Неделя св. отец, перед Рождеством Христовым

Евр. XI, 9-10,17-32

9. Братия, верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;

10. ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

17. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

18. о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя (Быт. XXI, 12).

19. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

24. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой;

25. и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение,

26. и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

27. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

28. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

29. Верою перешли они Чермное море, как по суше, - на что покусившись, Египтяне потонули.

30. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

31. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными. 32. И что еще скажу? Не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках.

Есть наблюдение, что нет ничего томительнее, как дожидаться да догонять. Это томление испытали и ветхозаветные люди.

Так, Спасителя ожидали люди долго - пять тысяч пятьсот восемь лет со дня своего грехопадения. День Рождества Христова был самым вожделенным днем. Но не скоро после сотворения мира наступил этот день. Нужно было людям еще много потрудиться, пострадать из-за своего непослушания первой, легкой заповеди Божией; нужно было, чтобы грех, как какая-либо тяжкая язва, весь выступил наружу для окончательного, совершенного уврачевания болезненности. А с другой стороны, Спаситель долго не приходил также и потому, что люди еще не были готовы к Его принятию, еще не глубоко чувствовали свою беспомощность, свое ужасное положение; не было также между людьми такого чистого, святого лица, от которого мог бы родиться Спаситель миру. Как бы то ни было, но добрым, праведным (а их было немного) приходилось сохранять данные обетования с твердостью, с борьбою среди соблазнов мира и выносить лишения с высоким самопожертвованием. Таких великих и редких добродетелей в ветхозаветных праведниках не было бы, если бы они не были твердо уверены в непременном пришествии Спасителя и в своем собственном искуплении. Иначе к чему же, например, собою жертвовать, терпеть горе, нужду, побои, узы, заглушать в себе священные чувства отца, жертвовать сыном, отвергать любовь к отечеству, идти куда-то в страну неведомую? О таком-то самопожертвовании, о такой-то замечательной вере для нашего назидания и предлагается нам св. Церковью ныне, пред днем Рождества Христова, апостольское чтение.

Св. апостол Павел ныне говорит нам о вере Авраама, Исаака, Иакова и других ветхозаветных праведников.

Гл. XI, ст. 9. Верою Авраам обитал на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования.

Дивны, в самом деле, вера Авраама и его послушание Богу. В то время, когда престарелый отец Авраама стал уже поклоняться чужим богам, т. е. языческим, Господь однажды говорит Аврааму: Пойди из земли твоей от родни своей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ (Быт. XII, 1-2). Аврааму было тогда семьдесят пять лет, и он был бездетен. Легко ли было ему оставить то место, в котором он прожил много лет, покинуть своего старика отца, прервать все связи с родней и со знакомыми и идти почти одинокому, бездетному, лишь с женою и племянником, в землю, в сторону, ему не ведомую! Иной бы задумался, усомнился и не скоро послушался такого внушения. Для другого неимоверно тяжело расстаться с родиной, особенно с благосостоянием наследственным. Но не таков был Авраам. Он, привыкши измлада к послушанию, охотно пошел из Месопотамии на запад и остановился по указанию Божию близ города Сихема (Быт. XII, 6). Но здесь ему недолго суждено было жить; он спустился к югу и в Хевроне создал жертвенник Господу, а сам поселился в шатре, в палатке, по-нашему - в шалаше, в дубраве Мамврийской (Быт. XIII, 18).

Такие шатры имели у себя люди кочующие, переходящие со своими стадами с одного места на другое. Но Авраам не в силу этих соображений не строил себе постоянного, прочного дома, хотя и знал, что ему и его потомству принадлежит навсегда занятая им земля. Он на всю землю вместе со своими потомками Исааком и Иаковом не смотрел как на собственность, а как на чужую; и всю земную жизнь считал временным странствованием, себя - путником, идущим по земле на родину, на небо.

