Произошли одновременно цивилизационный взрыв и кончина каинской цивилизации.

При Ламехе стало ясно, что цивилизация сделала поворот на – изобретение, расширение, матриархальность, разврат и войну. Проклятие Каина навсегда останется на его потомках.

Ламех во всем поучаствовал – и косвенно, через жен и детей, и прямо, через убийство. Внутри первой, каинской цивилизации убийство приобретает какой-то новый смысл – новый вкус [6], что и отмечено в Писании первым поэтическим опусом.

Ламех – это второй Каин. Но Каин еще мог мечтать о прогрессе и желать счастья своим потомкам, Каин изобрел городскую жизнь и назвал город по имени сына своего «Енох»... Ламех уже отведал цивилизации и понимает, что не будет никакой «новой жизни»… «Новый мир» – построен, «новая жизнь» – иллюзия. «Каинова печать» – с этим надо жить, когда будущего нет.

Хочется узнать, конечно, с каким чувством была пропета эта «песня». Ведь перед нами поэзия… Поэзия, как и музыка, есть искусство амбивалентное. Вот «песнь Ламеха», – есть в ней плач, боль, страх, уныние, ужас... Есть, вместе с гордой решимостью (все решено!) – жить без Бога. «Стенающим и трясущимся будешь ты на земле», – сказал Бог Каину. В своем стенании Каин был трясущийся и решительный… Вот Ламех – стенающий: смертельное уныние и смертная решимость – один звук.

Св. Писание в великой скупости слов говорит о событиях перед Потопом. Подлинно, тут каждое слово на вес золота. И вдруг – достаточно пространная песнь Ламеха, на ней заканчивается рассказ о каинитянской цивилизации. Это ее итог. Ламеха не обманул расцвет внешних сил, изобретательство и подвиги детей Ады и Циллы, скорее, наоборот…

В кульминации Ламех увидел кончину. Не самый конец, а (что, может быть, страшнее) обреченность, кончину. Ламех увидел, что в его родовой общности смерть – есть, проклятие – есть, а жизни и будущего у каинской цивилизации нет…

Настоящее понятие, что сила Христова совершается в немощи человеческой, имеет тот, кто держит брань с сатаной.

Таким немощным был Павел(«малый»). И таким немощным был Енос(слабый). Енос не просто призывал имя Божие, он «возымел надежду» на это… А когда возникла в человечестве надежда? на что это была надежда? чем надежда отличается от мечтания, пожелания, благоприятного прогноза, иллюзии?

Надежда связана с необходимостью спасаться. До грехопадения не было надежды. После грехопадения человеку были даны особые силы (духовные способности), чтобы бороться с грехом. Как духовная способность надежда сопряжена с враждой, об этом Господь сказал в проклятии змею: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее: Он [Семя Жены] будет блюсти твою голову, и ты будешь блюсти Его пяту» (Быт. 3:15). Человеку от Бога положена вражда со змеем и надежда на спасение. Христиане движимы воинским духом, Церковь земная – Церковь воинствующая.

Без надежды нет вражды с сатаной. И наоборот: без вражды с сатаной нет надежды, а есть мечта и пожелание... Каин возмечтал о «новой жизни» (заложил город) и пожелал счастья своим детям (назвал город именем сына), – тем Каин дал мощный импульс развитию цивилизации. Мечта о новой жизни и пожелание счастья будущим поколениям – двигатель прогресса.

Прогресс движим мечтой. Путь «прогресса» закончился «песнью Ламеха».

А Сиф не строил цивилизации. Наш общий предок Сиф, сын Адама, не мечтал о «новой жизни» и не увлекался пожеланиями счастья… Сиф «возместил» собою дух Авеля, а сын Сифа –

произошли одновременно цивилизационный взрыв и кончина каинской цивилизации.

Был человек, который засвидетельствовал о кончине. Это был… сам Ламех. Это дети его жен были изобретателями и двигателями «прогресса», при них все вдруг так многопланово и ярко развернулось… Но, не забудем, каинитяне религиозные люди: Ламех все понял и пропел… то ли пророчество, то ли плач. Это – песня Ламеха. Первая цивилизация кончилась с песней…

Цивилизация каинского духа не гибнет от внешних причин, она иссякает – гибнет от себя самой. Именно на подъеме она слаба...

Эта истина очень скупо изложена в Книге Бытия, и вполне развернуто она изложена в Апокалипсисе – применительно к последней всемирной каинской цивилизации «Вавилон».

