Свято – Духовский храм села Васильевка Умётского района.
Свято – Духовский храм села Васильевка Умётского района.
(статья «Голос хлебороба» - 2016 - №24,25,27,28 – С.7)
В настоящее время Умётский район расположен на периферии Тамбовской области. А в начале XIX века наш край был культурным центром всей Тамбовской губернии. Здесь были усадьбы Баратынских, Чичериных, Кривцова, Нарышкиных, Недоброво. Того самого Недоброво, в гости к которому в Васильевну приезжал поэт Евгений Баратынский, будущие декабристы братья Александр и Петр Беляевы и многие другие. Сегодня мне хотелось бы подробнее поговорить о селе Васильевка и Свято-Духовском храме, располагавшемся в этом селе.
Как известно, основателем Васильевки был генерал-майор Василий Недоброво. В царствование императора Павла I Недоброво получил в Кирсановском уезде в своё владение около семи или восьми тысяч десятин земли с крестьянами села Вельможино. Часть жителей Вельможино генерал переселил за десять верст и образовал новое село - Васильевку, назвав её, вероятно, по своему имени. Одновременно были переселены жители из Вельможино и в деревню Пески, находящуюся на средине пути .между Вельможино и Васильевкой.
Место для нового села и своей усадьбы генерал Недоброво выбрал неслучайно. Оно расположено на ровном, открытом месте и лишь одной своей стороной примыкает к возвышенному плоскогорью, идущему от села по течению реки Нюдевки. Через село проходил старый торговый тракт с реки Хопёр от города Борисоглебска на Нижний Новгород.
Точная дата основания села неизвестна, но уже в 1803 году по распоряжению Василия Недоброво был заложен каменный храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и святой великомученицы Варвары. В сохранившейся в архиве строительной грамоте, данной преосвященным Феофилом, епископом Тамбовским, 22 мая 1803 года об основании храма говорится так: «По благодати, дару и власти Всесвятого и Животворящего Духа, данной нам от самого великого архиерея Господа нашего Иисуса Христа, через святые и священные его Апостолы и их наместники и преемники, благословили мы епархии нашей Кирсановской округи села Вельможина помещику господину генерал-майору Василию Александровичу Недоброво по поданном к нам от него прошению вместо приходящей в ветхость в оном селе состоящей деревянной Покровской церкви построить вновь вотчины его той же округи в деревне Васильевки каменным зданием во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов с приделом великомученицы Варвары церковь на отведённом приличном месте, свидетельствованном Кирсановским протопопом и депутатами от светской стороны, по построении же оной церкви всходственность приложенного при сём плана с фасадою нами утверждённою, убрать оную с приделом, иконостасами и св. иконами.
Во свидетельство такого дозволения нашего ему господину генерал-майору и дана от нас сия благословенная храмоздательная грамота, рукою нашей подписанная и печатию запечатанная в богоспасаемом граде Тамбове в крестовой нашей архиерейской палате 1803 года, мая 22 дня».
Сверху грамоты написано: «Смиренный Феофил, Епископ Тамбовский и Шацкий», а внизу приложена большая сургучная печать с архиерейским благословением.
Колокольня
Колокольня была непосредственно пристроена к четырёхугольнику храма и возвышалась над ним лишь одним ярусом в пять саженей высоты с четырьмя большими пролётными окнами и сводами. Над нею установлен деревянный шпиц в семь аршин высоты, который увенчан железной, позолоченною главой с таким же крестом в два аршина высоты.
Новые кресты были поставлены в 1908 году на средства крестьянина Ивана Скотникова. В основании колокольня имела форму квадрата по семь аршин длины и ширины. На ней было восемь колоколов, из них шесть маленьких существовали от основания храма и были приобретены генералом Василием Недоброво.
