Вопрос. Разъяснение видов неверных и смысл значения слова многобожники в этом пункте.

Люди религии делятся на две группы:

1) Люди писания, а это иудеи и христиане единогласно. Есть разногласия в отношении огнепоклонников и сабиев.

2) Многобожники-идолопоклонники. Любой, кто направит свое поклонение этим идолам, даже если он находится в невежестве, даже если он относит себя к исламу, он выходит из религии и относится к многобожникам.

Значение слова многобожники в данном пункте выводящим из религии:

а) Многобожники, или же кафиры в своей основе, которые никогда не принимали ислам, как иудеи, христиане, огнепоклонники, индусы, буддисты и др. Что касается этих, то тот, кто не выносит им такфир по личности, он является кафиром. Тот, кто говорит что иудеи и христиане являются мусульманами и что Аллах назвал их мусульманами, или же не знает кафиры они или нет, являются ли они обитателями ада или нет, или же милость Аллаха будет охватывать их или нет, выносят им такфир в общем за их действия и не выносят им такфир по личности или же нет, как например тот, кто говорит в отношении конкретного иудея или христианина, что этот конкретный иудей, или христианин не является кафиром, или же говорит:«этот является из обитателей рая, религия его действительна, он обладатель небесной религии», то такой человек кафир без какого-либо колебания. Его считают верующим в тагут и не верующим в Аллаха. Его считают возводящим ложь на Аллаха, Его посланника и на Коран. Единогласны ученые на неверии такого.

б) Вероотступники, которые совершили вероотступничество словом, делом или убеждением. Они делятся на несколько видов:

1-й вид: Вероотступник, который совершил куфр в котором единогласие. Как тот, кто утверждает, что он пророк, или же принял христианство, или же утверждает, что имеет право вводить законы, или же взывает к мертвым, обращается за помощью к могилам, обращается к выдуманным законам на суд, проявляет любовь к неверным, оказывает помощь неверующим против мусульман, ругает религию Аллаха, издевается над религией Аллаха, враждует с единобожниками. И нет разницы между тем, кто эти дела не считает неверием и тем, кто признает эти дела неверием, однако отказывается от общего вынесения такфира того, кто совершил их. Обе эти категории людей являются кафирами, поскольку попали в третий пункт. Тот, кто сомневается в неверии Мусейлимы, или же сомневается в неверии карамитов, Джахма ибн Сафвана, ибн Араби, Халляджа, Кадияни, который утверждал что он пророк, Башара Асада и остальных чье неверие стало известно. Просто знание того, что сказали эти люди, или сделали эти люди из поступков неверия, в данном случае если человек останавливается, то такой человек становится неверным, если он знает их слова, потому что он является сомневающимся в словах и поступках неверия.

2-й вид: Те, которые совершают куфр, однако произошло разногласие в этом, как оставивший намаз по лени или же оставивший закят, проявляя небрежность или оставивший пост и хадж, тот, кто толкует некоторые сыфаты Аллаха, как некоторые личности из числа ашаритов. Кто не выносит такфир этим людям, тот не является кафиром, из-за наличия разногласий и присутствия сомнительного довода.

3-й вид: Вероотступник, в чьем вероотступничестве разногласия среди ученых. Для некоторых стало запутанным его положение и для них не подтвердилось, установлен над таким человеком довод или нет, есть ли у него препятствия, или нет. Что касается сомнения в неверии такого, то тот, кто сомневается, не становится кафиром, даже если тот, в котором сомневаются в действительности является кафиром. Таким образом, смысл неверия и ширка здесь — это неверие и ширк, в котором единогласие и состояние кафира явное, понятное.

Из того что было утверждено ранее, становится ясным следующее:

1) Правило неверия «кто не выносит такфир кафиру» охватывает кафира в своей основе и вероотступника. Как тот, кто сомневается в неверии вероотступников, коммунистов, отрицающих Судный день, как, к примеру тот, кто сомневается в неверии иудея и христианина. Если же сомнение заключается в отношении того, кто не выносит такфир вероотступнику и с этим присутствует неясность, или сомнение по причине того, что вероотступник утверждает что он мусульманин, произносит две шахады, или же является джахилем, то в таком случае необходимо установить довод над тем, кто не выносит такфир этому муртадду (вероотступнику) мушрику, устранить его сомнения, до вынесения такфира.

