Проблема авторства в патрологической науке.
ВОПРОСЫ
1. Патрология как наука.
2. Эпохи церковной письменности.
3. Жанры и свойства патристики.
4. Эпоха «мужей апостольских»; особенности христианской письменности в эпоху «мужей апостольских».
5. Св. Климент Римский (≈30 – ≈97 (≈101) гг.).
6. Сщмч. Игнатий Антиохийский (35 – 107 гг.)
7. –
8. «Пастырь» Ерма (2в.).
9. Возникновение христианской апологетики, её задачи, богословская проблематика, специфика; основные представители.
10. Сщмч. Иустин Философ (ок. 100 – 165 гг.)
11. Тертуллиан (≈155 – ≈220 гг.)
12. Св. МелитонСардийский (н. 2в. — ок. 190 г.)
13. Сщмч. Ириней Лионский (ок. 130 – ок. 202 гг.)
14. Сщмч. Киприан Карфагенский (ок. 200 – 258 гг.)
15. Св. Афанасий Великий (ок. 295 – 373 гг.)
16. Св. Василий Великий (ок. 330 – 379 гг.)
17. Св. Григорий Богослов (ок. 329 – 389 гг.)
18. Св. Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394 гг.)
19. Блаженный Иероним Стридонский (342 – ок. 420 гг.)
20. Св. Кирилл Александрийский (376 – 444 гг.)
21. Св. Лев Великий (390 – 461 гг.)
Источники:
1. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие (учебное пособие по патрологии) [Электронный ресурс] / Православная энциклопедия «Азбука веры» – электрон. текст. дан. – . – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/ Patrologija/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/14
2. Сидоров А.И. Курс Патрологии [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический портал Саратовской епархии РПЦ. Православие и современность. Электронная библиотека – электрон. текст. дан. – . – Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/17s/sidorov/ sidorov1/contents.html#
3. И другие…
Патрология как наука.
1. Термины: Патрология, Патристика, Церковная письменность,
История христианской литературы.
Патрология – наука, изучающая наследие св. отцов и церковных писателей, изучающая биографии, сочинения, учение.
Патристика – совокупность письменного наследия церковных писателей. Патристика –систематическое изложение заимствованных из отеческих творений доказательств, которые служат для исторического обоснования христианских истин». (Н.И. Сагарда).
Древнецерковная письменность (или более широкое выражение – «церковная литература») – наука, занимающаяся изучением творений не только одних отцов Церкви, но всех церковных писателей.
История христианской литературы – наука, изучающая наряду с сочинениями церковных писателей, и произведения еретиков, не проводя между ними никакого различия.
1) Один и тот же христианский писатель в различные периоды своей жизни то был членом Церкви, то впадал в ересь (классический пример тому - Тертуллиан).
2) Некоторые взгляды одного и того же христианского писателя весьма точно отражали точку зрения соборного веросознания Церкви, а другие - не вполне согласовывались с ней.
3) Ереси и еретические сочинения часто служили как бы "фоном" их деятельности и миросозерцания - без учета же подобного "фона" немыслимо и адекватное понимание жизни и учения отцов и учителей Церкви.
2. Место Патрологии в ряду родственных дисциплин.
Патрология связана с другими богословскими науками:
- с Догматическим богословием. Предметы наук Патрологии и Догматического Богословия пересекаются, но методы изучения разные. Догматика изучает церковное учение вне связи с церковными личностями, историческим контекстом. Патрология, напротив изучает церковное учение в историческом контексте, в тесной связи с личностями - очень тесная связь с аскетикой В аскетике мы изучаем наследие только аскетов - преимущественно монахов.- с агиологией. Предмет агиологии – житийная литература, тоже церковная письменность, - с комплексом дисциплин, изучающих Новый Завет.отдельно изучаются апостолы и отдельно Отцы Церкви Iв. (протестанты же изучают все вместе).
Проблема авторства в патрологической науке.
Многие произведения церковной письменности безымянны.
Есть другая проблема - псевдоавторства..
В христианской письменности также применялись псевдоэпиграфы:
1) Неизвестный автор мог таким образом предать авторитетный статус своему произведению.
2) Сознательное вычеркивание имени автора. Например сознательное вычеркивание имени еретика.
3) Техническая причина - та или иная ошибка, разорваны и перепутаны листы, ошибка переписчика и т д.
Термины «Отцы» и «Учители» Церкви.
Отцы Церкви и учители Церкви - разные понятия. Статус учителей несколько понижен. В православии нет четкого критерия для различия отцов и учителей.
Эпохи церковной письменности.
