Правило 2: молиться с чистым сердцем.
Памятуя о том, что сущность нашей молитвы заключается в близких взаимоотношениях с Отцом, мы начинаем понимать, что любой грех, который хотя бы отчасти препятствует таким взаимоотношениям, существенно снизит эффективность наших молитв.
Исайя подтверждает желание Бога слышать и отвечать на наши молитвы: «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать» (Ис.59:1). Однако грех может помешать Богу, услышать нас. «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» (Ис.59:2). Непререкаемым правилом молитвы является борьба с грехом и чистое сердце Иисус говорил об этом, когда в Господней молитве Он назидал нас ежедневно молиться так «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мат.6:12). Под долгами здесь подразумеваются наши грехи. Поскольку все христиане время от времени грешат, нам следует быть уверенными в том, что наша совесть постоянно очищается, если мы хотим получить ответ на свои молитвы. Петр напоминает нам. «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло» (1Пет.3:12).
Для доброй молитвы совершенно необходимы покаяние и исповедание грехов. Желание избежать грехов в дальнейшем отражено в следующих словах, которые Иисус дал нам в Господней молитве: «И не введи нас в искушение» (Мат 6:13). Все это во многом способствует очищению нашего сердца. Однако для доброй молитвы, как видится, одним из самых серьезных моментов является наша способность прощать.
Прощать других.
После нашего обращения «и прости нам долги наши» мы утверждаем, что «и мы прощаем должникам нашим» (Мат.6.12). Я уверен, что наше прощение играет такую важную роль в молитвах потому, что это единственный момент в Господней молитве, на который Иисус обращает наше внимание сразу после того, как говорит о прощении. Он поясняет «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мат.6:14,15).
Предположим, с вами обошлись совершенно несправедливо. Предположим, вы оказались самой настоящей жертвой нечестивцев. Предположим, вы ни в чем не виновны, но какой-то человек нанес вам жестокую обиду. Предположим, ранившие вас люди отказываются просить у вас прощения. Предположим, они всем рассказывают, что вы сами во всем виноваты. Что нам делать?
Простите их! Иисус простил всех.
Если вы будете прощать, прощение будет очищать ваше сердце. Ответы на ваши молитвы не зависят от того, что делают или чего не делают ваши противники. Ответы зависят от того, что делаете вы.
Иаков в четвертой главе своего послания говорит о молитвах, на которые нет ответа, потому что молившийся нарушил правило чистого сердца. «Просите, и не получаете» (Иак 4:3) Но почему?
• Ваши желания неправедны. Вы испытываете страстное желание получить что-то, вы препираетесь и домогаетесь желаемого (см. Иак 4:2).
• У вас неправедные мотивы. Вы просите не на добро. Вы не просите в соответствии с Божьей волей, а потому находитесь на неверном пути (см. Иак 4:3).
• У вас неправильно поставленные цели. Вы просите для того, чтобы удовлетворить собственное вожделение Ваши желания эгоистичны (см. Иак 4:3).
Плод Святого Духа в нашей жизни направит нас на правильный путь, который приведет нас к Богу. Святой Дух даст нам: 1) правильные желания — близкие взаимоотношения с Отцом; 2) правильные мотивы — желание прославить Бога, и 3) правильную цель — исполнять Божью волю. Все это поможет нам встать на правильную позицию и выполнять правило молитвы с чистым сердцем
Правило 3: молиться с силой
Одна из причин нашей склонности терять веру в молитвах кроется в том. что мы полностью не осознаем, как много власти мы имеем, когда приходим к Отцу во имя Иисуса. Следующее правило молитвы, которому мы должны следовать, заключается в использовании власти, которая уже дана нам.
Разница между неуверенной молитвой и властной кроется в Святом Духе. Святой Дух был источником силы Иисуса, явленной в Его чудотворении, (см. Мат. 12:28; Лук 4:1; 14-18; Дея.2:22;10.58), и Иисус сказал Своим ученикам, что они будут иметь такую же силу и смогут творить такие же дела, какие творил Он (см. Иоан.14:12). Прежде чем покинуть землю, Иисус сказал ученикам, что для них будет лучше, если Он уйдет, потому что только в этом случае они смогут получить полноту силы Святого Духа (см. Иоанн. 16:7-14). Он повелел им оставаться в Иерусалиме до тех пор, пока они не получат эту силу (см. Лук 24:49). После, непосредственно перед тем, как вознестись на небеса, Иисус сказал: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой. (Деян. 1:8).
Хотя каждый вновь рожденный христианин испытывает присутствие Святого Духа в своей жизни, не все испытывают Его силу в равной степени. Некоторые верующие исполняются Святым Духом, а другие нет. Я могу быть исполненным Духом сегодня, но назавтра мне нужно будет возобновить мои с Ним отношения (см. Еф.5:18). Некоторые люди называют это не исполнением, а крещением Святым Духом Разные группы придают этому явлению различную доктринальную и практическую окраску. Но феномен остается прежним — хотя мы все имеем общее присутствие Святого Духа, количество силы Святого Духа в нас может варьироваться (см. Тим 4:14; 2 Тим 1:6).
Петр был одним из тех учеников, которые «исполнились Духа Святого» (Деян.2:4) в день Пятидесятницы. Тем не менее, Петр говорил перед синедрионом, заново «исполнившись Духа Святого», как об этом сказано в Книге Деяний (4:8). Как видим одного исполнения Духом недостаточно. Наше постоянное, каждодневное обновление факта присутствия Святого Духа даст нам силы и в других аспектах молитвы. Святой Дух поможет нам сохранить чистое сердце, потому что одним из видов служения Святого Духа является обличение нас в грехе (см. Иоанн. 16:8). Он поможет нам быть уверенными в том, что мы знаем волю Божью, которую мы выражаем в своей молитве, потому что Он приближает нас к Отцу (см. Рим.8:16, Гал.4:6). Он созидает нашу веру; позволяя нам увидеть сверхъестественную силу, которая исходит из нас и касается других людей. Когда мы имеем в себе Духа Святого, мы воистину можем молиться с силой.