Ст. 10. Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. То есть, Авраам себе несомненно ожидал постоянного и прочного жилища в обителях Отца Небесного (Ин. XIV, 2). Он, подобно как св. апостол Павел и первые христиане, считал себя странником и пришельцем; не имел здесь пребывающего града, но грядущего, т. е. Иерусалима Небесного, искал. К нему стремился. И наше житие - на небесах, откуда мы и ожидаем на Страшный суд Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа (Флп. III, 20). Так вот почему Авраам не строил себе прочных построек: он веровал, что все это здесь не нужно, что не стоит пристращаться к благам мира, которые могут расстраивать душу и задерживать ее порывы на ее родину - на небо. Досточтимо самопожертвование Авраама, отказавшегося от родной земли, от отца и поселившегося в чужой, незнакомой стране. Но еще поразительнее и досточтимее его любовь к Богу, явленная в пожертвовании своим единственным сыном ради Бога.

Старец Авраам перед отходом из дома отца слышал свыше утешение о том, что от него произойдет великий народ на новой, неведомой земле. Поселился Авраам там; живет год, живет другой; все более и более со своею женою стареют, а нет у них детей. Так прожил в томительном ожидании Авраам на земле обетованной двадцать четыре года. Наконец Бог послал им сына, наследника всей земли, всего имущества, а главное, дал в сыне будущего родоначальника, от которого произойдет много народов, и даже сильных, владычественных (Быт. XVII, 16).

Можете сами представить себе, с какою радостью престарелые родители приняли свое дитя, с какой любовью и заботой они воспитывали своего сына; он - их отрада; он - подпора их старости; он - их надежда. Родителям только оставалось любоваться своим сыном. Действительно, дитя выросло. И что же? Вдруг Авраам в Вирсавии слышит повеление от Бога: Возьми Исаака, единственного сына твоего, ...которого ты любишь, ...и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе (Быт. XXII, 2). Не искушение ли, не тяжкое ли испытание Господь посылает этим велением родительскому сердцу? Воспитывали Авраам и Сарра Исаака; сын расцвел, а они уже очень постарели, и от них-то Господь берет Себе единственного любимого сына. Господи, что есть сие таинство? Такие же, или почти такие же, испытания Господь делает и ныне родительским сердцам, отнимая у них иногда любимых детей или поражая их тяжкою болезнию, от которой дитя избавляется только по молитве и вере родителей. И блаженны родители, если они перенесут это испытание с твердою верою во всеблагий и премудрый Промысл. Потому что за терпение и веру Господь пошлет и утешение, и награду. Это мы видим и в истории приношения Исаака в жертву.

Авраам после повеления Божия на другой день рано утром без замедления оседлал осла своего; взял с собою двух слуг ' и сына своего Исаака; наколол дров для всесожжения и пошел на место, о котором сказал ему Бог. Так шли они два дня. На третий день он на горе Мориа принес в жертву сына своего Исаака. Что побуждало его к такой жертве? Вера в Бога, в Его премудрость, благость и всемогущество. Не будь ее, Авраам бы пал духом; но при вере в то, что Бог не пошлет искушений выше сил человека, что Господь все устрояет к лучшему и всякое прежнее обетование Свое исполнит, как Авраам опытно убедился, Авраам охотно послушался Бога. Потому-то св. апостол Павел и говорит:

(ст. 17) верою Авраам, будучи искушаем, прите в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

(ст. 18) о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя (Быт. XXI, 12).

Ст. 19. Ибо Авраам думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его, т. е. своего сына, в предзнаменование, т. е. в предызображение смерти и воскресения Самого Единородного Сына Божия.

И действительно, Исаак и вся история его жертвоприношения были прообразом нашего искупления чрез Господа Иисуса Христа.

Авраам по любви к Богу жертвует единственным сыном своим. Бог из любви к человечеству не пощадил Сына Своего Единородного, но предал Его за всех нас (Ин. Ш, 16; Рим. VIII, 32).

На Исаака возлагают дрова, потом он сам возлагается на эти же дрова; Иисус Христос сам несет на гору Крест, потом Его Самого вознесли на этот Крест.

Исаак не противится воле отца, послушно идет на заклание; Иисус Христос послушен был Отцу Своему даже до смерти, и притом смерти крестной (Флп. II, 8).

Исаак в течение трех дней пути, закалаемый в жертву Богу решимостью отца своего и уже возложенный на дрова всесожжения, получает жизнь по воле Божией; Иисус Христос, умерший на Кресте, как Бог восстает тридневен от гроба.

