Учение об уничтожении страдания

Царство страдания уничтожается с приобретением истинного знания о мире: "Смотри на мир, как на мыльный пузырь, смотри на него, как на мираж". Все видимое, материальное, все формы - нереальны. "Считай тело мыльным пузырем, считай его подобным призраку, разломай увитые цветами стрелы искусителя и тогда иди туда, где тебя не увидит царь смерти".

Истинное знание ведет к уничтожению корня страдания - желаний. Его должно выдернуть. "Эгоизм должен быть разрушен", - так заявил Будда в своей знаменитой проповеди в Бенаресе, где он передавал свое откровение другим:

Существование - в несчастье.

Несчастье - от эгоизма.

Эгоизм должен быть разрушен.

Каждый должен взять эту разорительную силу эгоизма (концентрации на себе) под контроль. Эгоизм возможно выдернуть совершенно, разрушить его полностью. И этого достаточно, чтобы и самому стать счастливым, и другим дать счастье. Счастье состоит в том, чтобы не быть ни к чему привязанным, потому что именно из привязанности рождаются печаль, боль, страх, потому что все создания в итоге уничтожаются.

"Совершенный человек отринул и отсек корни иллюзии, которая оскверняет, ведет к повторным существованиям, рождает боль, производит жизнь и старость, и смерть".

Путь к уничтожению страдания

Четвертая часть буддийского символа веры составляет его этику. Кратко она формулируется так: "Путь к уничтожению страдания есть восьмерной путь: правая вера, правое решение, правая речь, правое дело, праведная жизнь, праведное стремление, праведная память, правое размышление".

Буддизм ранних учеников подчеркивает необходимость отказаться от мира и усиленно следовать по пути завоевания себя независимо от того, сколько других людей готовы присоединиться. В раннем буддизме не было стремления передать свое учение. Духовный идеал раннего буддизма - это "арахат", т.е. человек, который в самодостаточной бездомности преодолел власть иллюзий, отбросил оковы, которые привязывали его к циклу рождений и смертей и таким образом достиг несказанного мира нирваны.

Окончательным идеалом для буддиста является сам Будда, его образ - пример для подражания, а его конец, нирвана, есть цель стремления всякого монаха.

Что же такое Нирвана? Чистое ли она уничтожение или какой-нибудь особый вид существования?

Нирвана ("угасание") - конечная цель спасения в буддизме - достигается, по учению буддистов, личными усилиями верующего, направленными на освобождение от всех земных чувств, страстей и привязанностей. Но значит ли это, что нирвана - небытие? Будда упорно уклонялся от ответа на вопросы о посмертном существовании, а его ученики, когда их спрашивали о подобных вещах, неизменно отвечали, что "Всевышний этого не открыл". Одна монахиня на подобный вопрос ответила: "Нельзя сказать, что Совершенный существует после смерти, но также нельзя сказать, что он не существует".

На третьем соборе буддистов вопрос о нирване был решен в том смысле, что нирвана непостижима для тех, кто еще не достиг ее. Таким образом Нирвана как посмертное состояние, определяется как нечто трансцендентное, недоступное познанию, как то, о чем мы не можем говорить нашим языком.

Буддийская церковь (община)

Первоначально буддизм не имел никакого культа. Но вскоре после смерти Будды стал образовываться его культ. Установлены были праздничные дни, паломничество к "святым местам" - на родину Будды, место его первой проповеди, место его смерти. Останки учителя тоже стали предметом почитания. Над ними были воздвигнуты часовни, равно как и над останками других "святых" буддийской церкви.

Буддийские монахи стали группироваться в общины. Они не были связаны между собой и не имели руководителя (за редкими исключениями). Принятие в общину совершалось просто: в присутствии десяти монахов посвящаемому задавалось несколько вопросов, после удовлетворительных ответов на них кандидат зачислялся в общину. Не принимались только заведомые преступники и неправоспособные лица. Выход из общин также был прост. Соединял общину "закон" - учение Будды.

Распространение буддизма

В настоящее время буддизм распространился по всей Юго-Восточной Азии и Центральной Азии. Он утвердился на Цейлоне, в Индонезии, Индокитае. В первые века после Р.Х. буддизм начал проникать в Китай и Тибет, в 4-6 вв. - в Корею и Японию, в 16-17 вв. - в Монголию, и в 18 веке - в Бурятию.

Во всех странах буддизм более или менее видоизменился. Столкнувшись с условиями и культурой других стран, буддизм дал начало различным течениям, слившимся с даосизмом в Китае, синтоизмом в Японии, образовал ламаизм в Тибете и дзен в Японии.

