Значение некоторых слова в дуа истихара.
Слова Джабира: "..обучал нас молитве истихара, так как обучал нас суре из Курана..":
Сказал шейх Мухаммад Али Адам аль-Асьюби: "То есть: уделял внимание истихаре такое же, какое уделял суре из Корана, и это по причине великой пользы от этой молитвы, и обобщенности этой пользы". См. "Шарх ан-Насаи", 27-175.
Его слова «О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием»: предлог «аль-бау» в слове би ильмика (Твоим знанием), указывает на причину, т.е. «потому, что Ты — Всезнающий», так же и в слове би къудратика (Твоим могуществом) «потому что Ты — Всемогущий». Его слова «астакхдирука» означает «я прошу тебя дать мне силу в том, что я прошу».
Слова«И я прошу Тебя о Твоей милости»указывают, что дар Аллаха – милость от Него и что Он не обязан ничем никому.
Слова «поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю» указывают на то, что знание и могущество принадлежат только Аллаху, и у раба нет ничего из этого, кроме того, чем его наделил Аллах.
«О Аллах, если Ты знаешь, что это дело» в другом риваяте: «затем он уточнит свое дело».Очевидный смысл этого: он назовет или опишет свое дело. Так же возможно, что будет достаточно мысленно представить себе своё дело во время дуа.
Слова «предопредели его мне» означают: исполни это для меня.
Слова «отврати его от меня, и отврати меня от него», т.е. чтобы в сердце не осталось после этого никакой связи с этим делом.
Слова «приведи меня к удовлетворённости»означают: сделай меня довольным Твоим решением, чтобы я не сожалел об этой просьбе и того, что случилось, потому что я не знаю о его впоследствиях, даже если я был доволен тем, что я просил.
Секрет заключается в том, что сердце не должны быть привязано к данному вопросу, потому что это приведет человеку к беспокойству. Быть довольным чем-то означает, что сердце человека довольствуется установлением Аллаха.
Мудрость в предписании.
Причиной предписания истихары является подчинение приказу Аллаха и практическая демонстрация того, что сам человек не обладает силой и мощь. Человек обращается к Аллаху и желает совместить благо этого мира и мира следующего. Для того чтобы достичь этого, необходимо постучать в двери Царя, Аллаха, возвышен Он, и нет ничего более полезного в этой связи, чем молитва и дуа, потому что в них включены почитание Аллаха, восхваление и обращение к Нему с нуждой. После совершения молитвы истихара необходимо сделать то, к чему лежит сердце.
Испрашивание блага проявляется в облегчение дела и в баракате, либо в отдаление этого дела и сопутствия блага в другом.
Причины для выполнения.
В каких случаях необходимо выполнять молитву истихара? Четыре мазхаба согласны с тем, что истихара предписана в случаях, когда человек не знает, какое решение принять. В вопросах, в которых очевидны хорошее и плохое, или в вопросах поклонения, совершения благих дел, грехов или плохих поступков нет нужды совершать молитву истихара.
Но, если человек желает узнать подходящее время для совершения чего-либо, например, следует ли совершать хадж в этот год, при том, что есть опасность нападения врага или какая-либо другая опасность; или следует ли отправляться с определенным человеком, то в этих случаях можно совершить молитву истихара.
Но нет необходимости совершения истихары, когда дело касается обязательного, запрещенного или макруха. Истихару выполняют в отношении рекомендованных или дозволенных вещей. Обычно истихару не выполняют по предписанным вопросам, а лишь в случаях, когда есть конфликт, т.е. когда у человека есть выбор между двумя вещами, и он должен принять решение, с какого дела начать. В отношении дозволенного, он может совершать истихара на регулярной основе.
Истихару дозволено совершать в любом деле, не важно очень оно важное или нет.
Сказал ан-Науауи: «аль-Истихара (мустахабба) желательна в любом деле, как на это указывает достоверный хадис».
Есть ли для выполнения обязательного и оставление запретного, выполнения желательного и отстранения от порицаемого истихара? Да есть, для таких дел как обязательные, желательные и любые благие…
Сказал ибну Хаджар: «Это охватывает и великие дела и то, что меньше их, а возможно то, что меньше соберется в большое». («فتح الباري», (11/184).
Молитва истихара не совершается в сомнение или колебание, т.к. посланник Аллаха, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, сказал: «Когда кто-то из вас захочет сделать какое-либо дело…».
И так же всё ду’а (текст ду’а) указывает на это.
А если муслим в сомнение или колебание относительного своего дела и хочет совершить истихару, то он должен выбрать одно из тех дел (между которыми он колеблется), и испрашивать после этого для него блага, а затем после истихары следовать своей цели. И если Аллах сделает его благим, то это дело будет ему облегчено и будет в нём баракат, а если нет, то Аллах удалит это дело от него и облегчит ему в благом, если так пожелает Великий Аллах.