Самый большой из них весил 28 пудов 32 фунта и служил будним полилейным колоколом, затем следуют колокола весом 17 пудов 12 фунтов, 7 пудов 8 фунтов, 3 пуда 34 фунта, 2 пуда 24 фунта и 38 фунтов. Седьмой колокол, воскресный, в 64 пуда, был пожертвован крестьянином Гаврилом Скотниковым в 1881 году. Восьмой колокол, праздничный, табельный, в 104 пуда, был приобретён в 1902 году на средства прихожан - помещиков и крестьян. В самом Свято-Духовского храме, в северо-западном углу его, под полом, имелся особый склеп со сводами. В нём была устроена четырёхугольная гробница из тёсанного камня, в которой покоился прах создателя храма генерала Василия Недоброво и его жены Варвары. Вделанные в крышку гробницы две медные доски с надписями свидетельствовали, что генерал Недоброво похоронен в 1838 году, а его жена Варвара - в 1809-м.
Внутренний вид храма
Средняя часть храма со сводчатым куполом окружена со всех сторон продолговатыми сводчатыми нишами, соединяющимися с серединой храма полукруглыми большими арками. Восточная сторона её по всей длине ниши имела три алтаря.
Пол в средней части храма со времени основания был чугунный из квадратных гладких плит. В алтарях пол в 90-х годах XIX века при постановке новых иконостасов заменили деревянным, и возвышался он в среднем алтаре на две ступени, а в приделах на одну ступень.
Свято-Духовский храм отапливался духовой печью, устроенной в 1900 году в ктиторство В.Е. фон-Менгдена, частично на средства церкви и прихожан, частично на его собственные. Стоила она около 800 рублей.
В средней части храма с престолом во имя Сошествия Св. Духа на Апостолов иконостас был поставлен и освящён в 1897 году взамен прежнего, устроенного в 1833 году. Сделан он из соснового дерева в три яруса, белого фона, с резными золочёными колоннами и такой же резьбой и резными царскими воротами.
Ризница и библиотека
Что касается ризницы храма, то из находившихся там облачений необходимо отметить следующие три комплекта:
1) священническая риза с дьяконским стихарем и другими принадлежностями облачения из серебряной парчи жёлтого цвета с цветами под чернь. Эти облачения пожертвованы внуком генерала Недоброво - Василием Дмитриевичем Недоброво в 1880 году;
2) священническая риза и дьяконский стихарь с другими принадлежностями облачения из белого серебряного глазета с такими же цветами и серебряными крестами были пожертвованы госпожой Малевинской в 1908 году в память её мужа Василия Ивановича Малевинского;
3) священнические ризы с дьяконским стихарем и другими принадлежностями облачения из синего бархата, оплечья и края которых отшиты широкою каймой цветами дутой золочёной мишуры. Эти ризы пожертвованы дочерью генерала Недоброво - Надеждою Васильевной Недоброво. Той самой Надинькой, описанной в мемуарах Александром Беляевым, и послужившей прообразом главной героини романа Льва Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой.
При Свято-Духовском храме имелась библиотека, состоящая более чем из 100 экземпляров, в основном богослужебного характера. Судя по некоторым книгам, изданным в конце XVIII - начале XIX веков, можно предположить, что появилась она вместе с открытием прихода и назначением причта.
Документы и причт
В архиве храма хранились метрические книги, исповедно-подворные росписи и приходно-расходные книги. Метрические книги хранились, начиная с 1816 года. По-видимому, они были взяты причтом из Покровской церкви села Вельможино, при перенесении в село Васильевку, как постоянно требующиеся при различных справках. Все метрические книги от основания храма и до последнего времени были переплетены и хранились в целости. Исповедальные росписи полностью хранились только с 1836 года. Три приходно-расходные книги сохранились от самого основания храма.
Сохранился один лист ревизской сказки 1811 года о причте села Вельможино. Из неё узнаём, что при Покровской церкви села Вельможино было два штата, состоящие из двух священников, диакона, двух дьячков и двух пономарей, из которых один полный штат впоследствии был переведён на службу в село Васильевку.