Даосизм

Даосизм вместе с конфуцианством и буддизмом составляют три основные религии исторического Китая ("Сань-изяо" - три вероучения). Название возникло от первого слова названия книги "Дао-дэ-цзин" (Путь добродетели), написанной неким Лао-цзы около 604 г. до Р.Х.

Как говорится в этой книге, "Дао есть нить пустоты и несуществования, корень творения, основание неба и земли", но хотя по этому учению и было в разное время написано более 550 книг, сформулировать его трудно. Оно унаследовало верования в духов, древнего Китая, останки шаманства, астрологии, алхимии, гаданий, веры в талисманы.

В борьбе с конфуцианством оно много заимствовало от последнего, но с появлением в Китае буддизма, учение даосизм, оставаясь наиболее национальным, переняло от буддизма многие формы как изложения своих идей, так и исполнения жреческих обязанностей в кумирнях. Из буддизма были заимствованы обязательные перечни добрых дел (почитание родителей и др.) и религиозная практика - аскетизм, созерцание и т.п. Было введено непременное безбрачие жрецов, но прежней осталась борьба с демонами с помощью талисманов, печатей, заклинаний.

Синтоизм

Синтоизм - древнейшее верование японского народа, взявшее свое начало от шаманства, "синто", что значит "путь богов". В 3 веке после Р.Х. в Японию начали проникать из Китая буддизм и конфуцианство, а в 14 веке - христианство, но к любым верованиям японцы всегда были традиционно индифферентны. Во все века Япония отличалась исключительной веротерпимостью, никакая религия никогда в Японии не была сделана государственной, и для выполнения какого-либо обряда японец мог обратиться к любому жрецу.

Главной чертой синтоизма является поклонение многочисленным божествам и духам (ками), которые связаны почти со всем в окружающем мире и с самими людьми через их общего родоначальника (Иматерау - богиню солнца). Очень высоко почитаются предки и герои.

Буддизм, утвердившийся в Японии в 6 в. после Р.Х., оказал сильное влияние своим высокоразвитым метафизическим и нравственным учением на синтоизм, который должен был несколько оживить свои примитивные храмы и сами обряды. В дальнейшем от синтонизма отпочковалось много сект, а его жрецы уклонились в гадания и колдовство.

В отличие от буддизма кодекс синтоизма содержит лишь два правила: следовать во всем естественным побуждениям и слушаться микадо (потомка и представителя Аматерасу).

Ламаизм

В ламаизме буддизм воспринял совершенно чуждые ему элементы, превратившись из философского учения в мистическую обрядность, отправляемую многочисленным духовенством, организованным в сложную иерархию.

Ламаизм основан тибетским монахом Цзонкавой в 14 в. после Р.Х. Это учение признает верховным существом и единственным источником всего сущего Адди-будду, т.е. Будду Будд, непостижимого умом, безграничного, всеобъемлющего духа.

Путем созерцания Адди-будда выделяет из себя пять диани-будд, проживающих в небесном царстве. Эти последние, тоже путем созерцания, производят будд в человеческом образе - бодисатв, являющихся отражением диани-будц и нисходящих на землю для спасения людей путем проповеди священного учения. Соответственно этому взгляду, первоначальный буддизм был основан четвертым буддою в образе человека Шакья-Муни и он отражал диана-будду Амитабу, и порожденный им бодисатва есть далай-лама. Далай-лама - это верховный глава ламаизма, живущий в Тибете.

Основную часть обширной ламаистской литературы занимает изложение религиозных церемоний и молитв, а также священных формул, из которых особое значение имеет формула "ом-мани-пад-мэ-хум", точный смысл которой никому не известен.

Ламаиты, принявшие на себя обеты, должны произносить формулу молитвы от десяти тысяч до ста тысяч раз в день. Произнесение ее, однако, может быть заменено верчением многоугольного ящика на вертикальной оси, наполненного листками, исписанными этой формулой. Такой прибор в Забайкалье называется "хурде", а русские его прозвали "молитвенной мельницей".

У ламаитов много храмов - "дацанов" с множеством кумиров - изображением божеств из золота, серебра, кости, дерева.

Дзен-буддизм

В этом течении Будда уже рассматривается не как человек, а как космический Будда-Амитаба (по аналогии с индуистским Брамой), Будда-природа. Здесь вводится новое лицо - бодисатва. Бодисатва - это тот, кто достиг цели очищения и освобождения, но отказывается войти в нирвану из-за любви к тем, кто все еще вне ее. Он откладывает свое вхождение в совершенное блаженство из-за чувства духовного единения с другими. Словом, это человек, спасающий других людей, спасающий даже из глубин ада. Дзен-буддизм можно назвать поэтому реакцией буддизма на христианство.

