Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне».

Симеон Полоцкий получил широкое образование в Киево-Могилянской академии. Затем был учителем в родном Полоцке. В 1664 году он переехал в Москву и обучал здесь подьячих приказа тайных дел латинском уязыку. В 1667 г. царь Алексей Михайлович поручил Симеону воспитание своих детей.

Свою деятельность Полоцкий посвятил борьбе за распространение просвещения. Он активно участвовал в спорах сторонников греческой и латинской образованности, принимая сторону последней. Он обращался к царю, призывая его строить училища и искать учителей. Разработал проект создания первого в России высшего учебного заведения – академии. Незадолго до смерти им был написан устав будущей академии.

Большое значение придавал П. развития печати. По его инициативе и личному ходатайству перед Федором Алексеевичем в 1678 г. в Кремле была открыта «Верхняя» типография, выпустившая в свет много книг.

Одним из любимейших его занятий было рифмование, поэтическая литературная деятельность. Начало ее относится ко времени предывания Симеона в Киево-Могилянской академии, затем он продолжает занятия поэтическим творчеством в Полоцке, но наивысшегно расцвета оно достигает Москве.

Именно он привил на Руси силлабический стих. Силлабический стих Полоцкого формировался под воздействием украинского и польского стиха. Он был тесно связан с рафинированным книжным славенским слогом, который им противопоставляется разговорному.

Полоцкий считал, что могучее оружие поэзии должно быть использовано для распространения просвещения, светской культуры, правильных нравственных понятий.

Симеон выступает в качестве первого придворного поэта, создателя панегирических торжественных стихов, явившихся прообразом хвалебной оды.

В центре панегирических виршей – образ идеального самодержца.. Он является символом и олицетворением могущества Российской державы. Это, например, «Орел Российский», где поэт перечисляет те положительные качества, которыми должен обладать царь: должен посвятить себя благу гос-ва и подданных, заботиться о просвещении, он строг и милостив, точно исполняет законы. По случаю венчании яФедора Алексеевича на царство был написан панегирик «Гусоя доброгласная».

Особенности стиля – проявление литературного стиля барокко. Все панегорические вирши (800 стихотворений) были объединены в сборник «Рифмологион» 167901680 гг.

Кроме того, Полоцкий писал вирши на самые разные темы: и светские и религиозные. Все вирши носят нравоучительный характер. Поэт считает себя носителем высших религиозно-нравственных качества и ценностей. Ставит вопросы моральные, стараясь дать обобщенные образы «девы» («Дева»), вдовы («Вдовтво», рассматривает вопросы женитьбы, достоинства, чести. Кроме того, касается вопрсово общественно-политических. В стихотворении «Гражданство» говорит о необходимости каждому человеку блюсти законы.

Важным разделом его поэзии является сатира обличения. Большинство сатирических произведений носит абстрактный характер. Например, «Невежда», направленное против всех невежд вообще. Лучшими сатирическими произведениями являются «Купецтво», где поэт перечисляет восемь смертных грехов купеческого чина, и «Монах», которое обличает пьянство, чревоугодие и нравственную распущенность монахов.

Все эти стихотворения объединены в сборник «Вертоград многоцветный» 1677-1678. Ему также принадлежит рифмованное переложение Псалтыри в 1678.

При Алексее Михайловиче в 1672 году 10 мая вознкает первый в России придворный театр, существование которого дало толчок для развития нового рода литературы – драмы.

Инициатива создания театра принадлежала главе Посольского приказа Артамону Матвееву. Царь одобрил инициативу и решил новой , небывалой на Руси забавой отметить рождение у своей молодой жены Натальи Кирилловны ребенка (Петра). Для будущего театра в мае 1672 года начали спешно приспосабливать чердак длома боярина Милослаского. Но театр был сооружен в подмосковной резиденции царя селе Преображенском. Первым режиссером и драматургом стал пастор Немецкой слободы Иоаганн Грегори. Первая пьеса начала репетироваться 21 сентября 1672 г. Это было «Артаксерксово действо», написанное по сюжету из библейской книги «Есфирь». Первый русский театр был чисто придворной забавой.

