Развитие догматического и экзегетического богословия Вселенскими соборами
После принятия христианства Константином (начало 4 века) и изменения положения церкви начался новый период в развитии христианского богословия. Он характеризовался появлением в церкви внутренних противников - лжеучений и ересей, превратно толковавших истины Священного Писания.
Учителя церкви в этот трудный период бодрствовали и противодействовали распространению лжеучений точным разъяснением Священного Писания.
Наиболее сильным еретическим учением в 4 веке было учение александрийского пресвитера Ария, которое он открыто высказал в 320 году. Весь 4-й век проходил в богословских спорах и борьбе с арианством.
Богословские контроверзы развились вокруг трех основных учений: тринитарного (отношения Сына к Отцу, Божество Сына, сущность Святого Духа), христологического и антропологического.
Тринитарный.
(О Троице). Учение Ария было направлено против единосущной Троицы. Арианская Троица не есть единый Бог. Арий говорил, что единый и единственный Бог - это Отец, а Сын и Дух Святой - соподчиненные существа. Подчиняя Сына Отцу, Арий в то же время отказал ему в божественной сущности и свойствах, а именно: в вечности и в бытии из Бога, как это видно из его главных положений: "Было время, когда Его не было" и "Он происходит из ничего". Арий ставил Его во главе творений, утверждая, что Он один вышел непосредственно из рук Создателя Бога, а затем уже через Его посредство было сотворено все прочее.
При этом Арий ссылался на строгий монотеизм Ветхого Завета, выраженный в заповеди: "Господь, Бог наш, Господь един есть" (Втор.6,4). А из Нового Завета он приводил изречения: "Отец Мой более Меня" (Иоан. 14,28); "Сын... рожденный прежде всякой твари" (Кол.1,15); "Будучи столь превосходнее Ангелов..." (Евр.1,4); "...Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, Которого вы распяли" (Деян.Ап.2,36); "Христос верен Поставившему Его..." (Евр.3,2).
Арианство поставило перед церковью филисофско-богословскую задачу, авторитетное решение которой было найдено первыми двумя Вселенскими соборами. На первом Вселенском соборе в г.Никее (325) в присутствии 318 епископов ересь Ария была до тонкости обнаружена и опровергнута Александрийским диаконом Афанасием. Он с особенной ясностью сформулировал Божественность Иисуса Христа и Его единосущность Отцу. Афанасий обратил внимание на места Священного Писания: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный..." (Матф.3,17); "Слово было Бог" (Иоан.1,1); "Единородного от Отца" (Иоан.1,14); "Им создано все..." (Кол.1,16) и многие другие. Он показал, что тексты, приводимые Арием, передавались неверно по смыслу или прилагались только к личности Христа как Бога, явившегося во плоти.
Афанасий видел, что арианство практически было двубожным, так как в некотором смысле боготворило двух Богов неравного достоинства, что оно возникло из желания постигнуть разумом непостижимые тайны. "Что менее Бога, - говорил Августин, - то не есть Бог". Таково было и воззрение Афанасия.
Афанасий предъявил арианам дилемму: или допустите, что Сын единосущен с Отцом, или открыто говорите, что Он есть тварь, но в этом случае Он не может Быть предметом богопоклонения".
Собор вынес постановление в виде первых семи членов Символа Веры, в которых ясно выражена истина о единосущности Сына Отцу. В вопросе о Духе Святом ариане и полуариане в лице арианского епископа Македония держались учения, что Он есть только один из служебных духов и только по степени отличается от ангелов, т.е. Он является Божьей силой, подчиненной Отцу.
Афанасий отрыто провозгласил в 358 г. божественность Святого Духа. Александрийский поместный собор 362 г. признал за третьим лицом Святой Троицы ту же сущность и божество, как и у двух первых. Это сделали и другие поместные соборы. Наиболее авторитетное постановление о Святом Духе последовало на втором Вселенском Соборе в 381 г., на котором никейский Символ Веры был еще раз подтвержден и дополнен пятью членами (см. приложение 1). Восьмой член Символа Веры провозглашал Святого Духа "Господом животворящим, от Отца исходящим" (Иоан. 15,26). Когда этот собор попал в число вселенских, то это исповедание под именем никео-цареградского символа было признано халкидонским собором (451 г.) за общеобязательное в церкви на Востоке, а на Западе - столетием позже.
Учением о том, что Святой Дух исходит от Отца, было отброшено арианское понимание, но статус Святого Духа не был еще окончательно определен.
Оставался открытым вопрос, как соотносятся между собой Святой Дух и Сын. Этот вопрос в церкви на Востоке и на Западе получил различное разрешение (скорее по форме, чем по существу). Греческая церковь учила об исхождении Святого Духа от Отца через Сына, тогда как римская (латинская) - исхождении Его от Отца и Сына (филиокве).
В Испании "филиокве" было включено в исповедание (450 г.), а отсюда через поместный собор (Толедский) в 589 г. попало в никео-цареградский символ, принятый Западной церковью.