Радуйся, воли Святыя Божия исполнителю кроткий.
Радуйся, пречудный пустынножителю;
Радуйся, неверных на путь праведный наставляяй.
Радуйся, земли Российския по Богородице утешение;
Радуйся, якоже из ада своими молитвами изводиши.
Радуйся, славы Христовой сонаследниче;
Радуйся, любовию ко Господу всему миру возсиявый.
Радуйся, преподобне Феодосие, Иерусалимский присноиерее.
Челябинск
14 января 1906 года документ со Святой Горы был заверен в Челябинске местным нотариусом П. Ф. Туркиным. Он подтвердил, что иеромонах Феодосий, насельник Староафонского Иверского монастыря, временно проживает в Челябинске, при женской обители. Отец Феодосий родом из Пермской губернии, мог посетить родные места, поклониться дорогим могилкам, но как он попал в Южноуралье?
Город Челябинск расположен в котловине на берегу реки Миасс, на месте языческого урочища Челяби, что в переводе на русский означает «яма». Эта земля — ворота в Сибирь, она видела много переселенческих народов, жизнь всегда здесь била ключом.
Однако в духовном отношении место было неблагоприятное, зловещее1. В 1774 году Челябинск был взят отрядами Пугачева. Многие работные люди, приписные крестьяне примкнули к мятежникам. В декабре 1905 года в Москве вспыхнуло вооруженное восстание — челябинские рабочие поддержали его. В январе 1906 года, когда здесь жил о. Феодосий, в город вошли карательные войска во главе с генералом Меллер-Закомельским. Последовала суровая расправа, многие бунтовщики были расстреляны.
В начале века Челябинск — крупная узловая станция трех железных дорог, где сосредоточено много рабочих.
1 Не случайно именно в Челябинской области впоследствии возникли атомные центры Челябинск-40 (город Озерск) и Челябинск-70 (город Снежинск) — «Челябинский Чернобыль». В 1936 году первый секретарь обкома партии Рындин писал Сталину, что название города устарело и его надо переименовать в Кагановичград.
Христианское просвещение здесь оставляло желать лучшего. В городе была мечеть, синагога, три старообрядческих молельных дома и всего один православный монастырь, где и поселился о. Феодосий.
Челябинский Богородицкий Одигитриевский женский монастырь — старейшая обитель Оренбургского края. Основательницей общины была крестьянская девица Анна Полежаева (впоследствии монахиня Агния). В 1854 году община утверждена Государем Императором Николаем I, а в 1862 году преобразована в монастырь. Он помещался в центре города на Большой улице (ныне ул. Цвилинга). Здесь подвизалось более трехсот монахинь.
Когда здесь гостил о. Феодосий, настоятельство-вала 75-летняя старица игуменья Рафаила, родственница покойной первоначальницы монастыря. Ее стараниями был выстроен новый храм Вознесения. 1 ноября 1907 года м. Рафаила ушла на покой. Монахини организовали школу для детей. Главной святыней обители была копия с чудотворной иконы Иверской Божией Матери, под покровом которой много лет подвизался о. Феодосий. Написанная на Святой Горе, она была перенесена сюда в 1881 году. С тех пор ежегодно 12 февраля в Челябинском монастыре совершалось торжественное празднование Иверской иконы в память встречи ее с Афонской горы.
Из Киево-Печерской лавры в монастырь доставили копию иконы Успения Божией Матери, что празднуется 3/16 мая, в день рождения младенца Федора Кашина, будущего старца Феодосия. Оба образа были местночтимые.
Какие пути привели сюда о. Феодосия в столь смутное время, ради чего он покинул благословенные места богообщения и приехал в страждущую Россию? 21 ноября 1893 года Августейший Председатель Императорского Палестинского общества Великий князь Сергей Александрович предложил Оренбургскому владыке Макарию открыть в епархии отдел Общества. Отец Феодосий, хорошо знающий жизнь Иерусалима и проблемы, встававшие там перед русскими богомольцами, вероятно, мог посетить Челябинск по делам Палестинского общества.
Другую причину можно увидеть в следующем. В связи с нестроениями в государстве, повсеместными бунтами Святая Церковь усилила влияние на массы, ведь непросвещенных людей легче склонить к неблаговидным поступкам. Во главе этого течения встали правые патриотические организации. Они были созданы в промежуток с осени 1905 по лето 1906 года как протест против бандитских налетов на церкви, расправ над мирным населением. В годы первой русской революции это были единственные политические партии в стране, которые входили в соприкосновение с простыми рабочими.
