Рождество Христово, Торжество

Рождество Христово, Торжество

Месса Ночью

Первое Чтение (Ис 9, 2-4. 6-7)

Чтение книги пророка Исаии.

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на плечах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его, судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

Ответный Псалом (Пс 96)

Припев: Вот Христос родился, Бог наш и Спаситель.

Воспойте Господу песнь новую; †
воспойте Господу, вся земля. *
Пойте Господу, благословляйте имя Его.

Благовествуйте со дня на день спасение Его. †
Возвещайте в народах славу Его, *
во всех племенах чудеса Его.

Да веселятся небеса, и да торжествует земля; *
да шумит море и что наполняет его.
Да радуется поле и всё, что на нём, *
и да ликуют все дерева дубравные.

Пред лицом Господа; ибо идёт, *
ибо идёт судить землю.
Он будет судить вселенную по правде, *
и народы — по истине Своей.

Второе Чтение (Тит 2, 11-14)

Чтение Послания святого Апостола Павла к Титу.

Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

Евангелие (Лк 2, 1-14)

Аллилуйя.Возвещаю вам великую радость, *

ныне родился нам Спаситель, *

Который есть Христос Господь.Аллилуйя.

+ Чтение святого Евангелия от Луки.

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление КвиринияСириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Вслушиваюсь в чтения Пастушеской Мессы с трепетом и глубоким чувством торжества. Чтение из книги пророка Исаии возвещает радость всего народа, ожидающего Князя мира. И хоть Исаия упоминает, что речь идёт о «Младенце», всё равно эта радость кажется грандиозной, почти космической, передающейся всему творению… Создаётся впечатление, что пришествие этого Князя, Бога крепкого будет событием из ряда вон выходящим, ни на что не похожим, торжественным, мощным. Именно об этом событии читаем в Евангелии: во время переписи населения, в пути, не имея места для ночлега и отдыха, плотник из Назарета вместе с Марией, обручённой ему женою, становятся свидетелями и участниками этого Пришествия. Сопутствует ему ночная тишина и, возможно, дыхание находящегося поблизости скота, тепло Матери и забота отца. Мать спеленала Сына и положила в ясли – такой вот трон для Чудного, Советника. Единственный «сверхъестественный», «космический» элемент этого Пришествия – благовествование Ангела Господня. Но кому? Скромным, никому не известным пастухам, выполняющим свою ежедневную простую работу. Господь не приходит, чтобы сделать великое «шоу» и показать Свою мощь в каких-то небывалых явлениях. Он приходит тихо и незаметно, посреди повседневных забот в глубину моего сердца, дабы изменить его, исцелить, очистить, «чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Поблагодарю сегодня Господа за дар Его воплощения, за то, что Он захотел стать одним из нас, познать радости и труды человеческой жизни. И за то, что Он сделал всё это ради меня.

Декабря

Рождество Христово, Торжество
Месса Днём

Первое Чтение (Ис 52, 7-10)

Чтение Книги Пророка Исаии.

Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» Голос сторожей твоих — они возвысили голос, и все вместе ликуют: ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион. Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего.

Ответный Псалом (Пс 98)

Припев: Вся земля узрела спасение Господне.

Воспойте Господу новую песнь; *
ибо Он сотворил чудеса.
Его десница и святая мышца Его *
доставили Ему победу.

Явил Господь спасение Своё, *
открыл пред очами народов правду Свою.
Вспомнил Он милость Свою *
и верность Свою к дому Израилеву.

Все концы земли увидели *
спасение Бога нашего.
Восклицайте Господу, вся земля; *
торжествуйте, веселитесь и пойте.

Пойте Господу с гуслями, *
с гуслями и с гласом псалмопения.
При звуке труб и рога *
торжествуйте пред Царём Господом.

Второе Чтение (Евр 1, 1-6)

Чтение Послания к Евреям.

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И ещё: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии».

Евангелие (Ин 1, 1-18)

Аллилуйя.День святой воссиял на нас, *

пойдите, народы, поклонитесь Господу, *

ибо Свет великий снизошёл ныне на землю.Аллилуйя.

