Хвала и поклонение взаимосвязаны.
Псалом 94: 1-2 (хвала) Þстих 6 (поклонение)
Стихи 1-2 гласят: «Придите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего. Предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему» Þ в стихе 6 говорится: «Придите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицом Господа. Творца нашего». Значит, хвала обычно предшествует поклонению и помогает пробудить поклонение в нашем духе. Когда мы концентрируемся на том, кем Он является и что Он сделал для нас, нашим естественным состоянием становится концентрация на Нем одном, что и выливается в поклонение.
Псалом 95:4, 7-8 (хвала) Þ стих 9(поклонение)
Стихи 4, 7-8 гласят: «Ибо велик Господь и достохвален, Страшен Он паче всех богов…Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его» Þ это подводит нас к стиху 9: «Поклонитесь Господу, во благолепии святыни. Трепещи пред лицом Его, вся земля»! Снова мы видим хвалу, как своеобразную дверь, впускающую поклонение в жизнь одного человека и всей конгрегации.
Следовательно, церковь никогда не должна отделять хвалу от поклонения, так как они, переплетаясь, идут рядом. Одно без другого отдалит нас от Господа и уменьшит нашу посвященность Ему.
Основное в вышесказанном:
Хвала без поклонения недостаточно для Бога и для нас! Во 2 Пар. 5:11-14 Соломон освятил храм, перенес в него ковчег завета, принес неисчислимые жертвы животных, но слава Божья не снизошла на них до тех пор, пока люди Божьи не начали восхвалять Господа и поклоняться Ему в пении и музыке: «И были, как один трубящие и поющие, издавая как один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его, тогда дом, дом Господень, наполнило облако. И не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий». Только тогда могущественное присутствие Господне снизошло на людей, и они не смогли даже стоять перед лицом святого Бога. Мы видим, что хвала и поклонение неразрывно связаны между собой. Не следует думать, что мы можем отделять их друг от друга или выбирать одно из них; следует помнить, что наши хвала и поклонение направлены к Богу, и Он желает, чтобы они всегда были вместе.
Вдобавок к этому, хвала и поклонение – это то, что мы обычно делаем, а не просто то, о чем мы думаем или чувствуем. Хвала и поклонение – это наш дух/душа в действии через наше тело, так как без действия они скучны, безжизненны и ставятся под вопрос. Давайте же делать так, чтобы наши хвала и поклонение всегда вели нас к более глубокому посвящению и служению Господу, ведь к этому призвал нас Иисус. Давайте же выступать, воздавая хвалу Господу и поклоняясь Ему изо всех сил.
Вопросы для изучения.
4. Какие 3 основные цели поклонения Господу?
5. Какие основные различия между хвалой и поклонением?
6. Как совмещаются хвала и поклонение?
7. Почему слава Господня наполнила Храм во 2Пар. 5:11-14?
VIII. Более широкий взгляд на поклонение.
Если мы хотим иметь более широкое представление о Библейском поклонении, необходимо расширить наши горизонты поклонения. Для этого мы кратко исследуем некоторые важные аспекты поклонения.
А) Прославление присутствия Бога.
Адам и Ева находились в присутствии Божьем с первого часа их жизни и через дух наслаждались полным общением с Ним. И хотя их тела не были прикрыты, они не стыдились этого, так как жили в красоте святости. Весь их день был полон деятельности, которую Бог рассматривал, как акты поклонения. Поклонение фактически является одним из первых видов деятельности, упоминаемых в Ветхом Завете. Жертвоприношения, предложенные Богу Каином и Авелем, были актами поклонения, основанными на их отношении к Богу (интересно, что без внутреннего смирения и любви к Богу, наши внешние действия неприемлемы для Него; таким был эгоистичный дар Каина). Мы должны построить теологию поклонения, которая включает в себя не только формы нашего церковного служения, но и наше отношение к поклонению и наше понимание того, что поклонение всегда ведет к служению Господу, как в церкви, так и в потерянном умирающем мире вокруг нас.