Что касается его слов в хадисе«посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учил Истихаре во всех делах»,ибн Аби Джамра сказал: «Это общая фраза, указывающая на частное. Не делается Истихара в совершении обзязательного (ваджиб) и желательного (мустахаб). Так же Истихара не делается в оставлении запрещённого (харам) и нежелательного (макрух). Вопрос Истихары ограничивается мубахом (дозволенное) и мустахаббом, когда нужно принять решение, какому из двух дел отдать предпочтение. Я говорю: это относится как к большим, так и незначительным делам. И вероятно, что незначительное дело может стать основой для большого дела». См. "Фатх аль-бари", 12-478.
Примером того, где уместна истихара, служит например женитьба, или открытие какого-то бизнеса, и др. См. "Шарх Сунан Аби Дауд", 8-304.
"Захотел совершить что либо.." – ученые разногласят, имеется ли ввиду, что это лишь то, что мелькнуло в мыслях, или то, что человек твердо настроился сделать. Сказал шейх Мухаммад Али Адам аль-Асьюби: "Первый вероятный смысл является очень далеким от смысла хадиса, и не следует оборачиваться к нему, и обязательно отнести это ко второму вероятному смыслу". См. "Шарх ан-Насаи", 27-176. (То есть, что истихара читается только когда уже есть серьезное намерение совершить что-то).
Говорит шейх Аль-Альбани: «Нет, замешательства, и сомнения не отталкиваются совершением «Истихары»! «Истихара» читается после того, как у человека есть серьезное - твердое намерение, совершить что-то! В этом случае совершается «Истихара». Чтение же «Истихары» для того, чтобы отвести сомнения в каком-то деле, не имея на то серьезного (твердого) намерения, не узаконено шариатом! (т.е. не совершается в таких случаях). Ясен тебе ответ?»
Спрашивающий: «Да шейх, понятно!»
Шейх: «Отлично!» (Конец слов шейха).
Источник: https://youtu.be/elynPM95jXA
Примечание: Молитва «Истихара» - это мольба испрашивания помощи и благословения. По вопросу «Истихары» учёные высказывали различные мнения. И были из них такие, которые сказали, что даже если к тебе пришла мысль сделать что-то, то совершай «Истихару». Однако мнение шейха Аль-Альбани в этом вопросе заслуживает того, чтобы называться сильным и более правильным, так как указания на это пришло в хадисах. Как, например от Джабира бин Абдуллаха ас-Салами, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учил своих сподвижников «Истихаре» во всех делах так же, как учил суре из Корана. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, то пусть совершит дополнительную молитву в два раката, а потом скажет… (слова Истихары)…(Бухари, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Абу Дауд, Ибн Маджа и Ахмад). И его слова: «Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо» указывают на наличие твёрдого намерения, так как каждое дело сопровождается соответственным намерением, и не сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, если кто-нибудь из вас сомневается в чём то, или если не может выбрать лучшее из двух или трёх то пусть совершит истихару … Поэтому «Истихара» узаконенная шариатом – совершается тогда, когда у человека есть твердое намерение, на совершение определенного дела. А если же у человека присутствуют сомнения в том или ином деле и он желает оттолкнуть их прочитав «Истихару», то подобное действие по мнению некоторых учёных среди которых шейх Аль-Альбани не установлено в шариате, а раз так, то совершение его неприемлемо! Обязательно должно быть твердое намерение!
К примеру, человек хочет сделать дорогостоящую покупку, но перед ним несколько вариантов. И он затрудняясь в выборе совершает «Истихару», для того чтобы найти ясность и убрать сомнения, то подобное действие не узаконено. Хоть и получило большое распространение в наше время. А правильным если пожелает Аллах, будет совершение «Истихары» после принятия решения , т.е. после утверждения намерения.
Время для выполнения.
Человек, который желает совершить истихара должен быть в ясном рассудке и не иметь четкого решения по выполнению дела. Фраза«если кто–то из вас захочет сделать что–то»указывает на то, что истихару следует делать тогда, когда человек намеревается совершить дело, и тогда посредством благословения молитвы и дуа то, что является благом, станет ясным для него. И это противоположно случаям, когда определенная идея укрепилась у человека, и есть опасность, что мудрость не будет достигнута, так как человек будет придерживаться того, о чем уже принял решение.
Возможно, тут имеется ввиду окончательное решение, потому что проходящие мысли не имеют значения.
И человеку не следует совершать истихару, кроме как если он решил сделать что-либо, но не обладает сильной склонности к этому. В противном случае, если человек будет совершать истихара по каждой мысли, которая пришла к нему в голову, то он никогда не остановится, и будет тратить все время на это.
Говорится в «Гая ал-Мунтаха»: «Сунной является чтение истихары, если человек собирается совершить какое-либо дело, и это — молитва в два ракаата, по завершении которых говорят: «Аллаhумма, инни астахъиру-кя би-’ильми-кя…» и т.д. по тексту хадиса, и не может быть при этом твердого намерения на совершение этого дела, так как он испрашивает совершать его или оставить, так как оно [намерение] будет противоречить упованию на Аллаха. Затем он просит совета, и, если выявилась польза в этом, он совершает его, и преуспеет в нем с дозволения Аллаха».