Наслаждающийся преданным служением Кришне

Непоколебимая уверенность в собственной безнаказанности не препятствует молитвенно складывать перед Божествами руки, кланяться Им и уповать на милость Кришны, как если бы мы осознавали себя падшими и ничтожными. Но, если мы столь глубоко реализовали свою малость и никчёмность, откуда берётся неповиновение Верховному Владыке? И философия, оправдывающая это неповиновение? Откуда взялась уверенность, что наказание не может нас коснуться? Вера в собственную исключительность не соответствует психологии падшего. Где же мы её почерпнули? Увы! Есть только один источник – это осознание своих «великих заслуг», обретённых на поприще преданного служения Кришне! Кришна говорит Арджуне: «Ты имеешь право только действовать!». Арджуна очень дорог Кришны, но имеет право только действовать, а мы начисляем себе “баллы”! При подсчёте своего вклада в копилку преданного служения Кришне, в нашей собственной копилке ничего не остаётся, даже если в ней что-то было. Бхакти-марг – это путь бескорыстной севы, выполняемой из любви к Кришне; здесь никто не ведёт учёт своих трудодней, посвящённых Кришне, поэтому знамёна собственных заслуг над бхакти-маргом не полощатся. Как только такое знамя взвивается над головой, бхакти-марг уплывает из под ног, и садхака, наслаждающийся своим преданным служением Кришне, со всеми вайшнавскими атрибутами, включая вьясасану, оказывается на путях самсары. Аскеза нирджала абсолютно не вписывается в эту концепцию «наслаждающегося»: она нарушает гармонию наслаждения преданным служением Кришне! Осуществлять практику, которая деструктивна абхиману «наслаждающегося», и одновременно пребывать в настроении «наслаждающегося преданным служением Кришне» – невозможно! Таких практик у нас две: Экадаши-врата и воспевание Святого Имени на чётках.

Джапа-мала

Джапа-мала для большинства преданных, как адхимас для смарта-брахманов: у тех нет вкуса к Пурушоттаму, а у нас – к Харинаме на чётках! Групповой киртан – другое дело: в нём можно покрасоваться друг перед другом, но воспевать на джапа-мале, да ещё в уединении – только нирджал хуже! Мы готовы мыть туалеты, распространять книги, переводить их или писать, служить божествам, готовить пищу, давать лекции, совершать парикрамы, петь бхаджаны, проповедовать – всё, что угодно, лишь бы не брать в руки чётки и не воспевать Харинаму! Ходить туда-сюда с чётками на руке – это другое дело, это мы любим, как и групповой киртан, но уединяться с ними для воспевания – о, Кришна, пощади!... Харинама на чётках в уединении – это самый неблагодарный для ложного эго вид преданного служения, поэтому Святому Имени никак не удаётся завоевать нашу симпатию! Другие составляющие бхакти дают обширные возможности потрафить аханкаре, но киртан на джапа-мале... Ох! Что бы ни делать (кроме нирджала и бодрствования в Экадаши), лишь бы не повторять Наму на чётках!

Насколько же нирджал встал поперёк горла, если мы объявляем во всеуслышание (в каламбуре), что готовы посвятить себя Харинаме, только бы не поститься насухую в Экадаши!? Однако и Харинама, и Экадаши-врата не являются философскими категориями свободного выбора: и то, и другое – дхарма!

С чего начинается жизнь человека?

«Как мать для ребёнка, а лекарство – от болезней, так и Экадаши-титхи для человека и всего мира!» или «Как забота о ребёнке – дхарма матери, а лечение болезней – дхарма медицинских трав, так и соблюдение Экадаши – дхарма всех людей, которая их защищает» («Хари-бхакти-виласа», 12.105).

«Верховный Господь предписал пост в Экадаши, как лучшее лекарство, избавляющее от самых страшных заболеваний и дарующее мир обитателям самсары». («Хари-бхакти-виласа», 12.110)

Избавление от самых страшных заболеваний и мир – даже это приносит обитателям самсары пост, предписанный Господом в Экадаши! Насколько же добр Всевышний! Человек, порабощённый страстями и инстинктами, ведёт жизнь животного, хотя и в человеческом теле. Ему предоставляется милость начать жизнь человека. С чего она начинается? Уже ясно, что не с человеческого тела. С чего же? С регуляции побуждений чувств и ума наставлениями шастр, которые предписывают держать в Экадаши сухой пост, как Господь заповедал, а не придумывать удобные нам методы удовлетворения Его чувств, идя на поводу у своих собственных.

Наши «лилы» и гопи-бхава

Игнорировать чьи-то указания, значит, игнорировать того, кто их даёт. Игнорировать указания Бога – это игнорировать Самого Бога, о преданности Которому мы любим слушать и рассуждать. Но, может быть, это наша лила с Ним, вызванная Кришна-премой? Кришна повелевает, а мы, в силу глубочайшей преданности Ему и под влиянием бхавы, – не слушаемся! Гопи тоже ведь очень часто не подчиняются Кришне – это самые популярные у нас лилы! Они – бальзам для наших ушей! Десятка два лет такого шраванам и может показаться, что гопи-бхава уже вошла в сердце... Так она вошла или не вошла? Как узнать? Очень просто: гопи в разлуке с Кришной перестают есть на десятки лет! Они живут не ради собственного счастья и своего тела, а поддерживают тело, ухаживая и заботясь о нём, наряжая и украшая, чтобы доставить удовольствие Кришне и сделать Его счастливым! Но если Кришны нет, если Он уехал в Матхуру, в Двараку – уехал навсегда! – у гопи нет смысла даже менять одежду, не то, чтобы заботиться о пище для себя. Они не умеют для себя готовить и для себя жить, но перестать жить не могут, потому что постоянно думают о Кришне и не хотят Его огорчать своей смертью, если Он вдруг выполнит Своё обещание и вернётся... Это гопи-бхава. У нас своя бхава! Разлука с Кришной не притупляет наше стремление покушать, и даже среди любителей прибавлять «Свами» к тому имени, которое им дал гуру, не вдруг встретишь того, кто хотя бы на одни сутки – экадашные – последовал в этом примеру гопи. Мы изворачиваемся так и этак, чтобы придумать философское оправдание и под любым предлогом – будь то Святое Имя, проповедь или служение – но положить всё-таки себе в рот что-нибудь даже в Экадаши! Так каким же будет наше воспевание и наша «бхава», шитые-перешитые вдоль и поперёк белыми нитками уловок?



Наши рекомендации