Жертвоприношение Исаака низводит обильнейшие благословения Божий на все потомство Авраама; жертва Иисуса Христа, Его крестная смерть приобрела бесчисленные благословения на всю Церковь, на весь род человеческий.

Наконец, Исаак принесен был в жертву на горе Мориа, то есть на одном из холмов, занятых Иерусалимом; и Христос был распят на одном из Иерусалимских холмов - на Голгофе.

Ст. 20. По смерти Авраама и Исаак жил верою в ожидаемого Мессию. Он верою в будущее благословил сначала младшего сына Иакова, а потом старшего сына Исава, уже раньше продавшего первенство брату своему. При этом Исаак, уже древний, слепой старец, различил будущую участь своих сыновей. Иакову передал благословение, данное от Бога Аврааму и его потомству в лице старшего члена семьи, т. е. обетование Мессии от его рода, т. е. Спасителя, а Исаву предсказал зависимость от Иакова и боевую жизнь в набегах и охоте.

Ст. 21. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. У Иосифа было два сына: Манассия и Ефрем. И однако Иаков, предвидя чувством веры далекое будущее, предпочел благословением младшего сына Иосифова, т. е. Ефрема, старшему - Манассии. И окончивши предсмертные отеческие благословения внукам и сыновьям своим, Иаков, утомленный, уже готовый сойти в гроб, яко же пшеница созрелая во время пожатая (Иов. V, 26), в чувстве благодарности к Богу и с верою в спасительную силу крестных заслуг Христа (Ис. ЦП гл.), Который у пророка называется Жезлом от Израиля (Чис. XXIV, 17), поклонился наверх жезла своего (Быт. ХХХХУП, 33), т. е. склонил свою голову, отдал свою судьбу загробную под покровительство величайшего своего потомка - Мессии, нашего Спасителя.

Ст. 22. Верою Иосиф, при кончине своей, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих, чтобы их вынесли из земли Египетской в землю обетованную, на которой и явится Спаситель мира. Иначе не для чего было бы Иосифу делать завещания о своих останках, если бы он не веровал в лучшую жизнь для своей души и для своих потомков. Это завещание было исполнено при Моисее (Исх. XIII, 19).

Ст. 23. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, весьма красиво лицом (а красота лица как дар Божий не без цели же дается человеку); и поэтому родители Моисеевы не устрашились царского повеления бросить рожденного в реку (Исх. 1,22). Они надеялись, что их сын - младенец, наделенный такою красотою тела, вероятно одарен и душевными силами и, следовательно, взыскан от Бога особенными милостями, а потому и со своей стороны заботились о сохранении его жизни.

Ст. 24. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,

Ст. 25. и лучше захотел страдать с народом Божиим, т. е. с еврейским, нежели иметь временное, греховное наслаждение,

Ст. 26. и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

Ст. 27. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, т. е. Бога истинного, был тверд.

Ст. 28. Верою совершил он Пасху и пролитие крови на перекладинах и косяках дверей в домах еврейских (Исх. ХП, 22), дабы истребитель первенцев египетских не коснулся евреев.

Ст. 29. Верою перешли они Чермное (Красное) море, как по суше, - на что покусившись, Египтяне потонули.

Ст. 30. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Иерихон был город очень укрепленный, и силою не было возможности взять его. Была только одна надежда на Бога и Его чудную помощь. Но эта помощь всегда подается только верующему. Евреи с усердною молитвою обратились к Богу своему, и Господь повелел им совершать в течение целой недели обход вокруг стен иерихонских. Шесть дней они должны обходить по разу в день, а в седьмой - семь раз, и при этом трубить в трубы. Евреи так и сделали. В седьмой день после седьмого обхода при звуке труб и молитвенном воззвании осаждавших евреев стены иерихонские пали. Очевидно, они пали не от звуков трубных, а от веры молящихся, привлекшей к себе всемогущую милость Божию.

Ст. 31. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев, и проводив их другим путем, т. е. в окно, не погибла с неверными.