Прославление – один из способов объяснить поклонение: мы прославляем присутствие Царя среди нас и приносим Ему дары и пожертвования пред лицо Его. Как мудрецы приносили дары младенцу Иисусу, празднуя Его рождение, так мы приносим дары хвалы и поклонения, чтобы прославить Господа. Как бы мы реагировали на царя великой империи, если бы могли предстать перед его лицом? Смиренностью, почтением, сдержанностью и желанием сказать нечто достойное и важное для царя. Мы не вели бы себя вольно или глупо. Мы бы были серьезны и полностью сконцентрировались на нем. Так же и с Богом. Мы входим в тронный зал Царя царей, Господа всей вселенной; и мы должны испытывать такой же благоговейный страх перед Ним, такое же уважение и почтение к Нему, какое бы мы испытывали к любому земному правителю.
Поклонение – это наше обожание, почтение и возвышение святого, всемогущего и единого Бога. В поклонении каждый человек должен отразить важность Его величия. То, что мы думаем о Боге и как мы действительно любим Его, выражается в нашем поклонении или отсутствует в нем. Чем больше мы ценим Его, тем больше мы будем открыто демонстрировать это. Поклонение можно рассматривать, как внешнее выражение истинного внутреннего отношения человека к объекту поклонения.
Под поклонением обычно понимается то, что мы делаем на воскресных службах в церкви. Библейская же концепция поклонения включает в себя всю жизнь и понимается, как наш внутренний ответ Богу, ведущий к внешнему служению Ему. Принятие новых форм поклонения в воскресное утро без принятия соответствующих форм служения в другие дни введет человека в заблуждение, заставляя верить в истинность такого поклонения. Истинные поклоняющиеся выработали постоянное внутреннее отношение, которое выражается на воскресном служении, в семье, на работе, в школе и т.д. Поэтому, когда мы собираемся в воскресное утро, мы делаем это не для того, чтобы приобрести духовный опыт, а чтобы предстать перед лицом Царя вселенной, прославить Его и Его присутствие, принести радость в Его сердце. Следовательно, поклонение – выражение нашего прославления Того, кто присутствует рядом с нами все время.
Б) Освящение и преданность Богу.
Поклонение всегда является актом преданности и служения живому Богу из-за Его величия и победы в нашей жизни. Это поиск нашим духом Духа Божьего. Поклонение очень важно для Бога: в Ветхом Завете Он дал детальные указания по поводу поклонения (Исх.25-31), они были перенесены и в Новый Завет. Значит, поклонение и его формы существенны для Бога. Поклонение – это драматическое прославление Бога во всей его ценности таким способом, чтобы Он стал нормой и вдохновением нашей жизни.
Любопытно, что в Ветхом Завете все еврейские термины для поклонения – глаголы, обозначающие ту или иную деятельность. Бог пробуждает поклонение в нашем духе, и мы отвечаем на это действием, направленным на Господа. Ветхозаветные и Новозаветные верующие всегда трансформировали свое отношение к поклонению в действия поклонения.
В Исаии 43:7 говорится, что Бог создал нас для Своей славы: «каждого, кто называется Моим именем (на еврейском это значит, что на сердцах этих людей лежит Божья печать, как знак принадлежности), кого Я сотворил для славы Моей…» Он создал нас, чтобы мы прославляли Его.
В) Ключ к служению.
Если следовать Библейским приоритетам, то служение Богу должно предшествовать служению человеку. Часто мы берем новообращенных и немедленно заставляем их работать: учиться свидетельствовать, вести поклонение и т.д. Но Бог, в Его мудрости, хочет, чтобы вначале они стали поклоняющимися, а потом служителями, ибо только из поклонения вытекает истинное, эффективное служение. Если мы заменяем поклонение служением, мы искажаем важность поклонения и из-за своих поступков теряем присутствие Божье. Служение должно вытекать из нашего поклонения Господу, как в примере с Марией, которая, прежде всего, слушала Иисуса и была похвалена Им, и Марфой, которая лишь служила Ему.