Начало Святого Евангелия От Иоанна.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нём и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать. Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Всё творение сегодня ликует и торжествует! Иерусалим, о котором говорит первое чтение, так часто обличаемый пророками и находящийся уже в развалинах из-за своих грехов и непослушания Богу, слышит слова утешения: «Воцарился Бог твой!». Второе чтение напоминает нам о том, что Господь всегда, неизменно присутствует в истории человечества от момента сотворения мира. Ведь Своим словом Он создал Вселенную, «многократно» и разными способами говорил Он с человеком, в последние же дни Слово воплотилось – стало Человеком… И это тоже повод для огромной радости и торжества! История мира совершается также и в моей жизни: она зародилась по Его воле, Он всегда говорил ко мне в событиях, людях, знаках, и главное – в своём Слове и Таинствах Церкви, в которых действует Сам Христос, Слово Воплощённое. Он стал для меня Словом и Светом жизни. Он – моя жизнь, Он – «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Апостол Иоанн говорит, что Он «пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Что говорят эти слова моему сердцу? Есть ли место для Иисуса в моей жизни, принимаю ли Его хотя бы сейчас, в дни праздников, или стыжусь перед родными, знакомыми, друзьями, коллегами по работе? Помню ли я о достоинстве чада Божия, живу ли как сын или дочь самого Творца?

Понедельник – 26 Декабря

В то время: Иисус сказал Апостолам Своим: Остерегайтесь людей: ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас. И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать. Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасётся.

Удивительно, что сразу же после торжественного празднования Рождества Христова Церковь даёт нам сегодняшние литургические чтения. Ещё вчера я созерцал внутренним взором Младенца Иисуса, радовался вместе с ангелами и всем творением тому, что родился нам Спаситель, Князь мира и Бог великий, а сегодня слышу слова о преследованиях, ненависти и смерти… Более того, вижу, какая судьба постигла ученика Того, чей день рождения вчера праздновали – жестокая смерть за дружбу и преданность Ему. Быть может, сегодняшний праздник св. Стефана, Первомученика, призван напомнить мне, что путь с Иисусом – нелёгок, он не всё время будет проходить при мерцании праздничных огоньков и звуках радостных песен. Но ведь только вчера я размышляя о том, что Иисус – Свет истинный, что Он и есть сама Жизнь, и теперь я могу быть уверенным в том, что этот путь стоит пройти, ведь Господь обещает: «Претерпевший же до конца спасётся». А Его слово вечно и истинно. Христианин – это тот, кто уподобился Христу. Подумаю об этом: готов ли я идти вместе с Ним и в радостном праздновании Его присутствия среди нас, и во время трудностей и преследований?

Вторник - 27 Декабря

Возлюбленные: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.

+ Чтение Святого Евангелия От Иоанна(Ин 20, 2-8)

В первый день недели Мария Магдалина бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Пётр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришёл ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб. Вслед за ним приходит Симон Пётр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошёл и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

Сегодня Церковь ставит перед нами пример другого ученика Иисуса – апостола Иоанна. И указывает на самый важный аспект нашей веры – воскресение Христово. Жизнь христианина – это не только свидетельство о Боге среди трудов и преследований. Это свидетельство «о Слове жизни, – ибо жизнь явилась». Свидетельство о самом важном для многих, кто даже об этом не задумывается и блуждает по жизни без цели, смысла, направления… Сколько таких людей вокруг меня! А сам я – не теряю ли временами из виду цели моей жизни? Сегодняшнее Евангелие напоминает мне, что Тот, чей приход в этот мир мы празднуем все эти дни, пришёл с конкретной целью – умереть, чтобы я мог жить вечно. Непосредственных свидетелей Его воскресения, в отличие от рождения, не было. Но тот, кто встретил Его в своей жизни, апостол Иоанн, войдя в пустой гроб, «увидел, и уверовал». Иногда я ищу Бога там, где Его уже нет – «в гробе» пережитых страданий, в том, что уже прошло, что было трудно, непонятно, больно. Бывает, что это именно тот момент, когда нужно «претерпеть до конца», чтобы спастись. Но бывает и так, что я задерживаюсь «при гробе» дольше, чем нужно, оплакивая свои беды, слабости, грехи. Осмотрюсь внимательнее – может быть, гроб, в котором я ищу моего Господа, уже пуст, а Он, Воскресший, призывает меня идти дальше и свидетельствовать «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни»?