Кто такая была Раав? Она была жительница Иерихона; имела свой дом в стене города. Хотя она была и блудница, но добрая женщина, она имела раскаяние, имела веру, а потому и была помилована Богом. Добрую душу свою она выказала в приеме еврейских соглядатаев, которые были посланы для обзора Иерихона Иисусом Навином. Им грозила в Иерихоне опасность. Раав, зная это, скрыла своих гостей от посланников царских и потом спустила их по веревке в окно наружное за черту города, и таким образом спасла их жизнь. Но при этом она, веруя, что Бог еврейский всемогущ и все отдаст евреям под власть, испросила себе пощаду и помилование - по доброте души своей не только себе, но и родителям и сродникам своим - в то время, когда евреи возьмут Иерихон, в чем она тоже не сомневалась (Нав. II, 12-13).

Не имей она веры в Бога еврейского, в Его всемогущество, она бы не ослушалась воли своего царя иерихонского и выдала бы своих гостей. Да, в женщине с таким поведением такая доброта и забота о сохранении жизни чужой с опасностью для своей - редкое в истории явление. И Господь вознаградил ее за ее добро. По взятии Иерихона она со всем домом отца своего, с братьями и сестрами была пощажена и при общем избиении всех иерихонцев была отведена к стану еврейскому (Нав. VI, 22, 24). Впоследствии она вышла замуж за одного вождя из колена Иудина - за Салмона, и чрез то удостоилась даже чести быть праматерью Давида, из племени которого родился Христос (Мф. I, 5). Так-то вера, проявляемая в любви к ближнему, даже при слабостях и грехопадениях доброго человека спасает его. Такую силу она имеет пред Богом всегда.

Православные! Не раз в течение года произносится изъясненное нами апостольское чтение. Св. Церковь наша этим убедительно внушает нам сохранять и оживлять свою веру православную поразительными и досточтимыми примерами веры в ветхозаветных людях. Они, как мы видели, несмотря на стесненные обстоятельства, не пали духом, а переносили домашние, семейные скорби и уничижения от иноплеменных, несомненно ожидая себе избавления, быть может, в далеком будущем. От них требовались жертвы и жертвы, нелегкие для сердца; однако они веровали во Всемогущего и Милостивого Бога и с охотой приносили Ему требуемые жертвы. Подобная вера естественно основывается на чувствах благоговения и любви к Высшему Существу и проникается ими, и проявляется в готовности послужить Ему.

Есть ли в нас такая вера с таким самопожертвованием? Случится у нас маленькая болезнь, легкая скорбь или несчастье, тогда мы нередко теряемся, суетимся, мечемся от одного лица к другому за помощью, а не думаем, что их посылает нам Бог для нашего вразумления, к Нему-то и нужно бы обратиться и от Него ожидать избавления. Часто, очень часто по маловерию мы всю надежду возлагаем на людей сильных, знатных, на родных и знакомых, как бы забывая о первом и главном Источнике всякого добра - Боге.

Имейте же, братия, твердую веру в Единого Великого Бога (Мк. XI, 23). Возверзите на Господа печаль вашу. Он нас не оставит, Он помилует нас в наших грехах и спасет, потому что Он един только Благ и Человеколюбец.

№48

Неделя перед Просвещением

Тим. IV, 5-8

5. Чадо Тимофей, будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.

6. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

7. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;

8. а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

Видали ли вы благочестивого старца, убеленного сединою, умащенного благодатию и преукрашенного добродетелью в предсмертные минуты его? Лик его спокоен; душа его радостно презирает в загробную жизнь. Он со всем и со всеми в мире отходит ко Господу. Присных своих он поручает воле Божией и не оставляет без своего опытного и отеческого совета и завещания. Посторонним и близким умилительно видеть его предсмертное лицо и слышать его предсмертные поучения.

Такое же поучение оставил почти накануне смерти своей св. апостол Павел своему ученику, молодому епископу ефесскому Тимофею, находясь в узах в Риме.

Апостол собственным опытом познал, как трудно служение пастырское, сколько опасностей и забот в прохождении его, и сколько поэтому нужно внимательности к себе и своему стаду. А потому он и возлюбленного ученика увещевает быть зорким, бдительным.

