Смысл слова «риджз» (грязь) в этом аяте это идолы. Сторонись, то есть оставь их и отдались от них.
Аллах послал его к людям, мир ему и благословения Аллаха, когда ему было сорок лет. Он оставался в Мекке тринадцать лет, призывая людей к Таухиду и к оставлению поклонения идолам. Между ним и многобожниками происходили прения, также он и те, кто последовал за ним, подвергались неприятностям. Они подвергались притеснениям со стороны многобожников в течение тринадцати лет. За три года до Хиджры он был перенесён к «Бейт аль-Макдис», а потом был вознесён на небо. Там ему была вменена в обязанность пятикратная молитва. После этого он провёл в Мекке три года, совершая пятикратную молитву, потом, Курайшиты сговорились убить его, и Аллах дозволил ему совершить Хиджру в Медину. Он переселился в Медину после того, как встречался с ансарами в первой и второй аль-‘Акабе. Он, да благословит его Аллах и да приветствует, переселился в Медину и прожил там десять лет, а, в общем, после прихода пророчества он прожил двадцать три года. Тринадцать лет в Мекке, закладывая основы Таухида и десять лет в
Завернувшийся 1-7.
Преграды 26. 120
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Медине. Потом, Аллах Всевышний упокоил его в возрасте шестидесяти трёх лет, и он прожил, исполняя посланническую миссию двадцать три года. Аллах Всевышний даровал ему аль-бараку. Это обширное знание, этот джихад и эта возможность осуществить всё за короткие двадцать три года, всё это из знамений Аллаха, из бараката этого пророка и из бараката его призыва и откровения, которое было ниспослано ему, мир ему и благословения Аллаха. Но прежде всего, конечно, это произошло при помощи Аллаха Всевышнего. Он Тот, кто помог ему, защитил и поддержал его и дал ему победу, и Он сделал так, что его призыв достиг востока и запада. И вся хвала принадлежит Аллаху Господу миров.
Слова автора: «Послал его Аллах с предостережением от Ширка и с призывом к Таухиду». Это его призыв: предостережение от Ширка и призыв к Таухиду. И это то, чему обязательно должны следовать призывающие в своих призывах. Они должны сосредоточиться на предостережении от Ширка и на призыве к Таухиду, прежде всего. А если они не сделают так, то их призыв не будет по методу Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует1.
И раз уж Посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, был послан Аллахом с предостережением от Ширка и с призывом к Таухиду, то обязательно нужно, во-первых, закладывать основу в этом направлении. Потом уже, после этого, призывающий направляется к остальным делам и вопросам. Так как не будут достоверными дела без Таухида. Если люди перестанут совершать прелюбодеяние, пить спиртное, воровать и станут обладать всеми благородными качествами и деяниями, но в то же время они не оставят совершение Ширка, то нет никакой пользы в их благих делах и они не помогут им. В то время, как, если человек спасётся от Ширка, но у него будут большие грехи не достигшие Ширка, то такой человек попадёт под желание Аллаха или же Аллах накажет его по степени его грехов. Однако его конечным прибежищем будет Рай, потому что он является Единобожником.
Таухид является фундаментом и основой. И нет успеха, кроме как с Таухидом, и это, прежде всего. Поэтому является обязательным сосредоточиться на нём, а также заботиться о нём всегда и везде, призывать людей к нему и обучать ему. И является обязательным разъяснять смысл Таухида и Ширка. Мусульманин обязательно должен знать эти вещи и быть убеждённым в них. Он должен проверять себя, быть может, он попал во что-либо из Ширка или нарушил Таухид. Обязательно нужно выполнять всё это, и призыв обязательно должен основываться на этом фундаменте.
1 К большому сожалению, в наше время мы можем наблюдать именно такую картину. Существует множество различных проповедников, некоторые из них достигли звания «Доктора Шариатских наук» и тому подобные звания, но эти люди или вообще не запрещают Ширк и не призывают к Таухиду, или же они упоминают эти вещи вскользь, говоря: «Не надо так глубоко погружаться в эти вопросы, вопросы Таухида объясняются за пять минут» и тому подобные порочные высказывания. И что ещё более плачевно, многие из этих людей находятся именно в тех местах, где распространились поклонение могилам и мавзолеям и другие ширковые обряды крайнего суфизма. Эти люди причисляют себя к Ахли Сунне и к призыву пророка, мир ему и благословения Аллаха, но на самом деле они не имеют к его призыву никакого отношения. Почему они не запрещают Ширк и не призывают к Таухиду? Да потому, что, если они начнут запрещать Ширк, то у них начнутся проблемы с местным населением и с главарями могилопоклонников, и их жизнь станет не комфортной. Давайте же посмотрим на призыв пророка, даже более того, на призыв всех пророков. Все они приходили, во-первых, для того, чтобы запретить Ширк. И у них возникали проблемы, а как без этого, кого-то из них изгоняли, кого-то убивали и так далее. Но они не боялись гнева людей и порицания порицающего, они боялись гнева Аллаха и искали его довольства, перед довольствием людей. Так вот он настоящий призыв пророков, они были мужами, имамами. Они посвящали всю свою жизнь запрету Ширка и призыву к Таухиду, а уже потом они занимались делами фикха и благонравия (от переводчика). 121
Срок призыва в Мекке.