Особенности жанра бытовой повести. Повесть о горе-злосчастии.
В 17 веке происходит обмирщение литературы, е развитие по пути сближения с действительностью. Появляется повесть, свободная от налета церковного благочестия, чуда и проникнутая чисто светской трактовкой событий и фактов. В тоже время нарождаются сатира и пародия, затрагивающие не только практику государственных установлений, но и поведение, и быт служителей церкви и даже саму церковную службу. Зарождается и жанр бытовой повести. Б.П. второй пол 17 века запечатлела существенные стороны частной и общественной жизни человека этой переходной эпохи. В ней ярко отразились изменения, произошедшие в сознании, морали и быте людей, борьба старины и новизны, которая пронизывала в то время все сферы личной и общественной жизни.
Фабула и сюжет. Замечательная «Повесть», написанная народным стихом, стоит в ряду значительных созданий мировой литературы. Она дошла до нас в единственном списке первой половины XVII в.
Начинается она буквально от Адама. Адам с Евою нарушили заповедь Божью, вкусили плод и за это были изгнаны из рая и поселены на земле, где им велено было раститься, плодиться и питаться своими трудами. И пошло от них человечество., которое к отцову учению зазорчиво, к своей матери непокорливо.
За все преступления человеческого рода Господь разгневался и послал на него великие напасти и скорби, чтобы смирить людей и привести их на путь спасения.
Вслед за такой экспозицией начинается рассказ о самом герое повести – о безымянном молодце. Отец и мать стали учить его, наставлять на добрый путь и преподали ему традиционные нормы житейского поведения. В стиле домостроевских наставлений поучают молодца его родители (не ходить на пиры, не прельщаться на красных девушек, не бояться мудрых, а бояться глупых, не грабить, не обманывать и не знаться с головами кабацкими). Но он относится легкомысленно к их заветам, хочет жить своим разумом, по своей воле, «как ему любо». Обзавелся деньгами и друзьями. Среди друзей особенно полюбился ему один, объявивший себя «названым братом» и зазвавший его на кабацкий двор. Там поднес ему чару зелена вина и кружку пива пьяного и посоветовал лечь спать тут же, где он пил, положившись на своего названого брата, который сядет у изголовья и будет его оберегать. Легкомысленный и доверчивый молодец поверил и послушался, упился без памяти и, где пил, тут и спать лег. Проснулся и видит, что догола раздет, покрыт лишь отрепьями, под буйную голову подложен кирпич, а «друг» исчез. Повесть подчеркивает, что причиной разорения Молодца становится «царев кабак». В картинах «наготы и босоты безмерной» звучат мотивы протеста неимущего класса против социальной несправделивости, против злой доли. Нарядился молодец в оставленные ему лохмотья, посетовал на свое житие нелегкое, решил, что стыд и позор в таком виде вернуться домой, и пошел он в чужую, дальнюю сторону, где сразу попал на пир.
Принимают его ласково. Но сидит он на пиру невесел. Когда его спрашивают о причине грусти, он поверяется им и просит совета. Ему дают ряд «советов»: не быть спесивым, покоряться всем, кланяться и старому и молодому, смирение ко всему иметь, держаться истины и правды.
Идет он дальше на чужую сторону и начинает там жить «умеючи». Нажил богатства больше прежнего и захотел жениться. Присмотрел невесту, затевает пир, гостей зовет. Начал хвастать своей жизнью.
Хвастанье молодецкое подслушало Горе-Злосчастие. Горе является ему во сне, нашептывает ему злой совет – разрушить налаженную жизнь, отказаться от своей невесты, пропить все, идти нагим и босым по широкому жизненному раздолью. Молодец сну не поверил, и вот Горе-Злосчастие является ему опять во сне в образе архангела Гавриила и рисует преимущества вольной жизни нагого-босого, которого не бьют, не мучают и из рая не выгоняют. Поверил глупый молодец, пробухал все, скинул с себя платье гостиное и пошел в незнакомые края.
По дороге встречается ему река, за нею – перевозчики. Требуют плату за перевоз, а дать – нечего. Сидит молодец весь день у реки и решает с отчаяния утопиться. Но Горе выскакивает и удерживает молодца. Напоминает ему о непослушании родителям, требует, чтобы молодец покорился и поклонился ему, Горю, и тогда будет перевезен через реку, и накормят его. Молодец так и поступает, кланяется горю до земли. Идет и поет песенку. Перевозчики перевезли его, накормили и напоили, одели в крестьянское платье и посоветовали вернуться с раскаянием домой, простится с родителями, взять у них благословение.
Но нет способа уйти от Горя-Злосчастия, оно встречает молодца на пути и говорит, что не на час привязалося. Научает молодца богато жить, убить и ограбить, чтобы его за то повесили или кинули с камнем в реку. Тут-то молодец вспоминает «спасенный путь» и идет постригаться в монастырь, а Горе остается у святых ворот и впредь к молодцу уже не привяжется.
Краткий смысл. Молодец пренебрег старинным укладом жизни и морали, вздумал жить как хочется, и отсюда пошли все беды. Когда возомнил о себе многое, завладело им неотвязное Горе, сломившее его непокорство, превратившее в ничтожество. Молодец не выдерживает воли и находит себе спасение уже не в традиционной обстановке мирского быта, а в монастыре в монастыре, где нельзя проявлять самостоятельность. Такова расплата за отступ от заветов отцов. Характерно, что монастырская жизнь трактуется не как идеал и норма, а как исключение для тех, кто не сумел наладить свою мирскую жизнь по традиционным правилам. Монашеское житие оказывается уделом грешника, искупающего монастырем свои тяжелые заблуждения. Кроме тог, советы родителей и гостей на пиру касаются самых общих вопросов и лишены религиозной дидактики. Это как раз говорит в пользу того, что складываетс яопвесть, свободная от церконого налета.
Образ горя-Злосчастия. Доли, судьбы – один из значительных лит. образов. Горе одновременно символизирует внешнюю, враждебную человеку силу и внутренне состояние человека, его душевную опустошенность. В советах, которые дает молодцу Горе, легко обнаружить тягостные раздумья самого героя над жизнью, неустойчивостью материального благополучия (советы грабить, пить, убивать). Оно как бы двойник.
Стиль. Устно-поэтическая стихия окрашивает собой «Повесть». Полное тождество метрического строя повести со строем былинного стиха. Обращают на себя внимание былинные общие места (приход на пир и похвальба на пиру). Прием повторения отдельных слов («надейся, надейся на меня, брата названова») связывает повесть с былинным стихом. Прием тавтологии сочетаний («кручиноват, скорбен, нерадостен», «украсти-ограбити», «исти-кушати», род-племя»). Употребление постоянных эпитетов («буйны ветры», «буйна голова», «быстра река», «зелено вино», «дубовый стол»). Немало общего с устной лирической песней.
Явственно дает о себе знать книжная традиция. Обнаруживается она во вступлении к повести, излагающим происхождение греха. Присутствует она и в последних строках повести. Вступление и заключение сближают ее с произведениями житийного жанра. Однако повесть не имеет ничего общего с традиционной агиографией. Перед нами типично светская бытовая биографическая повесть, отражающая существенные стороны жизни.
Переплетение эпоса и лирики придает повести эпический размах, сообщает лирическую задушевность. Сочетание книжного и фольклорного стиля стало возможным только в 17 веке, когда народная поэзия получила большой размах и оказала сильное влияние на книжную литературу.