(а) Иезекииль 40:46 гласит, что жрецы «приближаются к Господу, чтобы служить Ему». Мы, как Новозаветные священники, должны осторожно придерживаться этого принципа приближения к Господу для служения Ему, а не для получения от Него каких-либо благ. Поэтому, собираясь на регулярном служении, мы должны быть готовы к совершению служения Богу.
(б) Иезекииль 43:19 рассказывает о культовых обрядах для тех, кто служит Богу.
Оба стиха из Иезекииля содержат глагол «sharat» и относятся к высоким кругам священников и их обязанностям как служителей Господа. Их служение состояло из: а) пения, б) поклонения, в) восхваления Бога. Это было особой привилегией, потому что они стояли пред лицом Господа и служением доставляли ему радость.
(в) Деяния 13:2. Они посвящали себя служению Ему («leitourgeo»: совершая религиозные служения Богу в посте и молитве) и Он, в свою очередь, тоже послужил им, как определенному кругу верующих, всей церкви и всему миру «призвав на дело» Павла и Варнаву.
Ключ к эффективному служению: Когда мы служим Господу, Он, в свою очередь, служит нам, а через нас – другим верующим. Если мы хотим возрасти в служении, то мы должны возрасти, прежде всего, в нашем служении Богу.
Г) Взгляд Иисуса на поклонение.
Поскольку Иисус был воспитан на еврейской культуре, для Него было нормальным видеть, испытывать и участвовать в Ветхозаветном стиле поклонения. Это поклонение включало в себя пение, танцы, восхваление, восклицания, вознесение рук и рукоплескание, чтение, пожертвование и т.д. Когда бы мы не читали Писание, мы должны помнит, что Иисус жил при Ветхозаветной форме поклонения, которую Он одобрял и не отрицал.
От Иоанна 4:20-24: Иисус объясняет, что Бог хочет очень специфичного типа поклонения. Мы должны знать тот совершенный способ поклонения, который Он указывает нам, и быть «исполнителями слова» Божьего (Иак.1:22). Иисус дает нам пять ключей к истинному Новозаветному поклонению! Слово «поклонение» используется в этих стихах 10 раз. Мы можем узнать многое о взглядах Иисуса на поклонение, рассмотрев Его разговор с Самарянкой. Здесь Иисус не называет время, место или метод поклонения, а больше концентрируется на природе истинного поклонения, как ключе к пониманию поклонения сегодня.
1. Место поклонения: стихи 20-21 рассказывают о Ветхозаветном правиле поклонения на горе или в Иерусалиме как необходимом условии истинного поклонения. Однако сегодня, нет ограничений тому, где поклоняться Господу, так как он везде. В 1 Кор.6:19 подчеркивается, что наше тело теперь храм святого Духа и не имеет значения, где мы поклоняемся. Где бы мы не находились, мы – храм и Господь с нами. Все ограничения были устранены и мы вольны поклоняться Богу в любом месте.
2. Время поклонения – сейчас, а не в прошлом или будущем, так как Он наше настоящее. Иисус сказал в стихе 23: «настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу». Время больше не является фактором для поклонения, мы уже сейчас живем в настоящем и не ждем поклонения только во время церковного служения. Опять таки, «мы» – храм, мы вольны поклоняться когда захотим, так как «настало время». Важно сознавать своевременность поклонения! Поклонение должно присутствовать каждую минуту нашей жизни: на работе, дома, во время поездок по магазинам и игры. Господь хочет чтобы мы были свободны в нашем духе поклоняться Ему без колебаний или страха, присущих человеку. Настоящее поклонение позволяет нам отвечать Господу всегда и везде, где Его Дух вдохновляет наш дух на поклонение.
