Житие протопопа Аввакума». Автобиографизм и стиль.
Яркий и показательный образец литературы XVII в. и ее эволюции по пути к реализму – сочинения вдохновителя старообрядчества протопопа Аввакума, особенно его «Житие», им самим написанное в промежуток от 1672 до 1675 г.
В середине XVII в. С 1653 г. по почину патриарха Никона в русской церкви были произведены некоторые реформы в сфере религиозной обрядности, и в связи с этим предпринято было исправление богослужебных книг. Сущность реформы заключалась в приведении к единству русского церковного обряда и написаний книг с обрядами современной греческой церкви.
Личность Аввакума и биография. Был самым ярким и влиятельным вождем старообрядческой оппозиции и наиболее талантливым и плодовитым писателем, выдвинутым расколом. Большое литературное дарование и незаурядность писательской манеры сделали его сочинения выдающимся явлением старой русской литературы, совершенно независимо от того идейного наполнения, которое им присуще. Многие русские писатели ценили Аввакума как писателя, как художника слова. «Житие» его переведено на многие языки.
Человек огромного темперамента, фанатически упорный в защите старой веры, шел в своей борьбе на тяжкие страдания, закончил дни свои на костре. В его характере поражает стойкость, мужество, бескомпромиссность. Его жизнь полна испытаний и нечеловеческих лишений. Характер раскрывается как в личном семейном плане, так и в плане общественных связей и взаимоотношений. О них он и рассказал в своем «Житии». Это первый в русской литературе опыт автобиографий. Автор отбирает самые главные вехи своей биографии.
Центральная тема жития – тема личной жизни Аввакума, неотделимой от борьбы против Никоновых новшеств. Эта тема тесно переплетается с темой изображения жестокости и произвола начальников, приспешников Никона.
Родился Аввакум в 1620 или 1621 г. в селе Григорове Нижегородской области. Отец – сельский священник-пьяница Петр, а Мать Мария, инока Марфа – молитвенница и постница. Мать женила его на сироте Настасье Марковне. Жена стала духовной спутницей мужа, героически делила его страдания и ободряла его в трудном жизненном пути. Аввакум был изгнан из своего села и переселился в село Лопатицы той же Нижегородской области. Он стал дьяконом, а потом – священником. Ревностно отдался своему делу: учил, строго наставлял, вступал в борьбу с притеснителями-начальниками. Он был не раз бит и потом снова изгнан. С женой и только что родившимся сыном побрел в Москву к протопопам Стефану Вонифатьеву и Ивану Неронову. С грамотой духовных отцов вернулся на старое место. Боярин Шереметев чуть не утопил его за расправу над скоморохами. Потом он получил назначение в Юрьевец-Повольский.
Затем Аввакум вновь пришел в Москву без семьи. Это было время никоновских реформ. Он вмешался в борьбу против нововведений Никона и был заключен в Андронниковский монастырь.
Его преследовали, ссылали в Сибирь (1653). В Тобольске был назначен протопопом в Вознесенскую церковь, где на него писали доносы. Рассорился с официальной церковью, у него произошло стокновение с дьяконом Иваном Струной, в результате жалоб которого, а. сослали на Лену, затем в Даурию на границе Монголии. Это была жизнь, полная тяжелых скитаний, голодная и холодная, часто под угрозой смерти (умерло два его сына). Местный воевода Афанасий Пашков всячески мучил протопопа. Но Аввакум творил и добрые дела (исцелил двух вдов в Дарии, сына Евдокии Кирилловны, молился за Еремия, сына Пашкова).
В 1663 году царь вызвал а. в Москву. По дороге А. везде проповедовал слово божие, обличая никоновские реформы. В Москве его приняли как ангела божия, стараясь вознаградить его за страдания, сулили почетные должности и давали деньги, прося его, чтобы он молчал. Но А. боролся с отступниками. Царь и власти в конце концов сменили милость на гнев и сослали А. с семьей в Пустозерск, но по дороге эта ссылка была заменена ссылкой в Мезень. Через полгода в манте 1666 был поставлен вопрос на соборе о старообрядцах. А. с двумя сыновьями привезли в Москву и продержали его полтора года, пытаясь уговорами и физическим воздействием победить его упорство.Но ничто не помогло и он вместе с другими соратниками был лишен сана и в августе 1667 отправлен в заточение в Пустозерск. В земляной тюрьме здесь он просидел 15 лет. В тюрьме и началась его литературная деятельность. Место ссылки Аввакума стало местом паломничества его последователей. 14 апреля 1682 г. он вместе с попом Лазарем и дьяконом Федором был сожжен в срубе, по приказу Федора Алексеевича.
В «житии» Аввакум неоднократно указывает на то, как «божья сила» чудесно спасала и поддерживала его в напастях: пищаль, направленная на него, не стреляет; в воде он и его семья не тонут; ангел его насыщает вкусными щами в заключении (в андроньевом монастыре); по его молитве лед расступается. Аввакум говорит о себе, как о человеке, наделенном сверхъестественной способностью творить чудеса (исцелял).