В дзен-буддизме проповедуется всеобщее спасение, основанное на идее единства всего сущего и всех существ: есть много существ и много бытии, но в действительности это все одна семья в ее продленности во времени. Так как все существа едины, то просветления, достигнутого Буддой, должны достигнуть все. Спасение одного человека оказывается несовершенным, пока остается кто-то еще не спасенный, т.е. не уразумевший всеобщего духовного единства. "Спасать себя, спасая других", - такова весть о всеобщем спасении в дзен-буддизме. Спасение других облегчается тем, что достаточно для спасения призвать десять раз имя Будды-природы - Амитаба, а дальше спасенный продолжит свое совершенствование в другом, лучшем мире, в одной из "чистых стран", которых много. Амитаба не ненавидит даже самого грешного. Есть магическое слово "намбутсу", благодаря которому человек может достигнуть Амитабы.

"Тот, кто ищет своего,
Не находит ничего,
И погибла та душа,
Что спасена совсем одна".

В дзен-буддизме подчеркивается идея любовного единства всех людей, как бы они не были несовершенны, единства, выраженного в сострадательном желании - помочь им тоже достичь спасения, иначе не будет покоя и для самого себя.

Буддизм и индуизм

Буддизм возник на фоне религиозной жизни Индии. Огромное влияние на него оказали Упанишады - мистическое учение, призывающее оставить свое эгоистическое "я" и соединиться с Бесконечным, как реки, текущие в океан, соединяются с океаном и теряются в нем. Буддизм принял основные концепции Упанишад: "мокши" - т.е. освобождения человека от страдания, "самсары" - т.е. идею о колесе рождений и смертей и новых рождений (превоплощений) и идею "кармы" - т.е. причинности в мире и обусловленности судьбы человека. Но буддизм отбросил идею Брамы (дзен-буддизм к ней вернулся), точнее, он трансформировал ее в нирвану, а также отбросил и идею Атмана, т.е. вечного и неизменного начала в человеке, заменив его понятием человеческой личности, изменяющейся и подверженной разрушению. Будда расширил понимание положения человека в мире, решившись пробиться к реальному, страдающему человеку сквозь индуистские религиозные ритуалы, очень отдаленные от нужд людей.

В Индии буддизм недолго занимал господствующее положение. Приверженцы браманизма отвергали его, а те, кто его принял, часто истолковывали его по-своему. В настоящее время буддизм в Индии, соединившись с браманизмом, трансформировался в индуизм или индийскую философию.

При наличии многих разногласий буддизм и индуизм готовы в настоящее время объединиться и в других странах как "спасительное послание света и любви", предназначенное нести людям "правду, радость и мир". Будда в современной буддийской литературе приравнивается ко Христу, называется "помазанником", "совершенным", "просвещенным". Апологеты буддизма утверждают, что "взаимное понимание на религиозном уровне есть ключ к духовному единению". Это согласуется с такими же утверждениями индуизма, полагающего, что к началу следующего века будет создана единая "мировая религия".

Буддизм в современном мире

В последние годы многочисленные организации и журналы миссионерского типа ведут активную деятельность по распространению буддизма в США и Западной Европе, особенно в Германии, где проявляется интерес к буддизму в форме "дзен-буддизма", сейчас там имеются и храмы для молитвы.

Буддисты в международном масштабе объединены во "Всемирное братство буддистов", созданное в 1950 году на Международном конгрессе буддистов, проходившем в Коломбо (Цейлон).

В странах СНГ последователи буддизма живут в Бурятии, Калмыкии, Туве, а также в Якутии, Хакассии.

Буддийская церковь в нашей стране возглавляется Центральным духовным управлением буддистов, избираемым на духовном соборе. Это управление является членом "Всемирного братства буддистов".

Оценка буддизма

Рассмотрим буддизм с точки зрения учения Библии, основных доктрин христианства: Живой Бог, человеческая душа, грех, спасение, вечная жизнь.

Отсутствие знания о Боге неизбежно должно вести к извращению всего религиозного учения и всей моральной деятельности. Библия учит о Боге, что Он есть и ищущим Его воздает (Ин.4,24; Ис.11,12; Евр.11,6).

Что говорит Будда о Боге? - "Я никого не вижу ни в небесных мирах, ни в мире Мары (сатаны), ни между обитателями миров Брамы (мировая душа, природа), ни между богами и людьми, кого бы мне прилично почитать". В другом месте написано: "Беспричинна и неведома жизнь смертных в этом мире".

