Правило 1: молиться с верой.
Иаков сказал, что если человеку не хватает мудрости, он должен просить ее у Бога (см. Иак 1:5) Затем он добавляет: «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром понимаемой и развеваемой» (Иак 1:6). Но насколько это важно? Иаков утверждает, что в этом вся суть. О сомневающемся он говорит так «Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак 1:7). Совершенно очевидно, что вера является очень важным условием для эффективной молитвы.
Иисус учил Своих учеников о вере, приведя такой наглядный пример — с верой они могут велеть горе ввергнуться в море, и тогда оно так и произойдет (см. Мар.11:23). Затем Он сказал «Всё чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мар.11:24).
Но что такое вера? »Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Естественно, мы не просим Бога о том. что уже имеем, но просим у Него то, чего у нас пока нет. Мы надеемся получить, просимое. Мы не видим того, что просим, но если имеем веру, то невидимые вещи, которые мы надеемся получить, обретут сущность. Эта сущность не может быть материальной, она должна быть духовной, и, тем не менее, это сущность. Если мы в своей вере не увидим сущность желаемой вещи, о которой молимся, мы останемся сомневающимися, мы будем подобны морским волнам, и наши молитвы останутся без ответа. Мы нарушим правило молитвы.
Многим такое учение не нравится. Оно кажется им опасным, потому что означает слишком большую ответственность. Им не хочется признавать тот факт, что иногда (конечно же, не всегда) нам придется винить самих себя за то, что на наши молитвы не было ответа. Молитвы действия, требуют веры. Но есть ли исключения из этого правила? К счастью для большинства из нас, включая и меня, Бог допускает такие исключения. Но давайте запомним — это исключения, а не правило.
Доктрина процветания.
Уже многие годы я слышу критику в адрес «слова веры» или «доктрины процветания». Но, насколько я понимаю, сторонники этого учения просто стараются дать церкви равновесие, подчеркнув библейскую истину, которую многие из нас склонны игнорировать, а именно: решающую роль, которую играет в исполнении Божьей воли наша человеческая вера.
Я также слышал критику практики «зрительных образов». Когда я впервые услышал об этом от близких друзей, таких как Йонги Чо и Роберт Шулер, я понял только то, что они знали нечто, дотоле мне неизвестное. Они помогли мне понять, что подразумевалось во фразе «осуществление ожидаемого» в Послании к Евреям (11:4), и я был очень благодарен им за это.
А может быть, сторонники слова веры или зрительных образов зашли слишком далеко? Несомненно, это так. Но этого и следует ожидать тогда, когда в Теле Христовом возникают такие серьезные коррективы. Может быть, тогда и пресвитериане зашли слишком далеко в своем понимании предопределения? А может, и некоторые церкви Христа зашли слишком далеко в обновлении обрядов крещения? Тогда и назаряне зашли слишком далеко в своих требованиях святости? И Божьи Ассамблеи зашли слишком далеко в говорении иными языками? И лютеране тоже зашли слишком далеко с проповедью закона и Евангелия» Да, конечно.
Равновесие неминуемо придет. Некоторые представители лагеря сторонников процветания уже признали тот факт, что они преувеличили роль веры в ожидании ответа на молитвы. Некоторые из них осознали, что действительно существует определенная опасность возникновения ощущения, что они могут манипулировать Богом, и они знают, что этого делать категорически нельзя. Некоторые признали, что грань между Богом данным процветанием и откровенной жадностью несколько размыта. Другие соглашаются, что просили и не получали, потому что просили неправильно, просили, как говорит о таких людях Иаков, «не на добро, а чтобы употребить, для ваших вожделений» (Иак 4:3)
С учётом всех этих подводных камней мы, однако же, соглашаемся с тем, что вера является главным условием молитвы. Именно на этом основании будет или не будет получен ответ на нее.
Но как молиться с большей верой?
Главный ключ к молитве с верой — знать волю Бога. Иоанн говорит нам: «Когда просим чего по воле Его. Он слушает нас» (1Иоан 5:14)
Большое «если»
Некоторые люди не знали, как молиться с верой, и в результате их молитвенная жизнь сильно пострадала от этого. Они были настолько обеспокоены опасностью проявить самонадеянность и так боялись, что начнут манипулировать Богом, что разработали совершенно безопасный вариант молитвы. Они обнаружили, что в случае включения в свои молитвы осторожного «если», им не нужно будет беспокоиться, получат они ответ на молитву или не получат.
