благоверный князь Александр Невский. Возвратясь из татарской орды, он через некоторое время почувствовал приближение смерти: тогда он изъявил желание постричься в монахи и принял великую схиму. Затем испросил у всех находившихся при нем прощение, простил всех сам, причастился Тела и Крови Христовых, благословил всех, осенил себя крестным знамением, воздел руки, помолился и предал дух свой Господу.
Так, братие, готовились к смерти святые: все они считали непременным долгом причаститься Тела и Крови Христовых, так как твердо помнили слова Господа: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Кто будет так готовиться к смерти, для того она не страшна. Аминь[20].