Был в архиве и план на отведённую церковную землю генералом Недоброво из своего участка. План был составлен старшим уездным землемером, титулярным советником Григорием Никулиным 29 июня 1813 года. В 1901 году при возобновлении утерянных межевых знаков на церковной земле этот план заменён новым, который также хранился в архиве храма.
Причт Свято-Духовского храма села Васильевки состоял вначале из четырёх лиц: священника, диакона, дьячка и пономаря. Таковой состав причта состоял почти до 70-х годах ХIХ века, когда пономарская вакансия была закрыта. С 1880 года трёхчленный состав причта оставался без изменения до закрытия храма.
Священники храма
Первым священником в селе Васильевке при Свято-Духовском храме был священник Филипп Пичпанденский. Из ревизской сказки, составленной в селе Вельможино в 1811 году, говорится, что он, будучи от роду 23 лет, произведён в 1810 году в священники из студентов Тамбовской семинарии на место престарелого священника Стефана Иванова. В 1813 году он переведён был из Вельможино к Свято-Духовской церкви села Васильевки и служил при ней до 1856 года. Таким образом, служил он при Свято-Духовском храме 43 года, умер в 1863 году в возрасте 73 лет.
Из церковной летописи мы можем узнать, что отец Филипп отличался кротким и миролюбивым характером и был примерным по службе священником в округе. Одно время он исправлял должность благочинного. Священствовал в самое трудное время, время крепостного права, когда священник зависел не столько от своего епархиального начальства, сколько от владельца помещика. Большое нужно было иметь умение и тактичность, чтобы с одной стороны настоять закон, а с другой угодить владельцу, в имении которого он служил. Но отец Филипп то и другое умел примирять между собою, иначе так долго не служил бы на одном месте. За свои труды был награждён скуфьёй. Похоронен он с левой стороны алтаря.
Вторым священником был Александр Райский. Поступил он на службу в 1856 году по окончании курса в Тамбовской духовной семинарии в том же году и был женат на внучке своего предшественника. Из клировых ведомостей известно, что отец Александр священствовал в приходе села Васильевки до 1885 года, в котором скончался, прослужив, таким образом, при Свято-Духовском храме 29 лет.
По словам прихожан-современников, священник Райский отличался строго христианской жизнью и особенной любовью к богослужению. Будучи строг сам к себе, он того же требовал и от своих прихожан. Проходил своё служение по окончании крепостного права. Немало, конечно, выпало на долю священника Райского трудов и забот вразумить и научить в данном случае своих прихожан, указать им путь к новой трудолюбивой и трезвой жизни, а ещё более - к жизни христианской.
За такую пастырскую ревность священник Райский был награждён набедренником, скуфьёй и камилавкой. Скончался он в возрасте 50 лет и был похоронен напротив алтаря с восточной стороны.
Третьим священником при Васильевском храме был Александр Кармелицкий. Он окончил курс в Тамбовской духовной семинарии в 1874 году. По окончании курса был четыре года псаломщиком в Рождественском. В 1878 году посвящен во священника села Покровской Иры Кирсановского уезда. В 1885 году был направлен в Васильевку. Служил в храме до его закрытия.
Продолжение следует
Подготовил
Владимир КРАПИВИН
по книге Александра
Кармелицкого «История
Свято-Духовского храма
села Васильевки и его
прихода», 1913 год
Фото из архива
Сослуживцем отца Филиппа Пичпанденского был диакон Фёдор Павлов. Он одновременно с отцом Филиппом был переведён из села Вельможина в село Васильевку. Из ревизской сказки села Вельможина 1811 года о нём известно следующее: от роду 27 лет, произведён к означенной церкви на место престарелого диакона Казьмы Фёдорова в 1807 году. Срок службы его кончился в 1861 году. Следовательно, всего служил при Свято-Духовском храме 49 лет.
