Шрила Гурудев погружается в настроение Махапрабху
30 ноября Шрила Гурудев прибыл в Джаяшри Дамодара Гаудия Матх, в Чакратиртхе, в Шри Джаганнатха Пури Дхаме. Преданные встретили его с большой любовью и со всеми подобающими церемониями. Как и раньше, его севаки продолжали по часам служить ему. Время от времени они пели в его бхаджана-кутире киртаны или читали из шастр. Если Шрила Гурудев видел кого-то сидящим без дела, он говорил: «Не бездельничай. Рассказывай хари-катху другим преданным. Давать хари-катху – это одна из составляющих бхакти».
Однажды, глядя на широкий пляж, в сторону океана, Шрила Гурудев тихо сказал: «Раньше всякий раз, когда я приезжал в Шри Джаганнатха Пури Дхаму, я медитировал на то, как Шриман Махапрабху со Своими спутниками купался в океане. Я также медитировал на то, что сказал Махапрабху, омыв тело Шрилы Харидаса Тхакура в океане. Шриман Махапрабху сказал, что теперь этот океан стал маха-тиртхой (величайшим святым местом), потому что он стал чаранамритой (водой, омывшей стопы) Шрилы Харидаса Тхакура. Поэтому я практически каждый день омывался в океане. Сейчас я снова хочу принять омовение в этой океанской воде. Вы не могли бы принести немного воды из океана, чтобы я мог принять омовение?» С того дня Шрила Гурудев каждый день принимал омовение в воде, принесенной из океана. По утрам и вечерам с помощью поддерживавших его слуг он ходил по коридорам храмовой гостиницы. Потом он садился на балконе и получал даршан самого священного из всех океанов. В то же самое время, он давал даршан стоявшим внизу преданным. Однажды, глядя на океан, Шрила Гурудев сказал: «На это самое место волны принесли принявшее форму черепахи тело Махапрабху, погруженного в махабхаву». Однако большую часть времени Шрила Гурудев проводил в молчании. Все видели, как глубоко он был погружен в медитацию. В другой раз, глядя на океан, он спросил своего слугу, может ли тот сосчитать волны.
– Нет, – сказал слуга. – Волны в океане бесконечны.
– Мое сердце такое же, – ответил Шрила Гурудев. – По нему гуляют бесконечные волны настроений служения Шриману Махапрабху и Шри Шри Радхе-Кришне, а также волны любви к моим ученикам и последователям».
Кое-что в Шри Джаганнатха Пури Дхаме особенно бросалось в глаза. Если кто-то предлагал Шриле Гурудеву поклоны, даже с очень далекого расстояния, с самого берега океана, Шрила Гурудев немедленно поднимал руку, чтобы благословить этого преданного. Кроме того, до самого конца своих проявленных лил, он сначала со сложенными ладонями выражал почтение прасаду и лишь после этого принимал его. Временами Шрила Гурудев так глубоко погружался во внутреннее сознание, что его слуги в течение 30–45 минут пытались заставить его съесть хотя бы ложку пищи. Это случалось в Дели, на Говардхане и, наконец, в Шри Джаганнатха Пури.
Шрила Гурудев принимает цвет тела Махапрабху
Как только Шрила Гурудев приехал в Шри Джаганнатха Пури, в нем стали происходить заметные перемены. Одна из них – день за днем его тело все больше сияло и принимало все более отчетливый золотистый оттенок. Это навело нас на мысль, что, возможно, будучи погруженным в медитацию на своих дорогих Шри Гаурахари и Шримати Радхарани, он перенял их цвет.
Так проходили дни
Утром 27 декабря Шрила Гурудев, как обычно, вышел на балкон, и преданные, собравшись внизу, впервые провели ему гуру-пуджу. Слуги хотели увести Шрилу Гурудева в комнату, но он подождал до конца пуджи. Затем его кресло подкатили к балкону над вестибюлем. Все преданные поспешили в вестибюль, чтобы еще разок увидеть Шрилу Гурудева. И вновь слуги попросили его вернуться в комнату, но Шрила Гурудев настоял, чтобы остаться. Он пристально окинул взглядом каждого преданного и поднял руку, благословляя всех.
Следующий день, 28 декабря, он провел в своей комнате и не давал даршан.