Среда – 28 Декабря

Когда волхвы отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, и возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошёл в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего». Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось сказанное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться; ибо их нет».

И очередные свидетели Христовы перед нашими очами – невинные младенцы. Они даже не успели встретить Рождённого. Его приход в этот мир стал переломным моментом в борьбе истинного Света и тьмы. Видимо, это событие так сотрясло силы зла, что их ярость вылилась в дикой мести Ирода на самых невинных. Каким бы странным это не казалось, но даже такие трудные моменты были предвидены Отцом в Его предвечном плане: и сбывается сказанное пророками… Так история Спасения развивается в истории человечества. И хоть я многого ещё не понимаю, но жажду в этой истории участвовать, потому что знаю точно: «Бог есть свет и в Нём нет никакой тьмы». Задам себе, однако, вопрос: живу ли я действительно «во свете, подобно как Он во свете»? Прочитаю внимательно первое чтение из Послания святого апостола Иоанна. Случалось ли мне думать, что если я никого не убил и ничего не украл, то и грехов не имею? Посмотрю честно в моё сердце и приму решение ходить сегодня и всегда в свете Господнем. Жизнь в истине делает меня в определённом смысле уязвимым, потому что я вижу и признаю свои грехи и слабости. Но на самом деле это не так. Жизнь в правде даёт мне силу быть в единстве со Христом, ведь «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира».

Четверг – 29 Декабря

Когда исполнились дни очищения Марии по закону Моисееву, принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий первенец мужеского пола был посвящён Господу, и чтобы принести в жертву, по сказанному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога, и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец.

Принося Младенца Иисуса в храм, Его родители встречают очередного свидетеля Христа, не похожего, однако, на тех, о которых мы уже размышляли в эти рождественские дни. Старец Симеон, «чающий утешения Израилева», ждал Христа Господня, согласно обещанию, полученному от Бога. Старец мог иметь представления о Мессии подобные тем, которые имели все набожные евреи в то время. Возможно, он так же, как и они, ожидал могучего властителя, сильного и уверенного в себе царя. Однако Симеон имел открытое сердце и услышал обещание Духа, что не умрёт прежде встречи со Христом. Его открытое сердце помогло ему увидеть в маленьком, слабом ребёнке, по виду таком же, как и все другие дети, самого Господа. Спрошу себя, вижу ли я Господа в обычной, повседневной жизни? Я знаю, что все люди на земле, все без исключения, – братья и сёстры. Более того, в каждом из нас есть образ Божий, есть Сам Господь. Живу ли я этой истиной? Прочитаю внимательно, с открытым сердцем первое чтение. Попрошу Господа, чтобы Он соделал моё сердце таким же открытым и простым, как сердце Симеона, чтобы я мог распознавать вдохновения Духа Святого и видеть Иисуса в моих близких, особенно в тех, с кем мне труднее всего.

Пятница – 30 Декабря

Братья: Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. Жёны, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всём; ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.

Евангелие (Мф 2, 13-15. 19-23)

Аллилуйя.Да владычествует в сердцах ваших мир Божий, *

слово Христово да вселяется в вас обильно.Аллилуйя.

+ Чтение Святого Евангелия От Матфея.

Когда волхвы отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошёл в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего». По смерти же Ирода, се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и иди в землю Израилеву; ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришёл в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошёл в пределы Галилейские. И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется сказанное через пророков, что Он Назореем наречётся.

