Лютер и Евангелие. Истоки богословия

Как могло случиться, что Лютер, сын римско-католической церкви и ее священник, стал центральной фигурой Реформации и ее богословом?

Для судеб протестантского учения решающее значение имели два контрастных по своему характеру обстоятельства. Первое - состояние души Лютера, искавшего спасения; второе - состояние римско-католической церкви, к тому времени во многом уклонившейся от учения Евангелия. Еще одно немаловажное обстоятельство должно быть отмечено при этом. Лютер был неразлучен с Библией, которую знал почти наизусть и мог указать на какой странице Библии находится тот или иной текст. Однако он тогда еще не вполне понимал ее. Для лучшего понимания учения Лютера кратко взглянем на "реформу", происшедшую в его душе, за которой последовала реформа в церкви. Лютер рано осознал всеобщую человеческую греховность, угнетавшую его и сознавая себя грешником, понял, что не готов явиться перед Богом.

Он искал спасения своей душе и с этой целью стал ревностным монахом, однако сердечного покоя не находил. "Поистине, если монах когда-либо попадал в Царство Небесное за свое монашество, то таковым был я", - писал он впоследствии. С жаждущим сердцем он обратился к учению средневековой римской церкви, но, увы, он вскоре убедился в невозможности спасения теми средствами, которые она предлагала. Его ум отталкивало господствовавшее тогда схоластическое учение об искуплении грехов одними лишь внешними средствами (таинствами, добрыми делами).

Тяжелые истязания, которые он налагал на себя, не способствовали его успокоению. Он исповедовался в каждом своем грехе, анализировал каждую свою мысль, но и после исповеди терзания и страх не покидали его. Лютер, уже будучи священником, жаловался на то, что учение о предопределении пугает его, и он считает себя непредназначенным к спасению. Переживания Лютера заметил ставший его духовным наставником Иоанн Штаупиц, который напомнил ему, что согласно Символу веры, мы "веруем в оставление грехов", и советовал взирать на любовь и милосердие Бога, пославшего Сына Своего для искупления людей. Он говорил ему, что мир с Богом не обретается добрыми делами и побуждениями, а является следствием благодати Божией и веры в нее; "что покаяние из любви к Богу и внутреннее возрождение не есть следствие принятия святых тайн, как учит церковь, но должны предшествовать ему". Эти слова, чуждые практике католической жизни, не укладывались вначале в сердце Лютера, но общение со Штаушщем, глубокое исследование Писания и изучение книг Августина убедили его в их истинности. Свет истины произвел "переворот" в его душе и пробудил к новой жизни. Ему открылось, что Божия праведность не только требует, но и дает, и милует, и оправдывает грешника. "Бог оправдывает грешника по вере, а не по делам закона". В автобиографии Лютер указывает на решающую роль текста послания к Римлянам (1,17) в откровении истины об "оправдании верой". Вот что он писал: "Я очень хотел понять послание апостола Павла к Римлянам, и ничто не препятствовало мне в этом, кроме выражения "правда Божия", потому что оно означало для меня правду, посредством которой Сам Бог праведно наказывает неправых. Положение мое было таково, что, хотя я и был непогрешимым монахом, я все же стоял перед Богом как жалкий грешник с обеспокоенной совестью, и у меня не было к тому же никакой уверенности, что мои заслуги смягчат Его. Поэтому я не любил справедливого Бога и роптал на Него. Но вот я прильнул к словам Апостола Павла и ощутил сильное желание узнать, что же он имел в виду. Я размышлял день и ночь, пока не увидел связи между оправданием и утверждением, что "праведный верою жив будет". Далее я понял, что оправдание Божие - это праведность, посредством которой благодать и явное милосердие Божие оправдывают нас верою. Только после этого я почувствовал себя возрожденным и прошедшим через открытую дверь в рай. Все Писание приобрело для меня новое значение, и, если прежде "правда Божия" наполняла меня ненавистью, теперь она оказалась для меня невыразимо сладкой в своей великой любви. Этот текст послания апостола Павла оказался для меня воротами в рай".

Таким образом, Лютер пришел к выводу, что источником спасения может быть только вера, т.е. искреннее и сердечное принятие искупления Христа. Добрые дела, в лучшем смысле этого слова, могут быть лишь необходимым результатом веры. Это учение положило основание новому отношению Лютера к Богу. Внутреннее возрождение сделалось для него первым делом веры. Вывод Лютера гласил, что каждый человек может примириться с Богом посредством покаяния, что сам он, как и всякий другой, может отдельно обращаться к Богу, исповедоваться Ему во всех своих грехах, страданиях, сомнениях. Он верил, что Бог принимает неустанное участие в жизни каждого человека и укрепляет его.

Так, в самой душе Лютера под действием света Евангелия и Духа Святого возродились истины, которые легли в основу реформационного учения, к возвещению которых он немедленно приступил.