В свою книгу о силе позитивной молитвы («The Power of Positive Praying») Джон Бнсаио включил главу, которую он назвал «Если угодно будет Господу». Он пишет «Многие чудесные молитвы остались без ответа, потому что использование стона "если" сделало их бессильными». Но почему люди делают это? Бисано предполагает, что настоящей причиной такой предусмотрительности является следующая мысль: «На самом деле мы не верим, что Бог собирается что-то сделать, поэтому на случай, если Он так ничего и не сделает, у нас есть легкий выход — наш спасительный пункт с "если"». Другими словами, многие люди не обладают библейской верой.
Жан Кальвин согласился бы с Бисано. В своем «Наставлении в христианской вере» Кальвин задается вопросом о том, как можно назвать такого рода молитву: «О Господь, я не знаю, хочешь ли Ты услышать меня, но поскольку я пребываю в сильной тревоге, я прибегаю к Тебе и, если я достоин, Ты можешь помочь мне». Кальвин заявляет, что молитвы святых в Писании совсем не похожи на вышеприведенную молитву. Он убедительно советует нам следовать повелениям в Святом Писании и приступать «с дерзновением к престолу благодати» (Евр 4:1б). Жан Кальвин говорит «Бог принимает лишь такие молитвы, которые рождаются, если можно так выразиться, только из такого основания игры и покоятся на несгибаемой и уверенной надежде»
Но в фразе «если угодно будет Господу» всегда кроется едва уловимый подтекст. Смысл этою подтекста заключается в том, что знать волю Божью до вознесения нашей молитвы невозможно. Некоторые цитируют Послание Иакова (4:15), утверждая, что следует говорить так «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» для того, чтобы оправдать свои опасения, вероятно не замечая, что в контексте этого стиха Иакова подразумеваются планы и дела самого человека, а не его обращение к Богу в молитве.
Познавая волю Божью.
Но можем ли мы узнать волю Божью прежде нашей молитвы?
Конечно, можем. Два основных способа познать волю Божью: 1) чтение Писаний (см 2 Тим.3:15,1б) и 2) обращение к Богу и получение Его ответа (см. Иоан.14:26; 16:13; 2Тим.2:7; Иак 1:5-7).
Все, что нам нужно знать о воле Божьей, по большей части открывается нам через Библию. Мы знаем волю Бога в том, что нам следует накормить голодных, сдерживать себя от вступления во внебрачные связи, быть справедливыми по отношению к притесняемым, платить причитающиеся налоги, почитать родителей и быть в мире со всеми народами. Библия ясно учит этому, и когда мы молимся за это, мы знаем, что выполняем Божью волю.
В некоторых кругах стало популярным уделять большую часть молитвенного времени «молитве по Писаниям». На эту же тему была написана и отличная книга Джадсона Корнуолла (« Praying the Scriptures»). В своей книге Корнуолл полагает, что во время нашей молитвы мы можем использовать библейский текст. Он говорит «Будучи использованным в качестве наших молитв. Слово Божье может помочь нам высказать самые глубокие наши желания и побуждения духа и души». Когда мы используем слова Писаний в своих молитвах, мы станем молиться в полном соответствии с волей Божьей.
Второй способ молитвы в согласии с Божьей волей — просить Его открыть Его волю до того, как мы начинаем молиться Иисус сказал, что Он делал только то, что делал Отец (см Иоан.5:19). Мы должны поступать точно так же. Чтобы познать Его волю, нужно посвятить какое-то время общению с Ним. Можем ли мы знать волю своей жены или мужа». Прожив со своей женой более сорока лет, я хорошо знаю её волю. И она знает мою. Никто из нас в день нашего бракосочетания не знал друг о друге столько, сколько мы знаем сейчас. Но мы учились узнавать друг друга и вскоре обнаружили, что чем лучше мы знаем друг друга, тем более мы счастливы. То же можно сказать и о наших взаимоотношениях с небесным Отцом. Чем больше времени мы проводим с Ним, тем более уверенными мы можем быть в понимании того, в чем состоит Его воля.
В следующей главе мы подробно поговорим о том, как можно услышать Бога во время нашего общения с Ним.
Когда мы знаем Божью волю, будь то через Писания или через прямое общение с Ним, мы сможем молиться с полной верой и увидеть ответы на наши молитвы.