Гл. IV, 5. Чадо Тимофей, говорит апостол, будь особенно бдителен во всем, среди многих врагов и бушующих в пастве пороков. При уврачевании нравственных недугов пастырю, как врачу, приходится прилагать лекарства не всегда приятные, но иногда и горькие, хотя целительные. За то и терпят пастыри большие неприятности от своих пасомых. Обличения правдивые оскорбляют и раздражают задетое самолюбие виновных; и оттого не любят пастыря-обличителя, очень внимательного к духовным нуждам пасомых; ему делают неприятности и ущербы. Но, пастырь Христов, не унывай.

Переноси скорби. На то ты и обрек себя своим служением Христу. Он Сам, при разлуке с учениками, возвестил им, что их ждут в мире скорби (Ин. XVI, 33).

Принявши на себя высокое звание священнослужителя, терпеливо переноси и высокие обязанности, и труды. Что ж делать? Кому много дано, с того много и взыщется. Взялся быть светильником и благовестником? Совершай же дело благовестника с достоинством, исполняй служение твое с мужеством, не опасаясь молвы. Знай свое дело, имей в виду свою совесть и благо ближнего. А там, что бы ни говорили про тебя, но если душа твоя чиста, не возмущайся клеветою и низостью людской. Чем чище будешь вести себя, тем больше молвы будет и скорбей для тебя отовсюду.

Так трезвися же, пастырь, подобно Тимофею; будь бдителен во всем и внимателен ко всем. Усилить нужно было свою деятельность св. Тимофею потому, что ему приходилось трудиться за двоих: и за себя, и за св. апостола, своего учителя, уже ожидавшего смерти.

Ст. 6. Меня уже приносят в жертву, говорит апостол, обо мне составляют смертный приговор, и время моего отшествия настало. Святой апостол был в Риме уже узником по злости и клевете евреев. Долго, более двух лет тянулось дело о нем; и во все это время он, состоя под охраной, имел дозволение принимать к себе своих знакомых, посещать их и писать письма в разные места. Но предчувствовал св. апостол, что проволочка его дела в Риме не поможет его оправданию; он знал, что его осудят и принесут в жертву за святое его дело - за Христа и Его учение. Знал и спокойно ждал кончины.

Он давно имел желание оставить здешний мир (Флп. I, 23) и потому радовался, что он свое служение прошел честно, свято.

Ст. 7. Слава Богу, я, говорит апостол, подвигом добрым подвизался, я течение совершил добросовестно. Я сохранил веру. Жизнь человека уподобляет апостол поприщу, пространству, на котором вызвавшиеся состязаться между собою друг друга перегоняют или поборают, чтобы заслужить в награду какой-либо пальмовый венок и похвалу от людей. Для получения такой награды требуется строгое соблюдение предъявленных условий; без исполнения их и награда не дается. Точно так же бывает и в жизни нашей. Все мы - бойцы, ратоборцы за святую веру. Но все ли мы действительно выдерживаем себя на длинном житейском поприще? Не ослабеваем ли? Не падаем ли? Скажу более. Все ли из христиан ведут христианскую жизнь? Нет ли таких, которые в жизни своей и не думают жить честно, по правде, для спасения своей души? Есть, есть! Но зато и не сказать им пред смертью успокоительной мысли, что они подвизались добрым подвигом, соблюли свою православную веру. Как умилительно слышать и назидательно представлять радостное чувство апостола, что он соблюл веру и что

(ст. 8) ему теперь готовится... венец правды, который даст ему Господь, праведный Судия в оный страшный, роковой день. Господь наградит тогда не только его, апостола, но и всех, возлюбивших явление Его, т. е. Его пришествие на землю, Его служение и учение. Кто в жизни возлюбил Христа и страдал за Него немало, уверовавши в Него от чистого сердца, тот, очевидно, и будет в общении со Христом. Побеждающему дам сесть со Мною (Отар. Ш, 21), говорит Господь.

№49

Неделя по Просвещении

Еф. IV, 7-13

7. Братия, каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

8. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам (Псал. LХVII, 19).

9. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?

10. Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

11. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,

12. к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,

13. доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.