Но Аввакум в житии не только борец за справедливость, но и семьянин, добрый отец. Он отзывчив и чуток к своей семье, к своим подвижникам. Он образцовый семьянин. Любит своих робяток, печалится об их горькой участи и своей разлуке с ними (семья была сослана в Мезень). С грустью говорит о сыновьях Прокопии и Иване, которые, испугавшись смерти, приняли никонианство. С любовью о дочери Аграфене, которая ходила в Даурии под окно к воеводской снохе. Значителен образ Анастаисии Марковны, которая безропотно идет за мужем в далекую сибирскую ссылку, рожает и хоронит детей, отдает свое единственное сокровище – московскую однорядку. Она готова переносить тяготы: «Добро, Петрович, еще побредем». И она благословляет его обличать блудню еретическую.
В изображении А. в борьбе и в семейной жизни и заключен автобиографизм.
Языки стиль. А. не был склонен к проповеди монашеского аскетизма, поэтому он достаточно свободно обращается с традиционными формами литературного творчества. «Житие» представляют собой необычное явление. Речь его живая, русская. Она либо перебивает речь книжную, церковно-славянскую, либо в большинстве случаев совершенно ее вытесняет. Сам он свой язык характеризует как «просторечие» и «вяканье», т.е. свободную, непринужденную беседу. Аввакум не проводит ясной границы между языками русским и церковнославянским. Обыденную и домашнюю речь он предпочитает речи книжной, торжественно приподнятой. Аввакум вводит в речь диалектические особенности своего родного григоровского говора. Начинает изложение своего «жития» чистой церковнославянской речью, вскоре меняет на живую русскую. С церковнославянизмами контрастируют обильные вульгаризмы, присущие речи Аввакума. Они проявляются в бранных эпитетах (Товарищи! Как вам эпитеты вроде «блядь», «блядин сын» и «выблядок»? Вот она – великая древнерусская литература! -)))) – прим. благодарного студента), которые он расточает противникам; в откровенном описании физиологических отправлений, и в непривычных сочетаниях слов. Просторечиеобъясняется тем, что произведение А. обращено к широкой аудитории единомышленников.
К особенностям стиля относится использование автором формы сказа – неторопливого рассказа от первого дица, обращенного к определенному адресату – старцу Епифанию, но в то же время подразумевающего более широкую аудиторию единомышленников. Сказовая форма переплетается с проповедью, что и объясняет сочетание церковно-книжных элементов языка с разговорно-просторечными.
Для стиля характерно отсутствие спокойного эпического повествования. Житие насквозь проникнуто полемикой. Все житие состоит из ряда драматических сцен, построенных на острых конфликтах: социального, религиозного или этического порядка. Страстная полемическая напряженность всего тона была прчиной того, что он не стеснялся, с одной стороны, приписывать своим противникам тех отрицательных, несовместимых с их положением качеств, которых у них, может быть, никогда и не было, с другой – употреблять по их отношению самые изощренные ругательства: Никон – носатый и брюхатый борзой кобель, плутишко, шиш антихристов, адов пес, лис, овчеобразный волк. Много у А. и натуралистических подробностей. Энергичной руганью осыпает А и никониан вообще: собаки, поганцы, воры, сластолюбцы, блудодеи, пьяницы, дураки.
Однако по отношению к единомышленникам он деликатен и ласков. Эпитеты: «товарищ миленькой», «свет мой», «дитятко церковное», «голубка», «голубица». К страдающим иногда посылает обращения, облеченные в торжественно-витиеватую церковно-славянскую форму. С задушевно лирическими воспоминаниями Аввакум обращается не только к людям, но и к собачке, навещавшей его в Братском остроге, и к черненькой курочке, несшей, как он говорит, 2 яичка в день. Эпизод с курочкой.
Ирония, сарказм и шутка нередки в сочинениях Аввакума. Использует слова, которые огрубляют фразу. Упоминая о преследованиях евреямисвоих пророков, Христа и апостолов, он заключает: «да и много у них стряпни той было». Для оживления речи он вводит в нее поговорки, пословицы, часто рифмованные: «Из моря напился, а крошкою подавился». Той же цели служат диалоги, обильно уснащающие «Житие». Диалоги живо передают реальные черты персонажей, существенные особенности характера.
А. предельно конкретизирует абстрактные религиозные понятия, наполняет их бытовым содержанием, которое позволяет ему делать широкие психологические и морально-философские обобщения. Небесная иерархия получает у него реальное земное воплощение. Тексты святого писания тоже приобретают в истолковании А. бытовую конкретность (Адам и Ева).
Таким образом, эти особенности придают письму реалистические черты, неповторимость.
По жанру это не житие, а автобиография-исповедь, автобиографическая повесть или роман. Агитационная роль жития – пропаганда старой веры своим примером.