«Песнь Ламеха» – первый памятник поэзии в Библии. Главный художественный прием песни Ламеха – параллелизм членов в стихе [2].

Фигура Ламеха пограничная… Песня Ламеха допускает диаметрально противоположные истолкования:

Сказал же Ламех своим женам:

Адá и Циллá, услышьте глас мой,

жены Ламеховы, вонмите словам моим.

Ибо мужа я убил – в рану мне

и юношу – в язву мне.

Ибо всемеро отмщается от Каина,

от Ламеха же семьдесят раз всемеро.

Быт. 4:23, 24

Ламех говорит: «отмщается от Каина» ― ™kded…khtai ™k Kain. Это он правильно говорит, Ламех правильно понимает «Каинову печать»: на Каине лежит знамение от Бога, и отмщение (если кто убьет Каина) происходит – «от Каина», от нарушенной печати. И ТМ допускает понимание, что отмщение произойдет от Каина (букв.: «отмстится Каин»). Если отмщение происходит «за Каина» (неверный перевод), то кто мстит? Бог не проклинает никого и никому не мстит.

Ламех говорит: отмщается от Ламеха «семьдесят раз всемеро» ― ˜bdomhkont£kij ˜pt£. Точное выражение из Евангелия от Матфея (18:22): прощать брату следует до «семидесяти крат седмерицею». «70 умноженное на 7» – символическое возвышение понятия до совершенной полноты. У Христа Спасителя «70 на 7» – полнота милости. У Ламеха, естественно, наоборот...

К

акие есть толкования на «песнь Ламеха»? Каков ее общий смысл?

1) Это победная песнь, гимн мечу, который отковал Тувал-каин. «Я убил», – говорит Ламех, – в значении «Я убью» всякого, будь то муж или отрок. «И если Бог за смерть Каина обещался воздать всемеро, то я, вооруженный оружием, сумею в семьдесят раз лучше постоять за себя сам!»[3]

2) Обратное тому полагает блаженный Феодорит (также св. Андрей Критский). По смыслу его толкования, Ламех спел покаянную песнь. Он убил не двоих, но «одного мужа, находящегося в юношеском возрасте. Ламех избежал наказания признанием в грехе, и, сам над собою произнесши суд, остановил тем суд Божий».

Нельзя исключать возможности ни первого толкования, ни второго, однако попытаемся включить «песнь Ламеха» в более широкий контекст. Семь поколений каинитян составили развитую цивилизацию, духовное средоточие которой – Каинова печать.

3) В иудаизме есть опыт такого толкования песни Ламеха, чтобы вопрос о Каиновой печати был снят. Это иудейское толкование таково. Выражение ТМ «всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро» означает: «Не смейте убивать Каина! Он будет наказан после семи» поколений (Раши). Ламех убил Каина и своего оруженосца. Седьмое поколение от Адама, если считать Адама первым был Ламех. (Заметим, что считать Адама первым в череде поколений каинитов никак нельзя, Ламех же был пятое поколение после Каина.) Ламех вышел на охоту вместе с отроком. Ламех был слеп, и его лук направлял отрок. Праотец Каин к тому времени бежал из города Енох и, гонимый страхом, бродил, прятался, одевался в звериные шкуры. Отрок принял Каина за зверя, направил лук Ламеха, тот застрелил Каина, затем в гневе убил отрока. «Смерть «мужа» – Каина – для совести Ламеха «язва», а убийство отрока – «рана». О врагах бы так сказано не было»[4]. Есть и другое иудейское толкование: будто Ламех убил Каина и сына своего Тувал-Каина. Но суть одна: Каин был убит после семи, или на седьмом поколении, сбылось сказанное Господом о каиновой печати, и все, больше Каиновой печати нет, вопрос закрыт.

4) Каинова печать не исчезла со смертью Каина… «Каин» – это и личность, и общность. Смысл песни Ламеха – не победный гимн мечу, не раскаяние в предумышленном убийстве, не скорбь о невольном преступлении.

Песнь Ламеха есть осознание того, что «знамение Каина» – навеки запечатлелось на самом Ламехе, на детях его жен («Адá и Циллá, слушайте») и на всех каинитянах.

«Семьдесят раз по семь» (ТМ: «семьдесят семь раз»)[5] напечатано знамение Каина на Ламехе, поэтому убийства, которые совершил Ламех, это ему «рана» и «язва». Так ощущается «Каинова печать» в исторической общности, которая несет ее на себе. От Ламеха, который был пятым от Каина, могли ждать, что проклятие Каина на него не ляжет. Однако

Наши рекомендации