3. Характер поклонения в «духе и истине», как говорит Иисус в стихе 23. Если Иисус – Господь в нашей жизни, тогда мы сможем поклоняться в духе и истине. Что же это значит? Прежде всего, это значит, что Он установил определенные требования для тех, кто будет называться истинными поклоняющимися. Поэтому, каждый должен знать, чего требует Господь, и соответствует ли он этим стандартам. Во-вторых, Он Дух и мы должны поклоняться Ему способом, соответствующим Его природе: духовно. Вот что значит поклоняться «в духе»:
(а) вдохновляться Святым Духом, который является инициатором нашего поклонения Богу;
(б) наполняться Духом, чтобы мы могли поклоняться «в духе» (Фил.3:3: мы служим Богу духом);
(в) мы поклоняемся через Дух, потому что он служит связующим звеном между поклоняющимися и Богом;
(г) мы поклоняемся благодаря духовным взаимоотношениям с Богом; наш дух дотрагивается до Его духа, соединяя суть человека с сутью Бога;
(д) это общение нашего духа со Святым Духом и оно является высочайшей формой общения;
(е) этот процесс направляется Духом к Богу на небесах;
(ж) это полная фокусировка и концентрация на Боге, исключающая все остальное.
Но настоящее поклонение должно быть также «в истине». «В истине» подразумевает открытое поклонение, не прячущееся от других, кому мы служим. Мы можем также поклоняться способами, которые Господь признал приемлемыми для Него, как, например, Ветхозаветное поклонение.
Ключевая концепция для изучения: Иисус сказал, что истинные поклоняющиеся должны поклоняться в духе и истине. Он определяет тип приемлемого поклонения командой: «Так должно быть!» Значит, если мы хотим доставить Ему удовольствие и вырасти в поклонении, «должно» Иисуса следует принять каждому верующему, чтоб мы могли продвигаться в перед в поклонении.
1. Люди в поклонении –«истинные поклоняющиеся», которые поклоняются не только исходя из духа, но также «в истине», что согласуется с путями, которые Он предначертал нам (см. главу 4). Как заметил Иисус в стихах 22-24, существуют истинные «духовные поклонники». Душевное поклонение зависит от чувств и внешних мотивов по принципу «Что я чувствую». Душевное поклонение может перейти в другую крайность, говоря что поклонение – это то, «Чего я хочу» или то, «Что я думаю» и контролироваться волей и разумом. Но истинное поклонение зависит от божественного вдохновения, божественных описаний уже данных в Библии и нашего внутреннего отношения к Богу вселенной. А значит, настоящие поклоняющиеся имеют форму, силу и неограниченную энергию поклоняться Иисусу. Писание часто говорит нам: «ищите» Его и вы Его найдете; «ищите» прежде Царствия Божия и Его правды. Обычно мы – ищущие. Однако в нашем отрывке Бог ищет Себе поклонников. Это почти уникально, так как Бог редко ищет чего-либо. Конечно, Он ищет потерянных, но здесь Он ищет тех, кто будет истинно поклоняться Ему. Почему? Потому, что поклонение – один из наиболее важных видов деятельности, который Его создания могут дать Ему. И это один из нескольких видов деятельности, постоянно происходящих перед Его престолом. Господь ищет тех, кто не просто будет участвовать в поклонении, но которые будут поклоняться Ему вечно. «Таких поклонников ищет себе Отец» (Иоанна 4:23). Слово ищет «zeteo» – это активный глагол в настоящем времени, означающий, что Он постоянно, сознательно и с желанием ищет тех, кто будет поклоняться Ему, как Он предписал. Бог активно ищет по всей земле тех, кто будет поклоняться Ему в (посредством; через) Духе и истинным способом, который Ему угоден.
2. Личность, которой мы поклоняемся – наш Отец небесный и Его Сын, явивший нам Господа. Бог – самая волнующая, уникальная и чудесная Личность во всей вселенной. Мы поклоняемся самой лучшей Личности, когда мы поклоняемся Всемогущему Богу. Любая другая религия имеет бога, который менее совершенен, вечен, могучий, любящий, мудрый и святой. Как истинные поклоняющиеся мы должны указать другим ту единственную Личность, которой следует поклоняться. Бог ищет людей, которые могут определить настоящего Бога, а не просто поклоняться какому-то богу. А значит и наше поклонение направлено не только на реальную личность, но на единственно истинную и цельную личность.