Будда построил всю систему без идеи Бога. В буддизме много говорится о "законе", возвещенном Буддою, но нигде этот "закон" не называется законом Божиим. В буддийских книгах много говорится о богах, но нигде не говорится о Боге. Таким образом, учение буддизма в этом вопросе является атеистическим. Буддизм не допускает бытия Творца миров и Отца духов. Будда открыто признавал себя пришедшим в свое собственное имя, и все буддийские писания излагают учение Будды не как открытое ему Высшею Силою, но как созданное им самим.

Что касается души человеческой, то буддизм не признает ее существования: "Одно только имя остается неразрушимым от личности того, кто удалился", - так сказано в одной из Питак. В этих словах ярко выражена мысль, что после смерти душа человека перестает существовать.

Буддисты верят в "переселение душ", но следует иметь в виду, что у них речь идет не о переселении души как реальной субстанции, но скорее о переселении характера.

В философско-религиозных учениях, в которых нет понятия о Живом Боге, отсутствует и понятие о грехе как нарушении закона или воли Божией, извращении человеческих отношений к Богу. В Библии псалмопевец говорит: "Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами твоими сделал" (Пс.50,6).

В буддизме высшим руководителем человека является его воля, и грех может быть определен только как такое зло, которое имеет известное отношение лишь к воле человека. А то, что грех имеет отношение к какому-либо другому Существу, чем к человеку, совершенно отсутствует в буддийских книгах.

Что же считается "грехом" в буддизме? Похоть, желания. Но в буддизме они имеют иное значение, чем в христианской заповеди. Буддизм учит: "Как в глубине моря не бывает волн, но там оно остается в покое, так и аскет должен быть спокойным и свободным от желаний". То есть речь идет об основном "открытии" буддизма, что желания являются источником страдании человека и что должно от них последовательно отказываться путем самосовершенствования.

Вопрос "спасения" в буддизме также имеет совершенно иное значение, чем в христианстве. Здесь говорится не об искуплении от греха, но об уничтожении скорбей и страданий посредством подавления желаний. Проповедь буддизма обращена не ко всем: "Это учение для разумного, а не для глупого". Люди неученые, простые, занятые физическим трудом и не имеющие времени для размышлений, а также женщины - все они остаются вне сферы действия проповеди Будды.

Христос Своим спасением дает Своим истинным последователям вечную жизнь. Будда, напротив, обещает своим последователям как самое высшее благо - вечную смерть.

Когда в буддизме речь идет о "спасении", то имеется в виду, что людей "спасает" не личность Будды, и не его сверхъестественная сила, а то познание, которое открывается в его учении.

О бессмертии души Будда не говорит ничего. Буддийские книги говорят о бесчисленном ряде мировых катастроф и последующих за ними обновлениях мира (бесконечные циклы обновления и разрушения).

В.Соловьев сказал, что буддизм - "отрицательная" религия, понимающая безусловное начало как ничто. Будда тяготится греховным бытием, знает, что не есть жизнь, но не знает, что есть жизнь. Христос говорит: "Я есмь Жизнь".

Литература

1. Учение сострадательного Будды. Избранные основные тексты, посвященные всеобщей любви и пути ее осуществления. Предисловие и комментарий Е.А.Бурт. США, 1863 г.

2. А.Н.Кочетов. Буддизм. 1968 г.

3. История религии. 1909 г.

4. Азиатская Россия. Изд. переселенческого управления.

Конфуцианство

Конфуцианство - это религиозно-этическое и этико-политическое учение, оформившееся в середине первого тысячелетия до н.э. Оно вот уже 2300 лет определяет "китайский образ жизни". Уже во 2 веке до Р.Х. конфуцианские принципы были канонизированы.

Личность основателя учения

Конфуций (551-479) - китайский мыслитель, просветитель, создатель оригинального философского учения занявшего место религии. Имя Учителя известно каждому китайцу с раннего детства. Китайская нация воздала должное Конфуцию, провозгласив его "Совершеннейшим мудрецом", "Великим учителем нации".

Конфуций выступил с новыми взглядами и реформами, которые в то время опирались на признанный авторитет. Такой авторитет имели образцы глубокой древности. Сам Конфуций говорил: "Я передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее". Иначе говоря, Конфуций сумел переработать религиозно-этические идеи, существовавшие до него, и предложить новые идеи для организации китайского общества и государства, которые после смерти философа были возведены в ранг религии.

Учение Конфуция

Конфуций хотел научить человека быть добродетельным и привести в порядок общество. Он создал свой идеал совершенного человека - "цзюнъ-цзы". Высокоморальный цзюнъ-цзы должен был отличаться двумя достоинствами - гуманностью и чувством долга.