Учение Мартина Лютера

Толчок реформационному учению М.Лютера дала позорная практика продажи индульгенций римско-католической церковью, против которой он выступил с тезисами со всей страстностью своей натуры и возрожденной .пуши. Лютер стал учить, что отпущение грехов дается только людям, раскаявшимся и постоянно живущим согласно заповедям Божиим; что лучше давать деньги нищим, нежели платить их за отпущение грехов в виде индульгенций. Однако его проповеди в народе и обращение к окружным епархиям были напрасными. Тогда М.Лютер обнародовал свои знаменитые 95 тезисов против учения Тецеля (папский посланник по продаже индульгенций, в папские полномочия которого Лютер не хотел верить), в которых он развил евангельский взгляд об истинном покаянии, благодати, оправдании через веру и др. При этом его выступление против действий церкви не имело враждебности к папе. Лютер даже признавал за папой право отпускать грехи, но в смысле отпущения эптимии, т.е. наказаний за грехи, а не самих грехов. Прибивая свои тезисы к дверям церкви в Виттенберге, он не думал излагать новый догмат, а только хотел, не найдя в Священном Писании оснований на продажу индульгенций, возбудить богословское прение и затем найти решение этого вопроса внутри церкви.

Однако дальнейший ход событий показал, что это было уже невозможным. Лейпцигский диспут Лютера с Экком показал ему, что он уже разошелся с церковью, что между ним и папской властью образовалась целая пропасть. Лютер отказался признать силу авторитета папского престола, отверг обязательную силу соборных постановлении, поскольку они не согласны с Евангелием. Богословская контроверза была необратима. Папа незамедлительно ответил на выступления Лютера буллой и требованием отречения его от 41 тезиса, преданных анафеме, и грозил отлучением, если он в течение 60 дней не покается. Тогда Лютер обратился с посланием к немецкой нации. И в своем сочинении "К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния подверг резкой критике пороки, разъедавшие церковь и предлагал средства для исправления. Уже в этом сочинении были идеи о всеобщем священстве, отрицании учения о преосуществлении и безбрачии духовенства.

В сочинении "О вавилонском пленении церкви" Лютер отвергает священный характер богослужения и святых таинств, из которых признал лишь крещение и евхаристию, причем он требовал причащения всех верующих хлебом и вином.

В третьем по счету реформационном сочинении "О свободе христианина" он изложил папе сущность своего учения. Когда папское решение сделалось известным в Германии, Лютер ответил опубликованием писания "Против буллы антихриста", а буллу торжественно сжег. Это было антипапское выступление.

Папским престолом М.Лютер был осужден и исключен из римско-католической иерархии.

Лютер оставил большое богословское наследие. Полное изъяснение христианского учения изложено Лютером в большом и малом катехизисе.

Реформационное учение Лютера восторжествовало. Последователи его учения в первый раз почувствовали под собой твердую почву, когда на сейме 1526 г. в Шпейере было приостановлено действие вормского указа, содержащего в себе безусловное и для всех обязательное осуждение нового учения.

В 1529 г. приверженцы Лютера протестовали против решения большинства, требовавших возвращения к вормскому указу. С этого времени они стали называться "протестантами", а последующее движение протестантским.

В 1530 г. в Аугсбурге протестанты окончательно разорвали связь с католицизмом, противопоставив его доктрине целое учение, известное под названием Аугсбургского исповедания.

В 1532 г. лютеране получили возможность беспрепятственно распространять свое учение.

В 1555 г. в Аугсбурге был заключен религиозный мир, установивший принцип: "Чья власть, того и религия".

Протестантство вскоре после реформации развивалось в нескольких направлениях: лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, а в более позднее время были и другие ответвления.

Учение Ульриха Цвингли

С реформационным учением в Швейцарии (г. Цюрих) выступил Цвингли, искренний почитатель евангельской истины, которого противники вскоре назвали "швейцарским Лютером".

Будучи католическим священником, он выступил против индульгенций, вербовки папой войска для войны с Франциском 1 и произвольных постановлений церкви. Став настоятелем Цюрихского собора, он поддерживал проповедь Лютера, проникшую в Цюрих, и сам в период с 1523 по 1525 гг. стал проводить реформацию еще энергичней, чем Лютер в Виттенберге. Цвингли был автором двух посланий епископу, приведших к конфликту. В одном из них от имени Цюрихского совета защищал цюрихцев от неуплаты выкупа за несоблюдение поста, а в другом доказывал вред безбрачия духовенства.