В летописи о нём сказано, что он был прост и общителен с прихожанами, а в домашней жизни мало чем отличался от них. Похоронен при церкви с правой стороны у ограды.
Вторым диаконом в Свято-Духовском храме был Стефан Гурьев. Он поступил в приход, женившись на внучке своего предшественника. По образованию диакон Гурьев — из 1-го класса Тамбовской духовной семинарии. Служил при Свято-Духовском храме с 1861 по 1896 год, в котором и скончался.
Третий диакон Владимир Оржевский, по образованию из миссионерско-псаломщической школы, был диаконом с 1896 по 1898 год, затем его перевели в Кирсанов в женский монастырь.
Четвёртый диакон Леонид Боголюбов, по образованию из 3-го класса Пензенской духовной семинарии. Был диаконом в храме с 1898 по 1900 год, когда его перевели в соборную церковь города Елатьмы.
Пятый диакон Тимофей Александрович Радугин, по образованию из духовного училища. Был диаконом при Свято-Духовском храме с 1900 по 1904 год, когда его перевели в село Тихвинское Липецкого уезда.
Шестой диакон Василий Золотев, по образованию из 1-го класса Тамбовской духовной семинарии, был диаконом с 1904 по 1916 год, когда его назначили настоятелем Покровской церкви в селе Пески.
Причетники
Первыми причетниками при Свято-Духовском храме, переведёнными из села Вельможино в село Васильевку, были: дьячок Павел Казьмин и пономарь Евфим Никифоров. О первом по ревизской сказке 1811 года известно, что ему от роду 52 года, а прослужил при Васильевском храме до 1834 года, о втором по той же сказке известно, что ему 17 лет от роду, а прослужил он при храме до 1822 года.
Затем следуют дьячки:
Семён Исидоров служил при храме с 1834 по 1839 год,
Фёдор Востоков с 1839 по 1845 год,
Дмитрий Громославский с 1845 по 1858 год,
Михаил Рождественский с 1858 по 1868 год,
Григорий Неунылов с 1868 по 1875 год,
Иван Боголюбов с 1875 по 1881 год;
пономари:
Иосиф Никифоров с 1829 по 1834 год,
Степан Болховитянов с 1834 по 1857 год,
Александр Чистяков с 1857 по 1875 год служил пономарём, затем с 1875 по 1885 год дьячком и, наконец, с 1885 по 1897 год псаломщиком.
Другими псаломщиками служили Павел Ростошанский с 1897 по 1898 год, Егор Новосёлов с 1898 по 1901 год, Александр Поздняков, по образованию из 2-го класса духовного училища, был псаломщиком с 1901 года до закрытия храма.
О приходе села
Прихожане села Васильевка Свято-Духовского храма по национальности все были русскими. Как показывают исповедные росписи 1813 года, было 582 души мужского пола и 565 душ женского при 137 домах. Дворян 4 человека мужского пола и 6 — женского. Дворовой прислуги генерала Недоброю 72 души мужского пола и 43 — женского.
Крестьян села Васильевки 150 душ мужского пола и 155 — женского.
Крестьян деревни Пески 300 душ мужского пола и 304 — женского.
Крестьян деревни Липовки 56 душ мужского пола и 57 — женского.
По исповедным росписям 1912 года приход села Васильевки состоял из 930 душ мужского пола и 938 — женского при 330 домах.
После смерти генерала Василия Недоброво, последовавшей в 1838 году, всё имение было разделено между его детьми как по мужской, так и по женской линии. Так образовались через расселение крестьян владельцами по своим участкам новые деревни — Ивановка и Петровка. Деревня Липовка, состоявшая в приходе Васильевского храма до 1869 года, была отчислена к храму села Паники, как более близкому к ней.
О количестве прихожан Свято-Духовского можно сказать, что за сто лет его существования их число мало увеличилось. Причину такого незначительного прироста населения можно объяснить следующими обстоятельствами.
По выходе из крепостной зависимости от помещиков на волю часть дворовых людей не получила никакого земельного надела от своих владельцев и была вынуждена покинуть родные места, а было их не мало, если только у генерала Недоброво одной прислуги было 115 человек.
Часть крестьян вышла на волю, на так называемом дарственном наделе и впоследствии, ощущая недостаток земли, уходила из села — то в города, то на поселение в Томскую губернию. Только в 70-х и 80-х годах XIX века вышло из прихода 25 семей в количестве 150 душ.
И, наконец, вследствие недостатка земли часть крестьян (около 20 семей в количестве 80 душ) вышла из прихода на казённые участки, выделяемые по Столыпинской аграрной реформе. Не способствовали приросту населения и различные эпидемии, свирепствовавшие в разное время: холера, тиф, дифтерит и другие, унёсшие много напрасных жертв.
Свято – Духовский храм села Васильевка Умётского района.
(статья «Голос хлебороба» - 2016 - №24,25,27,28 – С.7)
В настоящее время Умётский район расположен на периферии Тамбовской области. А в начале XIX века наш край был культурным центром всей Тамбовской губернии. Здесь были усадьбы Баратынских, Чичериных, Кривцова, Нарышкиных, Недоброво. Того самого Недоброво, в гости к которому в Васильевну приезжал поэт Евгений Баратынский, будущие декабристы братья Александр и Петр Беляевы и многие другие. Сегодня мне хотелось бы подробнее поговорить о селе Васильевка и Свято-Духовском храме, располагавшемся в этом селе.
Как известно, основателем Васильевки был генерал-майор Василий Недоброво. В царствование императора Павла I Недоброво получил в Кирсановском уезде в своё владение около семи или восьми тысяч десятин земли с крестьянами села Вельможино. Часть жителей Вельможино генерал переселил за десять верст и образовал новое село - Васильевку, назвав её, вероятно, по своему имени. Одновременно были переселены жители из Вельможино и в деревню Пески, находящуюся на средине пути .между Вельможино и Васильевкой.
Место для нового села и своей усадьбы генерал Недоброво выбрал неслучайно. Оно расположено на ровном, открытом месте и лишь одной своей стороной примыкает к возвышенному плоскогорью, идущему от села по течению реки Нюдевки. Через село проходил старый торговый тракт с реки Хопёр от города Борисоглебска на Нижний Новгород.
Точная дата основания села неизвестна, но уже в 1803 году по распоряжению Василия Недоброво был заложен каменный храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и святой великомученицы Варвары. В сохранившейся в архиве строительной грамоте, данной преосвященным Феофилом, епископом Тамбовским, 22 мая 1803 года об основании храма говорится так: «По благодати, дару и власти Всесвятого и Животворящего Духа, данной нам от самого великого архиерея Господа нашего Иисуса Христа, через святые и священные его Апостолы и их наместники и преемники, благословили мы епархии нашей Кирсановской округи села Вельможина помещику господину генерал-майору Василию Александровичу Недоброво по поданном к нам от него прошению вместо приходящей в ветхость в оном селе состоящей деревянной Покровской церкви построить вновь вотчины его той же округи в деревне Васильевки каменным зданием во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов с приделом великомученицы Варвары церковь на отведённом приличном месте, свидетельствованном Кирсановским протопопом и депутатами от светской стороны, по построении же оной церкви всходственность приложенного при сём плана с фасадою нами утверждённою, убрать оную с приделом, иконостасами и св. иконами.
Во свидетельство такого дозволения нашего ему господину генерал-майору и дана от нас сия благословенная храмоздательная грамота, рукою нашей подписанная и печатию запечатанная в богоспасаемом граде Тамбове в крестовой нашей архиерейской палате 1803 года, мая 22 дня».
Сверху грамоты написано: «Смиренный Феофил, Епископ Тамбовский и Шацкий», а внизу приложена большая сургучная печать с архиерейским благословением.