Святой апостол Павел в словах, предшествовавших нынешнему чтению из его послания, умоляет нас всех ходить достойно своего звания, со всяким смиренномудрием и кротостью. Смиренномудрие-то и кротость всего реже встречаются в людях всех званий и состояний, потому что почти каждый, ценя свое звание не столько христианское, сколько гражданское, и общественное свое положение, гордится им пред другими, не прочь дать почувствовать ближнему свое значение и силу. Оттого-то и бывает в обществе презрение, унижение других, невнимание к нуждам, к горю ближних; самоуслаждение своими дарованиями, значением и удачами в предприятиях.

Но такого раздвоения в обществе христианском быть не должно. Потому что мы все составляем одну семью; у нас один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех, и во всех нас. У нас один Господь Царь, одна вера и одно крещение (Еф. IV, 6, 5).

Гл. IV, ст. 7. Все достоинства-то в нас, всякое наше положение благоприятное не нами приобретено, не своими собственными силами; и нам поэтому нечем хвастать и гордиться.

Каждому из нас дана благодать, говорит апостол. Значит, каждый из нас получил от Бога свои способности и силы, свое особенное положение в христианском обществе как дар, а не как заслуженное что-либо нами. И присмотритесь к жизни. Вот рождается младенец; в нем заслуг нет никаких, и уже он наделен способностями, таким или иным умом, сердцем. Приближается он ко крещению. И Господь, единственно по Своей милости удостаивая его святых таинств Крещения и Миропомазания, сообщает ему еще новые силы уже для чисто христианской жизни. Так что же ты, человек, имеешь такого, чего бы ты не получил? А если ты получил все, то зачем хвастать, как будто бы тебе это не подарено, не даровано свыше? (1 Кор. IV, 7) Хвастовства же в мире не оберешься. Один выставляет в себе ум; другой - изящный вкус в музыке, пении, одежде, прическе, походке; третий хвастает своим богатством и удачами в предприятиях; четвертый - связями родственными с сильными мира сего, иной - голосом или красотою лица. А кроме того хвастают и своим христианским званием и жизнью, например богомольем, постами и милостынями, как в свое время хвастали фарисеи. Под влиянием этих-то чувств и побуждений так и ведут свою жизнь христиане, почти вовсе забывая, что все блага мира и духа суть дар Божий к нам, и притом преподанный нам чрез Христа по Его безмерной и премудрой любви.

Каждому из нас, христиан, дана благодать по мере дара Христова. Что это значит? Это значит, что над христианами - особенным Царем Сам Христос. Он раздает им дары по Своему смотрению чрез Духа Святого. Он знает, кого к чему приставить, кому когда, какое служение в обществе христианском поручить.

Это особенное право царствовать в мире Христос получил в силу Своего смирения, уничижения, в силу Своего воплощения, страданий, смерти, победы над адом и после вознесения на небо. Поэтому-то Христос,

(ст. 8) как сказано у пророка, возшед на высоту после победы над адом в преисподней, и дает дары человекам (Пс. ЦСУП, 19).

Ст. 9. Христос, будучи всегда Богом, смирил Себя, принял плоть человеческую, страдал, терпел от людей и клевету, и побои, умер, сходил в преисподние места земли.

Ст. 10. Но и там Он оставался тем же Существом, Каким Он есть всегда, вечно, т. е. Богом; там Он как Царь покорил врага нашего, разрушил его царство, его силу, вывел из ада людей, с верою ожидавших Его пришествия; затем воскрес и вознесся превыше всех небес, дабы наполнить все - небо и землю, и преисподнюю - Своею Божественною славою, дабы облаготворитъ души всюду.

Христос по вознесении Своем обещал ниспослать Святого Духа в Свое общество и при Его участии устроить Свою Церковь. И действительно, мы видим:

(ст. 11) Христос поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. Видите ли, Христос не всем дал одинаковую должность, но каждый получил различное дело.

Он поставил одних Апостолами. Кто называется апостолом? Апостолами называются первые, после Божией Матери, люди в мире; их Христос избрал Сам во время Своей земной жизни; их приблизил к Себе более всех и им открывал тайны Царствия Своего по мере их восприимчивости. Таких апостолов было двенадцать. Но по воле Христа они получили полное освящение на свое служение только в 50-й день по воскресении и 10-й по вознесении Христовом; тогда сошел на апостолов Дух Святой.