Собрания правых всегда начинались общей молитвой. Служились панихиды, устраивались крестные ходы с иконами, хоругвями. Ставя Православие во главу своего политического исповедания, патриоты делали это по глубокому убеждению в спасительности и духовно-культурной силе религии. «Никто не станет утверждать, что общество, составленное из порочных членов, может быть счастливым при каком бы то ни было устройстве, — говорил протоиерей Иоанн Восторгов, талантливый публицист и оратор, один из лидеров Русской монархической партии, будущий новомученик. — Нравственность может покоиться только на религиозных основаниях... Вне религии, по нашему убеждению, невозможны ни культура человеческая — достойная и одухотворенная, ни государственность и общественность — прочная и осмысленная»1.
Русская монархическая партия находилась под покровительством святого праведного Иоанна Кронштадтского. Монахиня Елизавета (город Минеральные Воды) рассказывала, что когда в 1946 году впервые вошла в келлию о. Феодосия, то увидела в красном углу портрет Кронштадтского пастыря. «Это мой друг», — сказал ей батюшка.
Старец Феодосий Иерусалимский принадлежал к Союзу русского народа. Основал эту партию Александр Иванович Дубровин, доктор медицины, детский врач, много жертвовавший на детские приюты, а затем всецело посвятивший себя делу охраны Отечества. После кровавого бунта 1905 года вокруг него собрался кружок единомышленников. Эта группа оформилась в Союз русского народа, который видел своей целью развитие русского духовного самосознания и принял на себя труды по христианскому просвещению нации. В течение 1905-1907 годов Союз русского народа был самой массовой патриотической организацией, по стране было открыто более трех тысяч его отделов.
1 Протоиерей Иоанн Восторгов. Патриотические союзы и их отношение к религии. Речь, произнесенная на Патриотическом вечере 8 января 1907 года. М., 1907. С. 8-9.
Союз русского народа был правительственной партией. В нем было спасение Самодержавия, и Государь Николай II это понимал. Он доброжелательно относился к Александру Ивановичу Дубровину. Широко известна телеграмма Царя Дубровину в июне 1907 года, в которой он выразил уверенность, что Союз русского народа станет надежной опорой для Трона. И сам Император, и Наследник Цесаревич Алексей с гордостью носили при случае значок Союза русского народа1.
Просветительская деятельность Союза русского народа осуществлялась путем открытия школ, устройства религиозных чтений, лекций, бесед, распространения книг духовного содержания. Союзу предоставлялось право открывать больницы, приюты для беспризорных детей и детей из бедных семей. Важнейшей задачей была борьба с пьянством. Создавались братства трезвенников, которые являлись отделами Союза.
В одной прокламации Союза русского народа говорится, что революционеры — «орудие в руках таинственной, но грозной силы, которая преследует цели, не имеющие ничего общего с благом народным»2. Воистину, сам враг рода человеческого ополчился на Россию, и богоборческие бунты имели не столько социальный, сколько духовный характер. Против диавола помогает единственно сила креста, поэтому в патриотическом движении большую роль играли священники. Отец Феодосий принимал в работе Союза самое непосредственное участие.
1 В. М. Острецов. Черная сотня: взгляд справа. М., 1994 С.58-59.
2 В. М. Острецов. Черная сотня и красная сотня. М., 1991. С. 36.
Не допустить забастовок на железных дорогах было особенно важно. Возможно поэтому в годы первой русской революции в Челябинске началась борьба за учреждение в городе викариатства, чтобы в месте большого скопления рабочих железнодорожных депо пребывал архипастырь-миротворец, могущий возвысить голос в трудную минуту, усмирить страсти толпы. Архиерейская благодать творит чудеса в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях, ведь через епископов действует сила самих апостолов.
Прежде викарный архиерей имел пребывание в Оренбурге. Город Троицк также изъявил желание принять викария на постоянное жительство, но последнее слово осталось за Челябинском. Возможно, исход этой борьбы связан с пребыванием в городе о. Феодосия. Первый Челябинский епископ Дионисий (Сосновский) прибыл сюда в 1914 году, когда Иерусалимский батюшка уже переселился на Кубань.
