Источники вероучительных истин (догматов) и догматического богословия.

Наименование многих отраслей науки включает в себя слова «знание» или «ведение»: языкознание, правоведение и т. д. Очевидно, что богопознание, или боговедение, не может быть поставлено с ними в один ряд, поскольку знать нечто в рамках какой-либо науки, быть специалистом (бакалавром) — означает, прежде всего, владеть в совершенстве информацией по тому или иному вопросу.

В богословии дело обстоит иначе. Согласно Священному Писанию, знать — значит испытать нечто на личном опыте, приобщиться, обладать. Господь Иисус Христос ставит, по существу, знак равенства между знанием Бога и спасением, т. е. обретением вечной жизни: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3). Пример: «Авраам познал Сару и родила Сара Исаака…»

Согласно Священному Писанию, цель жизни человека и есть богопознание, которое достигается через богообщение. Ап. Павел говорит, что Бог от одной крови... произвел весь род человеческий... дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем... (Деян.17:26-28).

Богопознание не есть однократный акт, а процесс, причем процесс, который предполагает не только работу мысли, но прежде всего надлежащий образ жизни (духовно-нравственный). Согласно учению Православной Церкви, богопознание невозможно без Божественного Откровения.

Человек знает Бога настолько, насколько Сам Бог ему открывается, но человек каким-то образом должен быть подготовлен к восприятию Божественного (Сверхъестественного) Откровения. Таким «пособием» к познанию Бога из Откровения является естественное богопознание.

ЕСТЕСТВЕННОЕ И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ.

Источниками православного христианского догматического богословия кроме самих догматических истин следует считать все то, что, так или иначе, способствует раскрытию содержания этих истин. ПРИМЕР: наши учебники; вероучительные тексты и т.д.

Единственным источником вероучительных истин (догматов) является Божественное Откровение, в котором различают: а) Откровение в общем, или широком, смысле и б) Откровение в узком, или собственном, смысле слова.

Откровение, в котором Бог открывает Себя через природу Своих творений, в действиях Своего промышления о мире и человеке, называется естественным Откровением (revelatio generalis или naturalis). Этот вид Откровения ограничен, поскольку не может открыть ничего из того, что выше природы или естества творения.

Откровение в собственном и строгом смысле, Откровение сверхъестественное (revelatio specialis или supernaturalis), состоит в том, что Бог Сам непосредственно открыл Себя людям независимо от их познавательных способностей сначала через Свих провозвестников - закон и пророков, а потом - через воплотившегося Сына Божия и Духа Святого. Об этом хорошо засвидетельствовано в Послании к Евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...»(Евр.1,1-2). Именно сверхъестественное Откровение содержит догматические истины и является источником христианского богопознания.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ.

Согласно учению Православной Церкви, содержание Божественного Откровения заключается в Священном Писании и Священном Предании.

Православный катихизис, содержащий краткое изложение православной веры, определяет Священное Писание как «книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами»7.

Эти книги есть писания святые (grafa… ўg…ai - Рим.1,2), писания священные (ѓerЈ grЈmmata - 2Тим.3,15), само слово Божие (Мк.7,13). Собрание этих книг называется Библией8. Христианская Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета9. В Ветхом Завете содержатся книги канонические10 и неканонические. Основное отличительное свойство канонических книг - богодухновенность (греч. qeopneust…a; лат. inspiratio).

Под богодухновенностью, или боговдохновенностью, следует понимать особое воздействие Святого Духа на священных писателей, делающее их способными правильно понимать и безошибочно излагать истины Откровения.

Священное Писание свидетельствует о боговдохновенности: "Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня", - говорит пророк Давид (2Цар.23,2). "Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым”(2Петр.1,21). Апостол Павел прямо называет Писания богодухновенными (2Тим.3,16).

Канон Священного Писания Ветхого Завета состоит из 39 книг, если считать каждую книгу отдельно, но древние евреи соединяли несколько книг в одну и насчитывали 22 книги, по числу букв еврейского алфавита. Канонические книги - более древние - написаны от времени Моисея до IV в. до Р.Х. Книги неканонические, т.е. не вошедшие в канон, написанные в IV-I вв. до Р.Х., содержат и личные, иногда ошибочные мнения их авторов. Поэтому неканонические книги не имеют такого авторитета и значения, как книги канонические. В Ветхом Завете содержится 11 неканонических книг.

Канон Свящ. Писания Нового Завета состоит из 27 книг. В Новый Завет включены только канонические книги. В Свящ. Писании, по существу, содержатся вероучение во всей его полноте, которая, однако, в ее целостности может быть постигнута только в свете Священного Предания.

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ.

Священным Преданием( ) в узком смысле обычно называется незаписанная часть Божественного Откровения, устно переданная Церкви и с тех пор непрерывно в ней сохраняющаяся.

Пра­вославный катихизис рассматривает Священное Предание как «древнейший и первоначальный способ распространения ОткровенияБожия»11. Предание исторически существовало раньше Писания, неразрывно и органическисвязанного с раннехристианскимустным Преданием. Сам Господь Иисус Христосво многом придерживался истинных,неискаженных преданий Ветхого Завета, предлагая вместо раввинистического истолкования Свое толкование (см. Мф.5,22 и др.). Такое понимание Предания подтверждает апостол Павел: он преподает то, что сам принял от Христа и церквей (1Кор.15,3). Для ап. Павла начало Предания есть Иисус Христос: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам предал»(1Кор.11,23). Поэтому Предание Церкви и называется Священным Преданием.

Однако этим понимание Священного предания не исчерпывается. Как писал митр. Филарет, не только «простое видимое и словесное предание учения, правил, чиноположений обрядов, но с ним вместе и невидимое, действительное преподаяние благодати и освящения»12. И потому, что существенную часть Предания составляет невидимое преподаяние благодати, оно не могло быть передано письменно, вследствие чего имеются трудности в его логическом определении.

Итак, Священное Предание есть живое Откровение Божие в Церкви через Иисуса Христа, которое нужно отличать от церковного предания. Под церковным преданием мы обычно понимаем молитвы, и крестное знамение, которое налагает на себя верующий, и нравственные правила, которым он следует в жизни. Здесь и христианское мученичество и подвижничество. Здесь и богатство богослужебной жизни Церкви, и ее учительство выраженное Вселенскими соборами.

Необходимость Священного Предания для познания христианской истины засвидетельствовал святой апостол Павел, который прямо призывал христиан: "Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим”(2Фес.2,15). Свящ. Предание имеет большое значение и важность “для руководства к правильному пониманию Священного Писания"16. Приведенные свидетельства подтверждают равночестность этих двух источников вероучения для православного сознания.

ПРЕДАНИЕ – облачение священнослужителей, обычаи отдельные в каждой Церкви.

Наши рекомендации