Вопросы для изучения.
3. Как Адам и Ева поклонялись Господу?
4. Если бы вы очутились перед Божьим престолом, чтобы вы делали?
5. Почему поклонение всегда предшествует подготовке к служению?
6. Может ли поклонение лучше подготовить нас к служению? Как?
7. Как взгляд Иисуса на поклонение изменил Ветхозаветный взгляд?
8. Что значит поклоняться в Духе?
9. Что значит поклоняться в истине?
IX. Поклонение: разница в нашем отношении.
Наше отношение – это внутренние убеждения, которые мы имеем по отношению к чему-либо; они определяют нашу ответную реакцию на кого-то или на что-то. Чтобы стать истинным поклоняющимся Бога, мы должны иметь «Божеские» отношения, которые позволят нам вступить в настоящее поклонение Господу, нашему избавителю и искупителю. Каковы должны быть наши отношения?
А. Святость: Это наше уважение к Его чистоте. Бог не похож ни на что, созданное им; Он абсолютно чист и не тронут грехом, сатаной или миром, Он весь свят. Он отделен от нас чистотой своей природы. Когда мы приходим поклоняться Ему, мы должны сознавать, что кровь агнца постоянно очищает нас: «Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоанна 1:9). Это значит, что мы должны не только избавиться от всего, что загрязняет наши жизни, но и посвятить себя служению Ему в святости.
Мы можем быть святыми: без этого мы не можем истинно поклоняться Господу! Как мы можем это сделать? 1) Бог приказывает в 1Петра 1:15-16: «Будьте святы во всех поступках, потому что Я свят». Следовательно, это не выбор, а духовное требование. 2) Господь указывает причину, по которой мы должны быть святы, когда Давид спрашивает: «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно». Никто не предстанет пред лицом Его, не став вначале святым (Пс.23:3-4). 3) Бог уже дал нам возможность и силу быть святыми, это в пределах нашей досягаемости, как говорится в Ефесянам 1:4: «Он избрал нас в Нем…чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви». 4) Он призывает каждого из нас и всех членов церкви быть святыми и предпринимать решительные действия, чтобы избавиться от нечистоты: «Имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». (2Кор. 7:1). 5) Бог требует, чтобы конгрегация ставила святость своей целью, для того чтобы ее поклонение было принято Господом: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Когда бы мы не повиновались воле Божьей, результатом святости будет чистая совесть, искреннее сердце и желание излить себя в поклонении пред Ним (Евр. 10:22), чтобы мы могли приблизиться к Господу без тяжести, вины или низости. Мы должны отложить в сторону не только нечистые действия или отношения, но и любые сомнительные действия, потому что без веры (Его разрешения сделать это) наши поступки не могут удовлетворить Господа.
Б. Скромность: Это наше уважение к Его положению. Исаии 57:15 гласит: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно живущий, - Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.» Скромность или смирение – это отношение сердца. Это признание высокого положения Господа и нашей «низости», что не исключает того, что Бог нас ценит. Смирение означает нашу зависимость от Господа в поклонении. Не мы, а Он инициирует истинное поклонение Своим Духом через наш дух. Смирение – это ясный взгляд одновременно на Бога и на нас.
В. Сокрушенный дух: Это уважение к Его величию. Как отмечает Давид в Пс. 50:19: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердце сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Давид использовал еврейское слово «shabor», которое значит «разбивать», «уничтожать». Но он также говорит о сокрушенном сердце; еврейское слово «dakah» означает «крушить». Под сокрушенностью здесь подразумевается состояние, когда исчезает сопротивление Господу, и Он имеет полный доступ к нам и может производить красивое поклонение. Это процесс нашей подготовки к вступлению в Его присутствие с красотой, которой Он требует. Давид говорил, что он просит у Господа лишь одного: «того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26:4). Следовательно, чтобы созерцать красоту Господа, мы должны учиться поклоняться в красоте святости.