Епископ в ответном послании объявил противников врагами церкви и требовал уничтожения нововведений, осуждаемых папой и императором. Папа Андриан VI сделал попытку уговорить Цвингли отказаться от своего учения. Но Цвингли не отступил и обратился к Цюрихскому совету с просьбой устроить диспут с епископом для защиты своего понимания христианской веры, изложенного в 68 тезисах. В своих тезисах он утверждал, что только Бог может прощать грехи людей. Поэтому тот, кто приписывает это право человеку, совершает святотатство, а тот, кто отпускает грехи за деньги - настоящий апостол дьявола. Цвингли сформулировал точку зрения на взаимоотношения церкви и государства (42-й тезис). "Христианин, - говорит он, - обязан повиноваться светской власти, но только в том случае, если она не делает ничего такого, что противно Богу".

В 1523 г. на диспуте с наместником епископа в присутствии Цюрихского совета Цвингли защитил свои тезисы. Наместник епископа, возражая на тезисы Цвингли, указывал на постановления соборов, прелатов и пр., но не мог подтвердить свои возражения словами Священного Писания и замолчал. Цюрихский совет разрешил Цвингли и другим проповедникам продолжать проповедовать Евангелие. Это событие означало победу учения Цвингли, и Цюрих отложился от Константского епископа. Цвингли приступил к коренному преобразованию церкви. Он начал с того, что управление церковными делами вверил самой хрстианской обпщне; заменил латинский язык в молитвах на родной (немецкий); предоставил монахам и монахиням, желавшим оставить монастырь, свободный из них выход; духовенству дозволил вступить в брак.

В 1524 г. церкви в г.Цюрихе были реформированы. Из церковных зданий вынесли иконы, статуи, мощи святых, алтари, колокола, органы, кресты и свечи. Целибат был отменен. Устранялось облачение священников. Торговля индульгенциями была запрещена. В соответствии с 18-м тезисом Цвингли Совет Цюриха отменил католическую мессу (причащение). Причастие хлебом и вином было введено для всех верующих. Богослужение было сведено к проповеди Евангелия, молитве и пению псалмов.

Цвингли, как и Лютер, признавал два таинства - крещение и причащение, но понимание их было символическим. В своем понимании причащения он отвергал католическое "преосуществление" и лютеранское "присутствие". Богословское основание своего учения Цвингли изложил в трудах: "Краткое введение в христианство" и "Комментарии к истинной и ложной религии".

Задачу своей жизни Цвингли видел в том, чтобы преобразовать жизнь в религиозном и нравственном отношениях. Этой цели служило его сочинение: "Некоторые правила о воспитании дворянских юношей". Первая часть сочинения касается религиозного образования, вторая - научного и общественного. Свою работу он проводил совместно с Цюрихским советом, ставшим на его сторону.

Серьезное внимание Цвингли уделял организации церковного управления, положив начало синоду и евангельской конференции.

Тезисы Цвингли

Учение рефоматора, изложенное в 67 тезисах, представляло собой первоначальную богословскую систему. Приведем отдельные тезисы, выявляющие понимание истины веры: "Евангелие имеет значение и без подтверждения церковью" (тез.1); "Христос - единственный путеводитель к спасению (13) и единый и вечный Первосвященник, а выдающие себя за таковых (т.е. папы), посягают на честь и власть Христа" (17); "Христос есть вечная искупительная жертва, а потому месса есть не жертва, а только память о жертве" (18); "Он единственный посредник между людьми и Богом" (19). Этим тезисом отвергалось заступничество святых; "Бог один прощает грехи и только ради Иисуса Христа, Своего Сына, а потому приписывающие эту власть людям, посягают на достояние Божие" (50 и 51). Другими тезисами отвергались монашество и внешние признаки духовного сана (26 и 27); безбрачие духовенства (28), чистилище (57) и др. учения и установления, не основывающиеся на Священном Писании.

В тезисах давалось понятие о церкви: "Христос - Глава верующих, которые суть Его члены, и они составляют церковь или общину святых" (7); "Отдельный человек не может наложить на другого отлучения, а только церковь, т.е. совокупность всех лиц, между которыми живет наказуемый, вместе с их священником" (31); "Духовная власть не имеет никакого основания в учении Христа" (34).

Учение Жана Кальвина

Приемником реформационного наследия Цвингли в Швейцарии стал прибывший в Женеву Жан Кальвин (француз). Обширные достижения Кальвина как богослова, религиозного законодателя, воспитателя верующих, мыслителя и организатора превратили его в ведущую личность реформационного движения, за что он был прозван отцом реформаторской церкви. Полем его деятельности была Женева, где он основал "Божье государство", т.е. город, который жил по его религиозному закону, что дало основание прозвать его "женевским папой".

Что же сделал Кальвин для развития реформационного учения? На сторону реформации Кальвин перешел в 1532 г., примкнув к маленькой евангельской общине в Париже. В то время он там слушал лекции при университете.