То, что Мария и Иосиф стали избранниками Бога в деле Спасения, не освободило их от необходимости принимать собственные решения, от проблем, от поиска своими силами выхода из трудного положения. Читая сегодняшнее Евангелие, я вижу его как бы в двух планах: Божием и человеческом. С одной стороны, все события, произошедшие в жизни Святого Семейства, были в планах Божиих, являли собой исполнение древних пророчеств. Господь время от времени поддерживал Своих избранных и посылал им, например, ангела, чтобы спасти от неминуемой гибели Младенца. Но, с другой стороны, они всё-таки должны были сами помериться силами с трудностями: собраться ночью, бежать в чужую, неизвестную страну, каким-то образом устроить там свой быт, снова возвращаться… Жизнь Иосифа, Марии и Младенца Иисуса не была лёгкой, размеренной. Но была преисполнена Бога, а вместе с Ним мира и любви. Семья в современном мире, и конкретно в моём окружении, переживает страшный кризис. Конечно же, есть много счастливых семей, живущих в гармонии и любви. Но как много есть и других, где всё перепуталось, где столько зла, непрощённых обид, запутанных отношений, зависимостей, греха… Грех и святость, радость и боль перемешались так сильно, что иногда кажется, что уже нет выхода, ничего не удастся изменить… Вспомню, что Господь пришёл, чтобы «спасти погибшее», пришёл с миром и любовью, но сначала – как маленький, беспомощный Ребёнок. Понадобилось тридцать лет для того, чтобы Он созрел и показал Свою силу в деле и слове. Если в моей семье или в семье моих близких есть что-то, что кажется мне безнадёжным, постараюсь сегодня пригласить в эту ситуацию Младенца Иисуса. Просто приглашу Его, чтобы Он пришёл со Своим миром в наши сердца. Может быть, понадобиться время, чтобы Он в них возрос. Но ведь я знаю, что для Него нет ничего невозможного.

Суббота – 31 Декабря

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нём и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать. Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недреОтчем, Он явил.

Евангелист Иоанн говорит нам снова о Слове, Которое было у Бога до сотворения мира, через Которое и было создано всё существующее. Это не слово, написанное в книге, это то Слово, Которое «стало плотью и обитало с нами». Моисей принял от Творца закон, слышал Его голос, видел знаки, Иоанн же встретил Человека во плоти, Который открыл ему мир безмерно больший, чем тесные рамки закона. Иисус приблизил Своим ученикам Отца и послал Святого Духа, дабы они могли жить с Ним единстве и провозглашать Божию любовь и спасение всему миру. В Крещении каждый христианин получает дар Святого Духа. Я также. «Вы имеете помазание от Святого и знаете всё». Всё, что необходимо мне для веры и следования за Господом, уже есть во мне! Стоит только заглянуть в своё сердце и обратиться к Духу Святому, живущему во мне. Господь не изменяет Себе, даже если я разучился слушать Духа, потерял с Ним связь, даже если так отяготил своё сердце грехами и слабостями, что уже не слышу Его, Он и всё равно живёт во мне и ждёт моего обращения, всегда готовый вести меня дорогой света. Обращу взор в своё сердце и попрошу Духа Святого, чтобы вёл меня сегодня и всегда, дабы я был счастливым чадом Божиим.

Дорогие Друзья! Поздравляем вас от всего сердца с Рождеством Христовым! Пусть близкость Божественного Младенца приносит мир и покой в ваши семьи и дома, на работе и во всех сферах вашей жизни. Желаем вам неустанного восхищения Богом – так могущественным, что стал слабым Человеком. Пусть Он укрепляет и поддерживает вас в вашим трудах и слабостях своей божественной силой и бесконечной любовью!

Рождество Христово, Торжество - student2.ru

С молитвой, с. Иоанна и с. Мария урсулинки с Полесска

Рождество Христово, Торжество

Месса Ночью

Первое Чтение (Ис 9, 2-4. 6-7)

Чтение книги пророка Исаии.

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на плечах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его, судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

Ответный Псалом (Пс 96)

Припев: Вот Христос родился, Бог наш и Спаситель.

Воспойте Господу песнь новую; †
воспойте Господу, вся земля. *
Пойте Господу, благословляйте имя Его.

Благовествуйте со дня на день спасение Его. †
Возвещайте в народах славу Его, *
во всех племенах чудеса Его.

Да веселятся небеса, и да торжествует земля; *
да шумит море и что наполняет его.
Да радуется поле и всё, что на нём, *
и да ликуют все дерева дубравные.

Пред лицом Господа; ибо идёт, *
ибо идёт судить землю.
Он будет судить вселенную по правде, *
и народы — по истине Своей.

Второе Чтение (Тит 2, 11-14)

Чтение Послания святого Апостола Павла к Титу.

Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

Евангелие (Лк 2, 1-14)

Аллилуйя.Возвещаю вам великую радость, *

ныне родился нам Спаситель, *

Который есть Христос Господь.Аллилуйя.

+ Чтение святого Евангелия от Луки.