В чем же состояло служение или, что то же, дело апостолов? Им Христос поручил проповедовать Евангелие во всем мире, невзирая ни на какие труды, опасности, бедствия, ни на побои, узы, ни даже на самую лютую смерть. Они должны были устроить Церковь Христову в мире, образовать прочное общество христианское, руководить его к спасению. Задача нелегкая. Поэтому св. апостолы и должны были иметь около себя помощников, учеников, которых им можно было бы во время путешествий по свету оставлять у верующих вместо себя руководителями и учителями. Богомудрые, озаренные Духом Святым апостолы суть единственные в мире непогрешимые лица, орудия Духа Святого. Они возвещали и доселе в писаниях возвещают нам волю Божию чисто, истинно. А поэтому их учение нужно принимать благоговейно, с твердою верою, не дозволяя никаких вольных, лестных для чувственности толкований.

Понятно, что св. апостолам невозможно было всюду наблюдать за обращенными и просвещать еще не верующих. Им нужны были помощники. Поэтому-то Сам Христос, кроме апостолов, других поставил пророками. Пророками назывались не только те, которые имели дар предсказывать будущее, но и те, которые могли открывать и настоящее состояние душ в людях, - таковы прозорливцы. Пророками же называются и благочестивые люди, открывающие и разъясняющие тайны спасения, неудобопонятные в Священном Писании без толкования (1 Кор. XIV, 29-30). Таковыми были в апостольской Церкви Агав (Деян. XI, 27-28), Иуда и Сила (Деян. XV, 32), четыре дочери Филиппа (Деян. ЬХХ1, 9). Таковы есть и поныне так называемые прозорливцы, высокие подвижники и Христа ради юродивые.

О юродивых скажу несколько слов особо. На юродивых ныне многие смотрят, как на людей сумасбродных, грязных, оскорбляющих общественное приличие, и поэтому оказывают им полное пренебрежение, даже наносят им побои и делают всякое стеснение. Но так как внутреннее судит Бог (чужая душа - потемки), и так как чрез желчный отзыв о душе другого мы можем впасть в ошибку, согрешить и произнести неправду, клевету, то о юродивых не нужно выражаться дурно, а к ним нужно относиться сколько возможно осторожно и никогда не задевать их души. Бог весть, быть может, в осуждаемом нами, так называемом глупеньком, сокрыта душа юродствующая Христа ради, пророчествующая; и послан он как вестник покаяния и обличитель неправд в известном крае. Кому же не известно, что юродивые появляются не в каждом месте и не во всякое время? Видавшие юродивых и слышавшие их иногда глубоко таинственные изречения имели случаи убеждаться в прозорливости юродивых, в их пророческом духе. Был же недавно в Калужской губернии юродивый Христа ради, принять которого в дом считали за счастье, и если во время посева этот юродивый бросал на чью-либо полосу, хотя и не удобренную, несколько зерен, то урожай на этой полосе бывал образцовый, обильный. Это подтверждалось несколькими годами. Оттого-то во время посева, когда по полю проходил юродивый, его и окружали все поселяне. Итак, православные, благодать пророчества проявляется и ныне по мере дара Христова, по мере нужды в ней.