Центральным понятием учения Конфуция является "жень" - гуманность. "Жень" - это источник и конечная цель самосовершенствования. "Жень" - это совокупность этических и социальных взаимоотношений людей. Это закон жизни людей в семье и обществе, основывающийся на любви и уважении к старшим по возрасту и общественному положению. На вопрос о назначении "жень" Конфуций ответил: "Чего не желаешь себе, того не делай людям". Для достижения этого качества Конфуций предлагает ступени самосовершенствования: избавляться от зложелательности, алчности, стремления поставить себя выше других, хвастовства и т.д.

Второе достоинство совершенного человека "цзюнь-цзы" - это "и" - долг. Долг в учении Конфуция - это моральное обязательство, которое человек возлагает на себя. Долг должен быть продиктован внутренней убежденностью в том, что следует поступать именно так, а не иначе. Долг резко противостоит низменной материальной выгоде: "Благородный муж думает о долге, низкий человек заботится о выгоде".

Существовало множество различных аспектов проявления долга. Основное сводилось к тому, что человек долга должен быть, прежде всего, верным и преданным: "Благородный человек должен быть честным и искренним, прямодушным и бесстрастным. Он должен все видеть и все понимать, быть осмотрительным в речах, осторожным в делах. В сомнении - справляться, в гневе - обдумывать поступки, в выгодном предприятии - думать о честности. В юности он должен избегать вожделения, в зрелости - ссор, в старости - скряжничества. Высший человек безмятежен и свободен: он безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает высоким идеалам, служению людям, поискам истины. Постигнув истину утром, он может умереть вечером".

Конфуций учил, что к такому идеалу должен стремиться всякий. И тогда в обществе все станет на свои места: "Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, подданный - подданным". Пусть все знают свои права и обязанности и делают то, что им положено.

В программе воспитания и обучения важное место занимают музыка и поэзия. С их помощью достигается совершенство добра и красоты, слияние индивидуума с обществом.

Важнейшей заповедью конфуцианства была заповедь почтения к родителям. Согласно взглядам Конфуция, для человека нет ничего важнее "сяо" - сыновней почтительности.

"Сяо" и "ли" (любовь младшего брата к старшему) - это основа гуманности. Правила "ли" означают полное и абсолютное послушание родителям. Пока живы родители, сын не имеет права не только принимать важные решения, но даже раздавать пищу за столом. Сын не может перечить отцу, как бы ни был он стар или плох и недостоин в своем поведении, он может только униженно, умоляюще просить своего отца вести себя, как подобает.

Таким образом, этическое начало в учении Конфуция с самого начала резко возобладало над религиозным. В связи с этим некоторые исследователи говорят об атеизме Конфуция, но он не был атеистом. Он признавал влияние верховной божественной силы, регулирующей мирские дела и поступки.

Такой верховной божественной силой для него было Небо.

Конфуций и конфуцианство

Успехи учения превратили Конфуция в великого патриарха Китая и способствовали формированию культа Конфуция. После его смерти около его могилы был воздвигнут первый храм в его честь, где хранились все реликвии, имевшие к нему отношение: его сочинения, музыкальные инструменты, утварь, колесница и т.д. Этот храм постепенно стал превращаться в место постоянного паломничества. Сам правитель царства Лу, где жил и умер Конфуций, приносил в его честь жертвы в этом храме. Позже храм превратился в национальную святыню. Едва ли не каждый император Китая посещал могилу Конфуция и приносил жертву в честь "великого учителя" (быка, барана или борова).

В 555 году был издан указ о возведении храма в честь Конфуция в каждом городе страны и о регулярных жертвоприношениях в них. Число этих храмов до недавнего времени составляло 1500. На главном алтаре стояла табличка с именем Конфуция, перед которыми и совершались обряды, приносились жертвы. Позже, около 14 века, эти таблички были заменены скульптурными изображениями.

Для подавляющего большинства народа Конфуций был божественным пророком и практически ничем не отличался от Будды и других почитаемых божеств. Культ Конфуция играл большую роль в жизни страны на протяжении двух тысячелетии. Наивысшей точки конфуцианство достигло в конце 17 века.

Сейчас, как известно из печати, конфуцианство и конфуциане рассматриваются как оппозиция нынешнему руководству.

В России конфуцианство представлено преимущественно пришлыми китайцами, число которых к началу 1922 года по Приморской области составляло около 20 тысяч человек, и по Забайкальской области - около 3 тысяч.

В настоящее время число конфуцианцев в нашей стране не установлено.

Литература

1. Л.С.Васильев "Культы, религии, традиции". Изд. Наука, 1970 г.

Наши рекомендации