Г. Приношения: Это наше уважение к Его ожиданию получать дары от нас. В Исходе 23:15 Моисей повелевает людям, как поклоняться Господу: «наблюдай праздник опресноков…как Я повелел тебе, в назначенное время…и пусть не являются пред лицо Мое с пустыми руками». Это же повеление имеет место в Исх. 34:20 (см. Пс.28:1-2; 99:4). К сожалению, больше людей приходит, чтобы что-то получить от Бога, а не дать Ему; однако Бог желает получать хвалу и поклонение даже больше, чем мы желаем хороших подарков от Него. В процессе поклонения мы должны отдавать Господу лучшее, что мы имеем.
Д. Любовь: это наше уважение к Его ценности, ведь любовь «видит» ценность другого человека и готова служить ему все время. В данном случае, Господь бесконечно ценен и нуждается в том, чтобы мы служили Ему в поклонении (1Ин. 4:16). Поскольку Бог есть любовь (агапе), тогда и приблизиться к Нему мы можем только в любви. Это будет выполнением величайшего повеления: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мтф. 22:37).
Е. Покорность: Это уважение к Его планам. Покорившийся человек это тот, кто подчинил себя другому, перестал сопротивляться или противостоять воле другого человека. Во 2 Пар. 30:8 говорится: «покоритесь Господу и приходите во святилище Его, которое Он освятил на век; и служите Господу, Богу вашему». Быть покорным поклоняющимся, значит подчиниться Богу, как это сделал Авраам, когда Бог потребовал в жертву Исаака и это было актом поклонения. В Римлянам 12:1-2 сказано, что духовное служение поклонения состоит в том, чтобы «представить тела наши в жертву живую, святую, благоугодную Богу».
Ж. Благодарение: Это уважение к Его действиям. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». (1Фес.5: 18). Наше отношение к тому, что Господь делает для нас, выражается в том благодарим мы Его за это или удерживаем благодарность в себе. Давайте же войдем в Его присутствие с благодарением.
Ключ к полному поклонению. Поклонение от всего сердца! Давид в последние дни жизни говорит Соломону: «И ты, Соломон, сын мой, знай Бога, отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» (1Пар. 28:9). Еврейское слово «shelem» означает «весь», «целый». Давид молится, чтобы Соломон служил Господу всем сердцем, ибо именно Господь вернул Соломона к жизни через Его жертвы. Поклонение от всего сердца означает:
Нежелание идти на компромисс;
Нежелание разделить верность Богу с кем-либо еще;
Оставаться всецело преданным Богу;
Делать все, чтобы Бог был доволен: «утверди сердце мое в страхе имени Твоего» (Пс.85:11).
Вопросы для изучения.
1. Почему так важно наше отношение к поклонению?
2. Как отношение фарисеев влияло на их поклонение?
3. Что представляет из себя поклонение фарисеев?
4. Почему святость существенна для поклонения?
5. Что произойдет, если поклонение будет исходить не от всего сердца?
X. Поклонение в его полном объеме.
А. Авраам: истинный поклоняющийся.
Первым упоминанием поклонения в Библии является жертвоприношение Каина и Авеля: «Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу; и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (Быт.4:3-4).Возникает интересный вопрос: откуда они знали, что предлагать Господу? В Библии перед этим никакие требования не упоминались; очевидно, они узнали о том, что было нужно Господу от Него Самого. Поэтому, когда Каин приносил свои дары, он уже знал, что это было не то, чего хотел Бог. И божья реакция, в данном случае, была предсказуема. Авель же, в отличие от брата, принес лучшее из того, что имел, так как оно принадлежало Господу. Следовательно, первые поклоняющиеся знали духовные требования к истинному жертвоприношению.