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление КвиринияСириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Вслушиваюсь в чтения Пастушеской Мессы с трепетом и глубоким чувством торжества. Чтение из книги пророка Исаии возвещает радость всего народа, ожидающего Князя мира. И хоть Исаия упоминает, что речь идёт о «Младенце», всё равно эта радость кажется грандиозной, почти космической, передающейся всему творению… Создаётся впечатление, что пришествие этого Князя, Бога крепкого будет событием из ряда вон выходящим, ни на что не похожим, торжественным, мощным. Именно об этом событии читаем в Евангелии: во время переписи населения, в пути, не имея места для ночлега и отдыха, плотник из Назарета вместе с Марией, обручённой ему женою, становятся свидетелями и участниками этого Пришествия. Сопутствует ему ночная тишина и, возможно, дыхание находящегося поблизости скота, тепло Матери и забота отца. Мать спеленала Сына и положила в ясли – такой вот трон для Чудного, Советника. Единственный «сверхъестественный», «космический» элемент этого Пришествия – благовествование Ангела Господня. Но кому? Скромным, никому не известным пастухам, выполняющим свою ежедневную простую работу. Господь не приходит, чтобы сделать великое «шоу» и показать Свою мощь в каких-то небывалых явлениях. Он приходит тихо и незаметно, посреди повседневных забот в глубину моего сердца, дабы изменить его, исцелить, очистить, «чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Поблагодарю сегодня Господа за дар Его воплощения, за то, что Он захотел стать одним из нас, познать радости и труды человеческой жизни. И за то, что Он сделал всё это ради меня.

Декабря

Рождество Христово, Торжество
Месса Днём

Первое Чтение (Ис 52, 7-10)

Чтение Книги Пророка Исаии.

Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» Голос сторожей твоих — они возвысили голос, и все вместе ликуют: ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион. Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего.

Ответный Псалом (Пс 98)

Припев: Вся земля узрела спасение Господне.

Воспойте Господу новую песнь; *
ибо Он сотворил чудеса.
Его десница и святая мышца Его *
доставили Ему победу.

Явил Господь спасение Своё, *
открыл пред очами народов правду Свою.
Вспомнил Он милость Свою *
и верность Свою к дому Израилеву.

Все концы земли увидели *
спасение Бога нашего.
Восклицайте Господу, вся земля; *
торжествуйте, веселитесь и пойте.

Пойте Господу с гуслями, *
с гуслями и с гласом псалмопения.
При звуке труб и рога *
торжествуйте пред Царём Господом.

Второе Чтение (Евр 1, 1-6)

Чтение Послания к Евреям.

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И ещё: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии».

Евангелие (Ин 1, 1-18)

Аллилуйя.День святой воссиял на нас, *

пойдите, народы, поклонитесь Господу, *

ибо Свет великий снизошёл ныне на землю.Аллилуйя.

Начало Святого Евангелия От Иоанна.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нём и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать. Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Всё творение сегодня ликует и торжествует! Иерусалим, о котором говорит первое чтение, так часто обличаемый пророками и находящийся уже в развалинах из-за своих грехов и непослушания Богу, слышит слова утешения: «Воцарился Бог твой!». Второе чтение напоминает нам о том, что Господь всегда, неизменно присутствует в истории человечества от момента сотворения мира. Ведь Своим словом Он создал Вселенную, «многократно» и разными способами говорил Он с человеком, в последние же дни Слово воплотилось – стало Человеком… И это тоже повод для огромной радости и торжества! История мира совершается также и в моей жизни: она зародилась по Его воле, Он всегда говорил ко мне в событиях, людях, знаках, и главное – в своём Слове и Таинствах Церкви, в которых действует Сам Христос, Слово Воплощённое. Он стал для меня Словом и Светом жизни. Он – моя жизнь, Он – «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Апостол Иоанн говорит, что Он «пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Что говорят эти слова моему сердцу? Есть ли место для Иисуса в моей жизни, принимаю ли Его хотя бы сейчас, в дни праздников, или стыжусь перед родными, знакомыми, друзьями, коллегами по работе? Помню ли я о достоинстве чада Божия, живу ли как сын или дочь самого Творца?

Понедельник – 26 Декабря

Наши рекомендации