В связи с отктрытием придворного театра начала развиваться школьная драматургия, первым насадителем которой в Москве был Симеон Полоцкий, хорошо знакомый с теорией и практикой школьной драмы еще в пору пребывания в Киеве. В Киево-могилянской академии жанр школьной драмы использовался в педагогических целях.

«Комедия притчи о блудном сыне» состоит из пролога, шести действий (частей) и эпилога. Кроме того, должно было быть пять интермедий, судя по обещанию в прологе. Но до нас дошла только одна о пьянице и блудном, которую можно считать связанной с комедией Полоцкого.

Пролог – это своеобразная теоретическая декларация. В ней доказывается преимущество зрительного наглядного восприятия материала над словесным. Это обращение к зрителю, в котором сообщается о теме пьесы.

Первое действие начинается с монолога отца, который делит свое имение между двумя сыновьями и дает им наставления: надеяться на бога, руководиться в жизни правилами благочестия и хранить христианские добродетели. В ответ на обращение отца выступают оба сына. Старший 0 олицетворение пассивонотси и неподвижности, представитель золотой середины, воплощение консерватизма и покорный раб своего отца, который хочет оставаться с ним до конца его дней. Отец подчеркивает смирение сына и оставляет при себе.

Не таков другой сын: он также почтительно относится к своему отцу, благодарит егоо за намерение дать ему часть имения, но он хочет распорядиться своей жизнью иначе: «славен явлюся во вся мира концы, от мене дому расшириться слава. Кроме желания прославить свой дом, у юноши есть и другие соображения: он хочет свободно выбирать свою дорогу, предвосхищает тем самым идею естественного права и самоопределения человека. Он обещает вернуться в родительский дом, обогатившись опытом и знаниями и ДОСТАВИТЬ своему отцу славу и радость. Он не хочет в отчиной стране юность погубити, ведь Бог волю дал: птицы летают,звери вольно пребывают, и ты мне, отче, изволь волю дати.

Однако вырвавшись на волю, блудный сын тотчас окунается в разгульную жизнь, забывает о благих намерениях и стремится получитькак можно большк радостей и наслаждений, которые только можно получить в чужой стране. У него много денег и он сорит ими повсюду, обзаводится большим количеством слуг, пьянствует, играет в азартные игры и в конце концов, ограбленный своими же собутыльниками, разоряется и доходит до крайней нищеты.

Четвертое действие рисует нам блудного сына голодным, продающим последнюю одежде и одетым в рубище. Он поступает на службу к господитну, который посылает его пасти свиней. И вот этот мечтающий о славе юноша становится свинопасом, который ест со свиньями и рад, если ему из корма свиней что перепадет. Но он плохо справляется со своими обязанностями, загубил свинью, его бьют. И тут он начинает вспоминать, как много хлеба у отца его, вспоминает родительский дом, которым пренебрег и надеется, что отец примет его хотя бы в качетсве слуги.

В 5 части сын возвращается домой. Отец велит устроить пир в его честь, заколоть теленка. Старший ропщет на то, что для него, никогда не нарушавшего отцовской воли, не был заколот даже козленок. Отец объясняет, что старший сын всегда был рядом с отцом, все отцовское принадлежало ему, а младший пропал и теперь нашелся.

В эпилоге поясняется смысл пьесы: молодежь не должна полагаться на свой разум, а старики должны наставлять юных, оказывать им милость и снисхождение, если они, покаявщись, возвращаются на правильный жизненный путь.

Основной конфликт пьесы отражает столкновение двух мировоззрений: страшего сына и младшего. Разрешается конфликт торжеством отцовской морали. Порок наказан, добродетель торжествует. Пьеса ярко отразила стремление молодежи к усвоению европейскийх форм культуры и показала, что часть молодого поколения усваивает эти новые формы чисто внешне, поверзхностно. Характерно, что действие совершается вне времени и пространства, персонажи лишены индивидуальных чертЮ даже собственных имен. Благодаря этому комедия полнимается до уровня дидактического наглядного обобщенного примера.

В основном пьеса проникнута гуманизмом, который был характерен для просвещенного деятеля. Победа традиции, торжество отцовдостается прежде всего ввиду преимуществ моральных и практических жизненных основ, на которых зиждется старина. Однако Полоцкий не считает, что стремление молодежи к знанию и обогащению жизненным опытом является чем-то запретным.

Наши рекомендации