С Авраамом же было по-другому. В Бытие 22:5 описывается как во время самого трудного жертвоприношения в его жизни Авраам полностью отдается поклонению Господу, отдавая Ему то, что Он требует: «И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака…и пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров». (Быт. 22:6, 9). Пожалуй, это был один из труднейших актов поклонения, упоминаемых в Библии. Этот акт поклонения был актом величайшей жертвы, которую любой отец может дать Богу – пожертвовать единственного сына. Бог потребовал не просто действия, Он потребовал самое лучшее, дорогое и ценное, что было у Авраама: его сына. Для Авраама требование Господа поклоняться Ему было актом послушания и веры. Послушание – это выполнение приказов Господа и вера в то, что Он может оживить даже мертвого. Авраам вынужден был покориться Господу перед тем, как его действие было принято.
В Бытие 18 мы видим как Авраам простирается в поклонении перед посланцами Господа. Из этого отношения и этих действий вытекает служба Господу. «Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли» (Быт. 24:52). Даже египетские старейшины поклонялись Моисею, когда он принес им Божье слово о будущем освобождении: «И поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдания их, и преклонились они и поклонились» (Исх. 4:31). Итак, ранние Ветхозаветные верующие понимали поклонение как искреннюю любовь и преданность Богу, выраженную в смирении.
Б. Скиния: стиль поклонения Моисея и Давида.
51 глава Ветхого Завета посвящена скиниям, чтобы показать их важность для Бога. Скиния означает «палатка», «шатер». Но в отличие от храма, скиния была передвижной постройкой, которую можно было устанавливать везде, где появлялось присутствие Господа. Священникам разрешалось служить Господу в любом месте, которое Он избирал. Сегодня каждый верующий – это священник и может служить Господу в любом месте, в любое время. Это также ключевой принцип в Деяниях 15:16, где Иаков пророчествует, говоря, что Бог выполнит обещание воссоздать «падшую скинию Давидову» (См. Амоса 9:11-12). Первичной целью Давидовой скинии было поклонение. Хотя в то время и существовали жертвоприношения, ее первичной целью было восхвалять везде Бога в Его святости. Давидова скиния просуществовала около 40 лет, но она указывала на то время, когда Господь воссоздает падшую скинию в нас (Сравните 1Пар. 16:1-7, 37-42 и 23:2-5).
Чтобы полностью понять и оценить должным образом хвалу и поклонение, следует понять, в чем состояли функции Ветхозаветных и Новозаветных священников, перед тем как мы посмотрим на саму скинию. Ведь сегодня мы действуем как священники в Его храме.
Пять обязанностей священников в хвале и поклонении.
Приносить жертвы: формально, это было приношением жертв животных Богу (Исх. 29:38-39, 42), теперь – это «духовные жертвы» Богу, так как мы являемся Его духовным домом: «И сами, как живые камни, устройте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу» (1Пет. 2:5); «будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы» (Евр.13:15). Так мы приносим дары живому Богу.
Обеспечивать финансовую поддержку дел божьих: В обоих Заветах идет речь об отчислении Ему десятины и пожертвований. (Быт.14:18; Евр.7:1-3, 17). Даже Иисус нашел положительное применение сбору десятины (Мф.23:23).
Благословлять народ Божий: Ветхий Завет насыщен приказаниями благословлять народ Божий (Лев. 9:22; Чис.6:23-27); но даже сейчас мы призваны также благословлять друг друга (1Пет. 3:9).
Поддерживать горящим огонь на алтаре: в Ветхом Завете это был настоящий огонь на алтаре Господа; сегодня же мы должны поддерживать огонь в наших сердцах, чтобы он горел хвалой и поклонением для благословения Господа (Лев. 6:9,13). Это не должно стать ритуалом, как было в ветхом Завете, формой, не имеющей глубокого значения. Сердца тех людей не были затронуты тем, что они делали. Настоящий священник понимает значение поклонения и вкладывает в него всю душу.
Содержать алтарь в чистоте: снимать пепел от всесожжений с алтаря, иначе он не даст огню хорошо разгореться (Лев. 6:10-11). Пепел остается от предыдущих жертвоприношений; как и в поклонении, мы можем «помнить» прошлые всесожжения и концентрироваться только на них. Однако Бог хочет, чтобы мы зажигали новый огонь каждый день, даже если мы помним славу вчерашнего дня; мы должны понимать, что сегодня должно возникнуть новое отношение хвалы и поклонения Господу.
