Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником, ибо он на верном пути.
Комментарий: …Насколько возможно, преданный очень осторожен и не делает ничего, что повредило бы его состоянию чистоты. Он знает, что уровень его деятельности зависит от прогресса в сознании Кришны. Но иногда можно видеть, что человек в сознании Кришны совершает какой-то поступок, который с общественной или политической точки зрения будет считаться дурным…Материальная скверна столь сильна, что даже йог, всецело отдающий себя служению Господу, иногда попадает в ловушку…Никто не должен презирать преданного за такое случайное падение с верного пути, ибо, как сказано в следующем стихе, такие падения прекратятся со временем, как только преданный утвердится в сознании Кришны…С другой стороны, нельзя считать, что преданный, занятый трансцентным служением, может действовать любым недостойным образом. Этот стих относится к тому случаю, когда падение происходит случайно, в результате сильного давления материальных привязанностей. Преданное служение - это, образно говоря, объявление войны иллюзорной энергии. Если человек не настолько силен, чтобы бороться с иллюзорной энергией, могут быть случайные срывы. Но когда он окрепнет, тогда он уже не подвержен таким падениям, как объяснялось выше. Нельзя использовать этот стих в качестве оправдания недостойного поведения и считать себя преданным.Если человек не улучшит свои личные качества в процессе преданного служения, то следует понимать, что он не достиг высокой ступени духовного развития.
Комментарий Бхактиведанты Свами говорит прямо противоположное обвинениям сектоборцев. Речь идет о случайном отклонении, а не о постоянной и узаконенной практике. Даже случайные действия не поощряются, и за них все равно придется отвечать перед законами материальной природы, пусть и не в полной мере, и они тормозят процесс предания Богу. И уж тем более никто не утверждает, что за подобное не следует наказывать с точки зрения законов государства.
Как следствие этого стиха приводят и пример Брахмы, основоположника цепи духовных учителей, к которой принадлежит и ИСККОН, говоря: «Раз у вас такие основатели, то все ясно». Однажды Брахма, первое сотворенной существо, вторичный творец вселенной, охваченный вожделением, погнался за своей дочерью. Даже когда та приняла образ оленихи, Брахма так же принял образ оленя. Стоит отметить несколько моментов. Во-первых, Брахма не достиг цели под воздействием вожделения, в отличие от многих примеров из Библии. Но это не оправдание. Этот случай приводят в пример, что даже такие личности иногда могут пасть, что влияние материальной энергии на индивидуальное живое существо неизмеримо велико. Однако такое не происходит с полностью осознавшим Кришну. Это также пример вышеописанного стиха. Во-вторых, Брахма на тот момент не был ни чистым преданным Кришны, ни главой парампары, цепи духовных учителей. Потому подобные обвинения – всего лишь результат невежества в данном вопросе. Добавлю еще одно. Тело Брахмы не состоит из таких же грубых элементов, что и наше, человеческое. Оно состоит из энергии разума, не подобно нашему телу. Когда говорится о его дочери или сыне, не имеется в виду, что они появляются на свет с помощью женщины, жены Брахмы. Это совершенно иной уровень бытия. Человек не научился видеть ум или разум, но точно знает о наличии этих энергий. Так и Брахма остается вне поля зрения людей, просто исходя из отличия в строении тела.
Стоит учесть и понимание, объяснение законов кармы и реинкарнации в вайшнавизме, тогда становится еще более абсурдна идея обвинять учение в поощрении преступности. Ведь даже если кто-то обманет людей, законы материального мира, установленные и поддерживаемые Богом, никому не удастся обойти.
Если же христиане утверждают, что Бог есть любовь, то тот, кто описан в Библии, совсем не подходит на эту роль. Сплошное детоубийство, как со стороны Бога, так и последователей, и пророков, проклятия и т.д. Никакого выбора, т.е. тоталитарность. Да и есть ли прямая цитата от Бога в Библии: «Я, Бог – любовь»? Не находим такого. Вот что ревнитель – да. Тогда подобное, что Бог Библии есть любовь – еще одна выдумка, не основанная на писании. Плюс добавим немалое число «святых» христиан, отличившихся жестокостью вплоть до убийств. Выше приводился пример пророка, обидевшегося на детей и проклявшего их на смерть от двух медведиц. Продолжим святым Кириллом Александрийским (канонизирован), давшим благословение на убийство Гипатии, первой женщины-ученого. Продолжать можно долго. Та же княгиня Ольга, убившая из мести огромное число людей. Такая вот святость – чем больше убил во имя веры, и именно веры, а не нравственных законов, будучи госслужащим, тем более святой. И никто за это не извиняется, не осуждает. А значит ценности, вопросы о добре и зле остались прежними.
Добавлю еще один тест из «Бхагавад гиты», который почти всегда неверно трактуют. Это глава 18 текст 66: