Вопрос: У братьев возник спор по поводу фотографий и их хранения и этот вопрос до сих пор не решен. Так каков же хукм фотографий и их хранения?

Ответ: Фотографирование живых существ и хранение подобных фотографий не дозволено. Это один из больших грехов, так как существуют достоверные хадисы, в которых говорится об угрозах и жестоких мучениях для тех, кто создает фотографии и хранит их. Фотографирование — это подражание Аллаху в создании живых существ. Оно может привести к Ширку, например, к почитанию фотографий выдающихся личностей и праведников. Фотографии красивых, полуобнаженных женщин, актеров и актрис могут привести к соблазну.

Пусть Аллах дарует нам успех. Мир и милость Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, его семье и Сподвижникам.

‘Абд аль-‘Азиз бин ‘Абдуллах бин Баз ‘Абд ар-Роззак ‘Афифи ‘Абдуллах бин Гудоян ‘Абдуллах ибн Ку’уд

Фетвы Постоянного Комитета. Том 1/662; №1978/3

Также был спрошен шейх Ибн Баз.

Вопрос: Каково положение собирания фотографий на память?

Ответ: Фотографирование одушевленных существ является харамом у обладателей знания и не дозволяется. Все равно будет ли это существо человеком или животным, или птицей. Фотографирование всего этого не дозволяется. Опираясь на слова Пророка, мир ему и благословения Аллаха, в достоверном хадисе: ”Наиболее сильно подвергаются наказанию в судный день создающие изображения”. Так же сказал Пророк, мир ему и благословения Аллаха: ”Каждый создающий изображения в Огне” (часть хадиса). И так же сказал:”Тот, кто создал изображение, будет приказано ему вдохнуть в это изображение душу и он этого не сможет”. Эти хадисы ясно указывают на запрет создания изображений одушевленных существ, будь то люди или другие одушевленные существа. И не разрешается фотографирование ни на память и ни на что-то другое. Не дозволяется мусульманину фотографировать своего ребенка или жену, или родственников на память, наоборот, это порицаемо и не позволительно. Однако, прощается человеку фотографирование при нужде и необходимости. Как при получении документов удостоверяющих личность или получении водительского удостоверения, и тому подобное из вынужденных дел. И в таком положении не может человек найти выход и отказаться от этого, так как государство обязывает его этим. В таком положении и подобных ему, нет ничего страшного в этом, из-за вынуждения и обязательной потребности. И положение человека совершающего эти дела, как положение принужденного и нет на нём греха, с позволения Аллаха. Однако нельзя брать эти фотографии для наслаждения ими или на память, или для забавы, или для послабления в этом вопросе и т.д. Всё это не дозволяется и порицаемо, но при нужде нет в этом греха, с позволения Аллаха. Как то, что уже предшествовало наподобие гражданских документов. И не возможно человеку получить их, кроме как с фотографией. И так же, как и больной, не возможно ему получить лечение, кроме как с фотографией. И такой человек в этих положениях равняется принужденному.

Из цикла радиопередач ”Нур ‘аля дарб” 8-й выпуск, также сборник фатв шейха Ибн База”Нур ‘аля дарб” 434 стр.

Сонмы 40.

Абу Дауд 4252, ат-Тирмизи 2219 со слов Саубана, да будет доволен им Аллах.

4 То есть выдавал себя за учёного и аскета (от переводчика). 141

К каждой общине Всевышний Аллах посылал посланника, начиная с Нуха и завершая Мухаммадом. Всем им Всевышний Аллах приказывал поклоняться Ему одному и запрещал им поклоняться тогутам. И доказательство на это слова Всевышнего: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тогута!»»1. (76)

Претендует на пророчество, является лжецом, как сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Не наступит Судный День, пока не появятся около тридцати лжепророков. Каждый из них будет заявлять, что он посланник Аллаха»2.

Выдающих себя за пророков много, но Аллах разоблачает их, срывает с них завесу и раскрывает для людей их бесчестие. И тот, кто поверит им, является неверным. Потому что он является обвиняющим во лжи Аллаха, Его посланника и единогласие мусульман касательно того, что пророчество завершилось на Мухаммаде.

(76) Слова автора «К каждой общине Всевышний Аллах посылал посланника», то есть к каждой общине из людей Всевышний Аллах посылал посланника, чтобы установить над ними довод3. Чтобы они потом не говорили: «Не приходил к нам радующий и предостерегающий увещеватель». Так как сказал Всевышний: «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника»4. К каждой предыдущей общине Аллах посылал посланника, как сказал Всевышний: «Нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель»5. И мы обязательно должны знать, в чём заключается призыв посланников. Призыв всех посланников с первого и до последнего, это призыв к Таухиду. Так как сказал Всевышний: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тогута!»»6. Всё чему поклоняются помимо Аллаха, является тогутом. Как это придёт в разъяснении видов тогута, что тот, кому поклоняются помимо Аллаха и он доволен этим, является одним из тогутов. Смысл слов Всевышнего: «и сторонитесь тогута», то есть сторонитесь поклонения идолам, истуканам, могилам и мавзолеям, которые являются разновидностями тогутов. Этот благородный аят указал на то, что призыв всех посланников с первого и до последнего концентрировался на Таухиде. Как сказал Всевышний Аллах, Свят Он: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»»7, а также: «Он ниспосылает ангелов с духом (откровением) по Своему велению тому из Своих рабов, кому пожелает: «Предостерегайте тем, что нет божества, кроме Меня. Бойтесь же Меня»»8.

Призыв всех посланников – это призыв к Таухиду, к уединению Всевышнего Аллаха в поклонении и запрещению Ширка. Это и есть призыв всех посланников. После Таухида идут шариаты разъясняющие дозволенное и запретное. Подробности шариатов различаются в зависимости от различия самих общин и их потребностей. Всевышний Аллах отменял в шариатах то, что желал. Потом же с приходом Ислама все предыдущие шариаты были отменены, то есть были отменены вопросы, связанные с дозволенным и запретным, с

Пчёлы 36.

Аль-Бухари 3609, Муслим 2923

Наши рекомендации