Ключ: Мы – «царство священников» (Исх.19:6), цари и священники (Откр.1:6), которые приближаются к Богу в служении, предлагая духовные жертвы хвалы и непрерывно возвещающие о Господе (1Пет. 2:9).
Более того, требования к священникам, предлагающим жертвы Богу, были особенными, так как Он принимал только тех, кто отвечал этим строгим требованиям. Краткий анализ этих требований поможет нам стать лучшими служителями Господа сегодня.
Семь требований к Божьим священникам.
Священник должен быть избран Богом: Числа 16:5. В Ветхом Завете на это служение призывался не всякий, хотя желанием Бога и было сделать всех нас жрецами (Исх19:6). Сегодня Господь убрал такое ограничение и призвал всех быть Его жрецами (Откр.1:6; 1Петра 2:6-9). Это призыв, на который может откликнуться любой христианин.
Священник должен посвятить себя всем сердцем служению Ему: Исход 19:22. Это посвящение проявляется в поклонении; как говорит Павел в Римлянам 12:1-2, мы «представляем тела наши…Богу…для разумного служения». Итак, мы посвящаем нашу жизнь Господу.
Священник должен быть совершенным: Левит 19:2. Бог не принял бы священника с каким-либо дефектом, ибо это могло принизить Его святость. Сегодня Господь призывает нас к святости в ответ на наше желание быть истинными поклоняющимися (1Петра 1:15-16). Святость включает в себя не только наше отношение и мысли, но и все наше поведение. Левит 21-22 детализирует высокие моральные стандарты, предъявляемые к священникам и необходимые для служения Богу в чистоте и святости. И сегодня нам не следует ожидать меньшего.
Священник был освящен и назначен Господом для служения Ему: Исход 19:4-6; 28:41. Только Бог мог усмотреть кого-то и назначить его на служение. Сегодня Он усмотрел нас, как святую нацию, «царственное священство» для служения Ему (1Петра 2:9). Тем самым Господь уготовил нам высочайшее призвание, возможное в этой жизни.
Священник должен быть одет должным образом: Левит 8:7, 13. Бог определил тип одежды, которую должны носить священники пред лицом Его; определил Он и порядок надевание одежд на тело священника. Господь был очень заинтересован во всех деталях, подчеркивая, что Он все предусмотрел в нашей жизни. На сегодняшний день Бог выделил 7 одеяний, которые существенно необходимы новозаветным жрецам; мы остановимся на них позднее.
Священник должен быть помазан: Исход 28:13-15, 40-41; Левит 8:2. Масло было символом Святого Духа, который покрывал священников присутствием чистоты и власти. Сегодня каждый верующий должен быть помазан Святым Духом с самого начала пути с Господом. Поскольку поклонение – это служение Господу, Иисус сказал, что мы должны ждать, пока Святой Дух снизойдет на нас и только потом начинать служение. В Деяниях 2 рассказывается о том, как перед тем, как апостолы начали проповедовать и служить Господу, они были помазаны Им. Вначале апостолы поклонялись Богу в форме служения и только потом пошли служить человечеству. Как часто мы поступаем наоборот, ожидая, что Бог помажет наши труды, даже если мы не предстали пред лицом Господа.
Священник должен постоянно очищаться от грехов: Бытие 25:2-3; Исх.30:21; 40:12-13. Жрецы должны были приносить жертвы за самих себя, так как их положение не гарантировало совершенства. Кровь животных была необходима для продолжения служения в скинии, а позднее в храме. Сегодня мы должны приходить к Господу, признавая наши грехи и получая от него постоянное очищение в нашей жизни: 1 Иоанна 1:9.
Когда священник отвечал семи святым требованиям к Божьим священникам и мог выполнить пять первых обязанностей священников и, к тому же, был одет должным образом, он мог начинать служение Господу. Те семь видов одеяний, которыми украшались истинные священники, могут нам многое рассказать об их жизни.