Кальвин решил открыто перед всей Францией обнародовать новое учение, принятое многими в университете, но сделал это своеобразно - подготовил речь ректору университета на тему: "О христианской философии". В этом сочинении в сжатой форме излагались основные мысли нового учения, что было вызовом католической партии университета.

Сорбонна (Парижский университет) и парламент потребовали расследования. Оратор и автор сочинения подверглись преследованиям, и Кальвин вынужден был бежать из Парижа.

В 1536 г. в г.Базеле он написал сочинение "О христианской институции" ("Наставление в христианской вере"), в котором системно изложил новое учение, которое стало не только его важнейшим богословским сочинением, но и программой,'от которой он не отступал в течение всей своей жизни. В основу своего учения Кальвин взял идеи Лютера, но развил их глубже.

Сочинение "О христианской институции" - важнейшее литературное произведение периода Реформации, за которое Кальвина называли Аристотелем Реформации. Над ним Кальвин продолжал трудиться всю жизнь. Восьмое пожизненное издание его превосходило первое по объему в пять раз и содержало вместо первоначальных шести - 50 глав.

В 1541 г. сочинение было издано на французском языке, а затем было переведено почти на все европейские языки. Ни одно из сочинений реформаторов не подвергалось таким преследованиям католиков, как сочинение "О христианской институции", где он называл их оскорбительными словами. Но, несмотря на это, оно получило большое распространение.

О чем учил Кальвин в этом сочинении?

Исключительным авторитетом Кальвин признавал Священное Писание и не допускал вмешательства человеческого разума в дела религии. Основным его догматом в вопросе спасения было учение о предопределении. В этом учении нашли отражение взгляды Августина, но Кальвин толковал его строже. Он учил, что Бог назначил часть людей к спасению, другую же к осуждению, чтобы прославиться над теми и другими. Для людей, могущих прийти в отчаяние, Кальвин дал утешение: "Веруй, что ты принадлежишь к избранным, и прояви это в благочестивой жизни". Все люди, по его учению, должны заботиться о возвышенных задачах жизни, пренебрегать всеми мелочами жизни, что говорит лишь чувству и прямо не касается спасения. Самое строгое единство верующих, по его учению, есть необходимое начало церковной организации. Охрану этого единства Кальвин вверял пасторам.

Пасторов, по учению Кальвина, должен избирать народ, но предлагать их к выбору должны другие пасторы. Избранный пастор утверждается в своем звании только сдав строгий экзамен по догматам веры и правилам церковной дисциплины, подписав исповедание веры и дав обещание в точном его соблюдении. Церкви Кальвин давал право определять поступок виновных в нарушении дисциплины.

Пасторы, по Кальвину, суть представители Бога на земле, а государство установлено Богом, и поэтому Кальвин требовал повиновения властям в делах, не относящихся к церкви. Но, с другой стороны, Кальвин требовал послушания властей в духовных вопросах. Учение, начертанное в "Христианской институции", Кальвин постепенно проводил в жизнь. С этой целью он изложил для народа "Главные положения реформации" (евангелическое исповедание в 21 тезисе), которые были утверждены Советом Женевы, а также "Евангельский катехизис" для школ, составленный Кальвиным, где он изложил целиком отдельные места своего сочинения в более простой и доступной для понимания форме.

После возвращения в Женеву Кальвин принялся за составление церковного устава, который должен был касаться не только духовной стороны, но и охватывать всю жизнь членов общины, который был утвержден городскими властями Женевы в 1541 г. Церковная дисциплина в его учении была чрезвычайно строга. Кальвин даже определял, как человек должен одеваться, что есть, как развлекаться и т.п.

Для обсуждения богословских вопросов Кальвин учредил конгрегацию духовных лиц (коллегия проповедников) и консисторию (из проповедников и мирян) для внедрения учения реформации.

Кальвин, как и Лютер, оставил богатое богословское наследие. Кроме упомянутых сочинений, им написан трактат "О причащении", комментарий "О кротости", "Победная песнь Христу" и др.

Женева превратилась в оплот нового учения и стала протестантским Римом. Этим она была обязана Кальвину. Слава его разнеслась за пределы Женевы. Отовсюду: из Германии, Венгрии, Франции, Англии, Италии стали стекаться сюда приверженцы реформации, чтобы почерпнуть из первоисточника новое учение. Проповедники, выйдя из школ Кальвина, направлялись в различные государства и основывали там церкви, управлявшиеся по образцу женевской. После смерти Лютера Кальвин сделался центром движения. При чрезмерной распущенности нравов того времени, когда все считалось позволительным, суровая, беспощадная система воспитания Кальвина явилась средством исправления общества.

Из его школы вышли французские гугеноты, голландские кальвинисты. Однако главным образом учение Кальвина принялось и воплотилось в шотландских пресвитерианцах и английских пуританах.

Наши рекомендации