Завершение его лил (антардхана-лила)
Утром 29 декабря 2010 года Шрила Гурудев проснулся очень рано, около 2 ночи. Слуга спросил его: «Шрила Гурудев, вы хотите воды?» Он ответил: «Да». И тогда слуга помог ему сесть. Шрила Гурудев сказал, что сначала он хотел бы воспользоваться уборной, и преданный помог ему дойти туда и обратно. Шрила Гурудев начал пить воду с глюкозой, а слуга поддерживал стакан, но потом он сказал: «Я не могу сидеть».
Слуга тут же помог Шриле Гурудеву лечь. Затем Шрила Гурудев попросил помочь ему перевернуться. Когда он это сделал, Шрила Гурудев глубоко вздохнул, и его лицо, казалось, немного изменилось.
Заметив на экране колебания в пульсе и дыхании Шрилы Гурудева, слуга немедленно позвал Шрипада Мадхаву Махараджа и Враджанатху прабху. За две-три минуты вокруг собрались и другие слуги. Все же, несмотря на эти тревожные знаки, Шрила Гурудев выглядел очень умиротворенным и пристально глядел на собравшихся. Было совсем не похоже, что он собирается завершить свои проявленные лилы. Но затем экран зафиксировал прерывание пульса и дыхания, и все преданные начали громко повторять харинаму. Губы Шрилы Гурудева двигались, когда он пел харинаму вместе с преданными. Через некоторое время, всего за минуту до ухода, он закрыл глаза и постепенно его губы тоже перестали шевелиться. Часы на стене показывали три утра. Все присутствующие замерли в состоянии шока.
Преданные собираются в комнате Шрилы Гурудева
Постепенно в комнате Шрилы Гурудева собрались все санньяси, брахмачари и другие преданные, находившиеся в этот момент в Матхе или в гостиницах поблизости. Видя его, все начали сокрушаться. По традиции Гаудия Вайшнавов, Шрилу Гурудева омыли пресной водой, нанесли тилаку на двенадцать частей его тела и переодели в новую одежду. Затем его усадили в падмасану, или позу лотоса. Его тело было таким мягким и выглядело так естественно, что, казалось, он в любой момент может открыть глаза. Постепенно взошло зимнее солнце, и в его лучах тело Шрилы Гурудева стало светиться золотом. Преданные начали один за другим петь «Шри Гурваштаку», «Шри Гуру-парампару», «Дже анило премадхана» и любимые бхаджаны Шрилы Гурудева, такие как «Шри Рупа Манджари Пада», «Декхите декхите», «Чинтамани мой радха-кунда-тата», «Шри Нанданаштака», «Шри Радха Крипакатакша Ставараджа», «Шри Дамодараштака», а также маха-мантру на автралийский мотив, который он так любил, и многие другие киртаны. По мере того, как распространялись новости об уходе Шрилы Гурудева, стали приходить преданные со всех концов Шри Джаганнатха Пури, особенно из Гаудия Матхов. Они хотели в последний раз получить даршан Шрилы Гурудева. Преданные со слезами провели Шриле Гурудеву арати и спели «Шри Гуру-чарана-падма». За несколько минут новость об уходе Шрилы Гурудева облетела всю планету, пронзая сердца тысяч преданных глубокой болью разлуки.
Божественный уход в день явления старшего гуру-брата
День, когда Шрила Гурудев ушел из этого мира, оказался днем явления его старшего гуру-брата нитья-лила-правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа. Преданные в Джаяшри Дамодара Гаудия Матхе подготовили все необходимое для всеблагого празднования и пригласили Вайшнавов из всех Сарасват Гаудия Матхов принять участие в хари-гуру-катхе, киртане и почитании Шри Джаганнатха маха-прасада. Но это масштабное празднование так и не состоялось.
Шрила Гурудев ушел в день явления своего духовного брата, хотя ему не говорили, когда этот день наступит. Это показывает, что он просто спокойно ждал этого дня так же, как Бхишма Питамаха ждал, пока солнце переместится в северное полушарие (уттараяна) и лишь потом ушел.
Благодаря этому, мы можем понять кое-что о близких взаимоотношениях трех самых выдающихся учеников Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Махараджа: Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа, Шрилы Бхактиведанты Тривикрамы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, – которых называют «тремя колоннами» Гаудия Веданта Самити.
Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж явил лилу ухода в тот самый день (титхи), когда из этого мира ушел Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж, а Шрила Гурудев явил лилу ухода в тот самый день, когда Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж явился в этот мир.