Кроме апостолов и пророков, Христос иных поставил Евангелистами, т. е. благовестниками. Благовестниками здесь называются лица, проповедующие Евангелие, учение о Христе и Христовой вере, и притом под руководством высшим, например апостольским. Такими благовестниками были при апостолах их сотрудники и спутники, например: у Петра - Марк, у Павла- Лука, Тимофей (2 Тим. IV, 5). Благовестниками и доселе могут называться распространители веры Христовой среди неверующих, например магометан, иудеев и язычников. Эти благовестники ныне называются веропроповедниками или миссионерами. Так как у нас в России много еще неверующих во Христа, то у нас и действуют кочующие, странствующие веропроповедники по Сибири, Кавказу и по Приволжью. Жатвы у нас для них много; но делателей, проповедников среди неверующего люда в России мало; мало также и средств для поддержки как проповедников, так и новообращенных. С целью привлечь средства, пожертвования на это истинно богоугодное дело и образовать миссионеров в России и устроено Православное Миссионерское общество, имеющее во главе своей великого веропроповедника, Высокопреосвященного Митрополита Московского Иннокентия, почти всю общественную, совершеннолетнюю жизнь свою проведшего в проповедовании Христа среди язычников и магометан Сибири, Северной Америки, на Алеутских и др. островах. В состав этого общества принимается всякий православный; пожертвования принимаются всякого рода - и деньгами, и вещами. Отделения этого общества находятся во многих губернских городах, а кружки для денежного сбора - в каждой приходской церкви России. Православные! Не забывая своей приходской церкви своим усердием, уделяйте хоть малую лепту и на просвещение язычников. Молитесь, да приидет Царствие Христово в сердца их; и да живут они одной верой с нами, да будет един Господь, едина вера, едино крещение и един Бог и Отец всех над всеми русскими подданными, как блуждающими и кочующими, так и оседлыми.

Евангелисты, благовестники бывают или только проповедующие устно, или пишущие, оставляющие письменно для потомства истинное учение о Боге. Поэтому евангелистами называются и написавшие Евангелие.

Все вышеизображенные служения апостолов, пророков и евангелистов были и суть служения чрезвычайные, поручаемые по особенным обстоятельствам. А жизнь вообще течет ровно, чрезвычайное редко; поэтому в обществе христианском для наблюдения над жизнью его, для управления его нужны лица, освященные на постоянное служение. И таких Христос поставил пастырями и учителями. Это архиереи и священники. Они должны пасти уже устроенное общество христианское и учить его на основании учения апостольского и пророческого, возводя его ко Христу и приводя пасомых к чистой вере во Христа.

Православные! Из слов апостола видно, что власть церковная учреждена Иисусом Христом, а не измышлена самими людьми. Она идет от Христа чрез апостолов. Апостолы рукоположили своих спутников и учеников в архиереи, а сии избрали себе помощниками других - и эти стали называться священниками. Для служения же при таинствах потребны были еще лица освященные; так образовался третий чин - диаконов.

Таким образом, запомните: 1) что священство есть учреждение Божественное; 2) что то только священноначалие истинно Христово, которое идет без перерыва от апостолов. И у нас в Православной Церкви можно возвести церковную власть до времен апостольских. Поэтому жалки те христианские скопища, в которых пастырями являются самозванцы, без всякого видимого преемства от апостолов; или когда все могут быть каждую минуту священниками, пастырями, как например, у наших раскольников беспоповцев, где исправляют должность священника не только мужчины, но и женщины; или как бывает в протестантских общинах. Они блуждают, как овцы, не имущие пастыря; 3) если священство есть учреждение Божественное, то благодать священства не омрачается и не возбраняется недостоинствами, слабостями священнослужащих; она и чрез них преподается верующему и освящает его душу подобно тому, как солнце, проходя своими лучами чрез смрадные пути, делает свое дело, согревает низшие слои и содействует жизненности и растительности; 4) если священство есть учреждение Божественное, то значит, пастырей Церкви не следует чуждаться, избегать или удаляться в сторону, чтобы только не встретиться с ними при первом выходе. Есть несчастный предрассудок, что встреча со священником или монахом бывает причиной несчастья или неудачи. Но в этом случае всегда нужно помнить слова Христовы: по вере вашей да будет вам (Мф. IX, 29). Если ты маловерен и живешь еще прадедовскими предрассудками, то за такое маловерие столько и получишь милости от Бога при встрече или без встречи со священником. А известны примеры, что двое, шедши на одно дело, при встрече со священником, и еще своим духовником, различно приняли эту встречу: один с благоговением принял благословение, а другой - с предрассудком; первый имел дивный успех, а другой понес большие убытки. Ах, православные! Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны им; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали сие трудное служение с радостью, а не воздыхая... (Евр. XIII, 17).

Пастыри и учители, и все другие чрезвычайные звания: апостолов, пророков и благовестников - назначены Христом для чего?

Ст. 12. К совершению святых,

Наши рекомендации