Хутор Романовский
6 июля 1912 года копию с афонского документа о священстве и духовничестве заверил нотариус И. И. Простосердов, проживающий на хуторе Романовском Кубанской области. Он засвидетельствовал, что отец Феодосий из Иверского Афонского монастыря временно проживает на станции Кавказская.
Хутор Романовский - место также знаменательное1. В 1778 году здесь проходила южная граница Российской империи. Для ее защиты на Кубани были построены редуты, хутор Романовский - один из них. Через него пролегал «Ставропольский шлях», соединяющий Екатеринодар со столицей Кавказского наместничества Ставрополем. Важность пункта побудила устроить здесь железнодорожную станцию.
1 В 1921 году хутор Романовский переименован в г. Кропоткин.
Станция Кавказская (между Ростовом и Армавиром) была пущена в ход в 1874 году. Новый железнодорожный узел привлек к себе пришлый люд, возник пристанционный поселок из рабочих, служащих, торговцев. До начала XX века станция была центром местных почтовых перевозок. Как видим, о. Феодосий опять остановился на узловой станции, через которую проходили большие людские потоки.
В 1905 году рабочие Кавказского депо организовали стачку. Движение поездов было парализовано, в результате чего Кавказ оказался отрезан от всей России. В Кубанской области введено военное положение, отмененное лишь в 1909 году.
На юге России, где национальные монархические начала были ярко выражены, правые патриотические организации получили особенно большое распространение. «Главное в это бурное время убедить, разбудить, не дать вовлечь людей в забастовку, в подпольные кружки, в террор, — пишет историк. — Активные деятели Союза русского народа все время на колесах, в дороге. Они создают ячейки, везут с собой литературу, организуют собрания, диспуты, доносят до людей смысл анархии как смертельного заговора против русского народа»1.
1 В. М. Острецов. Черная сотня и красная сотня. С. 35.
Вспоминает член Союза русского народа В. Орлов: «В самый разгар мятежа на железных дорогах я первый поднял знамя служения Царю и Родине железнодорожных служащих и своей энергией и примером сплотил верных Престолу, но разрозненных железнодорожников и зачатки тех союзов, которые моими же трудами превратились в настоящее время в мощные легионы, готовые каждую минуту противостоять попыткам к забастовкам... Я объехал более 30-ти губерний, везде собирая верных сынов отечества...»1. Именно благодаря труду таких подвижников забастовочная волна 1906-1907 годов захлебнулась.
В трех верстах от станции Кавказская в местности Обвалы располагался Кавказский Николаевский миссионерский мужской монастырь. Здесь обитало около ста насельников, которые вели в Кубанском крае активную просветительскую работу. К монастырю была приписана Екатерино-Лебяжская пустынь, основанная в 1794 году по именному повелению Екатерины И, и два подворья: Армавирское и на хуторе Романовском. Отец Феодосий мог жить здесь.
Александро- Афонская Зеленчукская пустынь, где служили по уставу Афонской горы, также имела приписанный к ней Покровский скит близ станции Гулькевичи (недалеко от станции Кавказская). Здесь также мог бывать о. Феодосий2.
В 1907-1912 гг. Союз русского народа раскололся. Сначала от него отошло Московское отделение во главе с протоиереем Иоанном Восторговым. В 1908 году выделилась группа Пуришкевича — так возник Русский народный союз имени Михаила Архангела. И, наконец — Дубровинский Союз русского народа, в рядах которого остался о. Феодосий.
1 В. М. Острецов. Черная сотня и красная сотня. С. 34-35.
2 Л. И.Денисов. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С. 339-341.
Сохранилось выданное ему удостоверение от 15 декабря 1915 года, № 183:
«Настоящее удостоверение выдано ГЛАВНЫМ СОВЕТОМ ВСЕРОССИЙСКОГО ДУБРОВИНСКОГО СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА
Фамилия: Кашин Имя: Феодосий Отечество: —
Звание: Священно-Иеросхимонах Местожительство: станц[ия] Кущевка Владикавказской ж. д. и станц[ия] Кавказская той же дороги на право открытия Отделов Всероссийского Дубровинского Союза Русского Народа в пределах Кубанской области».
Удостоверение подписано лично председателем А. Дубровиным и секретарем Н. Покровским.
После революции деятели правых патриотических организаций подверглись жестоким репрессиям. Александр Иванович Дубровин в 1918 году был расстрелян большевиками.