2) Кафир муртадд со стороны ясности его неверия, или же отсутствия делится на два типа:

— муртадд, состояние которого ясно, распространено, известно среди людей и его вероотступничество очевидно. Обязательным является выносить такфир такому. Тот, кто остановился от такфира ему, зная о его явном неверии, то такой становится кафиром.

— муртадд, положение которого не ясно и люди опасаются выносить ему такфир из-за отсутствия уверенности в его неверии, либо из-за присутствия неизвестности о его положении и о положении поступка, который он совершил, так как не стало известным его неверие, или же не выявилось и не стало очевидным и не знает о его неверии никто, кроме как некоторое количество людей, или же есть вероятность, что у него есть какое-то препятствие, как например принуждение, или невежество.

Решение по отношению к первому не одинаково с решением по отношению ко второму. Тот, кто сомневается в неверии человека, куфр и вражда которого к религии Аллаха явны и очевидны, не сравнимо с решением того, кто сомневается в вынесении такфира тому, чье положение не известно, или же он не знает его состояние и для него это запутано, то такому человеку не выносится такфир и он не рассматривается как сомневающийся в неверии многобожников, или же останавливающийся вместе со знанием, что выявление куфра, или же его сокрытие — дело относительное и сложно его установить.

Тут может возникнуть некоторое сомнение. Если скажет человек в отношении того, чье вероотступничество стало очевидным: мне не ясно и я не видел как этот человек совершил куфр, то такому отвечают: ты не видел как совершил куфр фараон, Мусейлима, однако их неверие распространено и пришли доводы на это. Неверные, в отношении которых нельзя сомневаться, а сомневающийся, или же останавливающийся в вынесении им такфира становится кафиром зная об их куфре, это следующие виды неверных: джахмиты, могилопоклонники, рафидиты, исмаилиты, нусейриты, кадияниты, сторонники светского образа жизни, либералы, коммунисты. Что касается этих категорий, тот кто не выносит им такфир, в то время как он знает об их идеологии, то такой человек кафир и мы уже ранее передавали слова ученых в отношении такфира тем, кто не выносит такфир джахмитам, из числа тех, кто знает их идеологию. Если ты знаешь кого-либо, кто придерживается одной из вышеперечисленных идеологий и ты знаешь неверие этой идеологии, то обязательно на тебе лежит вынесение им такфира, а иначе, если ты проявляешь сомнение в такфире им, зная об их неверии, зная что они последователи этих мнений, а так же если ты сомневаешься в их неверии, то ты рассматриваешься как совершивший куфр и нарушившим третий пункт.

Правила разъясняющие то что было упомяуто выше:

1) Категории людей, не выносящих такфир рафидитам, простолюдинам из их числа и их положение. В первом случае если он не знает их положение, или не знает их куфр то такой человек оправдан и такому не выносится такфир, пока ему не объяснят. А если же он оправдывает их, считая мусульманами, потому что они произносят шахаду, то такой человек попадает в третий пункт. Однако такому не выносят такфир до тех пор, пока не установят над ним довод и не устранят его сомнения. Или же он знает, что они мушрики, однако отказывается от вынесения им такфира, проявляя халатность, то такому человеку выносят такфир, или же он отрицает, что деяния рафидитов являются куфром, то такой человек хуже, чем предыдущий.

2) Положение того, кто не выносит такфир джахмитам, или же тем, кто имеет некоторые убеждения джахмитов, из числа ашаритов и мутазилитов. Саляфы единогласны на вынесении такфира джахмитам. Тот, кто не выносит такфир за их слова, как например, за отрицание возвышенности Аллаха и считает, что такой человек не становится кафиром, то такой сам становится кафиром. Что касается того, кто признает, что их слова являются куфром однако, не выносит им такфир и дает им оправдание из-за неправильного толкования, то такой человек ошибающийся.

3) Вынесение такфира лицемерам и еретикам и сторонникам взглядов, скрытых от большинства людей. Обязательным является выносить такфир лицемерам после того, как стало ясно, что они лицемеры. Лицемер внешне совершает поступки ислама и о нем судят как о мусульманине, однако когда он выявляет свое неверие — становится вероотступником и на него распространяются решения связанные с вероотступником. Похожее на это положение — положение еретиков и тех, кто имеет неправильные воззрения, а так же кто имеет разрушительные, губительные идеи, как сторонники светского образа жизни и остальные.

Наши рекомендации