II. Творения отцов и учителей Церкви эпохи Вселенских Соборов. (н. 4в. - н. 9в.)
Жанры патристики
Экзегетические трактаты | ||
Соборные оросы | Коллективный документ, отредактированный редактором | |
Оглашения или катехизисы | Этот жанр востребован во все времена. Особо стали востребованы в IV в. | |
Диалоги | Весьма близкий жанр к катехизису. | |
Гомилии (проповеди) | Этот жанр бессмертен | |
Поэтические жанры | Это и поэмы, и стихотворения. Сюда же относится жанр «Плач» – основоположник Григорий Богослов. | |
Жития | Жития необходимы, чтобы показать дела, жизнь. | |
Апофтегмы | Изречения (Набор кратких афоризмов или житий). Апофтегмы собирались, и из них составлялись Патерики. Древний Патерик - образец патериков. | |
Монашеские уставы | Иногда уставы составлялись в форме запретов |
Свойства патристики
1). Опытный характер патристики или экзистенционализм - (экзистенция - опыт). Самый высший критерий – это опыт, за что и укоряют христианскую мистику, за то, что невозможно это доказать.
2). Интеллектуализм - особенно возобладал в богословии с 4в. важность богословской философии ввиду ответственности, ведь христиане идут ко многим, в т.ч. и знающим античную философию.
3). Традиционализм - всякая аргументация неизбежно начинается со ссылок на традицию.
4). Связь патристики со Свящ. Писанием. Люди постоянно читали Псалтирь.
Проблемы жития св. Климента
Климент I – апостол от семидесяти, 4-ый епископ Римский (4-й Папа Римский) (согласно официальной хронике Католической церкви, ≈ 88 – ≈97 гг.), один из мужей апостольских. Широко почитался в Древней Руси. Почитаем в православии, как один из первых христианских проповедников в русских землях. По преданию, около 98 года был сослан из Рима в Инкерманские каменоломни (район современного Севастополя), где проповедовал и встретил мученическую смерть. Память в Православной церкви — 25 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 23 ноября. Климент Римский был рукоположёнсвятым Петром. Ириней Лионский упоминает Климента как современника апостолов. Согласно Евсевию, Климент был предстоятелем римской церкви с 92 по 101 годы.
Действительные произведения Климента
- два послания к Коринфянам.
Подложные сочинения:
- Апостольские постановления (составлен, возможно, ок. 380г., в Сирии)
- «Восьмикнижие Климента» (хорошо было известно в 6в.)
- «Климентины» или «Псевдо-Климентины» (4в.)
Пастырь» Ерма.
(2 век)
Письменное наследие
Сохранившиеся труды:
1) Первая апология (императору Антонию Пию),
2) вторая апология (римскому сенату),
3) Диалог с Трифоном иудеем.
Утерянные сочинения: 1) Синтагма против ересей; 2) Против Маркиона; 3) К эллинам;
4) Обличение; 5) Лирник; 6) О Божественном единодержавии.
Спорные сочинения: 1) Увещательное слово к эллинам; 2) Речь к эллинам; 3) О единовластительстве (О монархии); 4) О воскресении; 5) Послание к Диогнету.
3. Проблемы логологии (учение о слове в книгах Нового Завета)св. Иустина
1) Иустин Философ по сути один из первых четко говорит о Святой Троице. "Мы чтим Творца вселенной Сущего Бога. И знаем Сына и имеем Его на втором месте. И Духа пророческого имеем на третьем месте. И у нас есть основания почитать их."
2) Есть неудачные цитаты: "Будучи началом всех творений, Бог родил из Себя Логоса как некую разумную силу."(причинно-следственная связь)
3) Иустин: "Сын сосуществует и рождается, когда в начале Бог все создал и украсил через Него." Мысль о том, что Бог творит мир посредством своего Слова, а следовательно, что второе Лицо св. Троицы зависит от воли Божией, может быть легко истолкована как субординатизм
4) В лице Иустина Философа христианская мысль воспринимает стоическое учение о семенных логосах. Все эти логосы собраны в Логосе. Сын Божий - Логос - является хранителем семенных логосов. Иустин пишет, что все люди причастны семенным логосам, но в особой степени христиане, т.к они видели Логос и прибывают в Логосе, причастны Сына в Евхаристии.
5) ИустинФилософ любимый святой отец экуменистов. Иустин пишет, что первые христианские святые были – Сократ и другие. Философию сопоставляет с Ветхим Заветом.
Иустин как экзегет
среди христианских богословов он был одним из первых представителей греко-римского общества, да еще и интеллектуалом, обратившимся в христианство.
В «Разговоре с Трифоном» – Иустин описывает христианское понимание Ветхого Завета. (Моисеев закон был дан евреям лишь на время. Истинный и вечный смысл Ветхого Завета открыт в христианстве. Народы, уверовавшие в Христа и последовавшие за Ним, составляют Новый Израиль, воистину избранный народ Божий).
Крещение у св. Иустина понимается как рождение заново, предполагающее преданность принятой вере и обещание жить согласно христианским принципам.
Учение о Троице и о Христе
Огромная заслуга Тертуллиана состоит в том, что он впервые в истории христианской мысли употребил выражения, которые впоследствии прочно вошли в православное троичное богословие. Так, он говорил, что Сын обладает той же сущностью, что и Отец; и что Дух Святой исходит от Отца через Сына; он впервые употребил слово «Троица» по-латыни; и, наконец, он учил, что Отец, Сын и Дух Святой обладают одной божественной природой.
Его понимание св. Троицы, тем не менее, отчасти страдает субординационизмом.
Сын, т.е. божественный Логос (Слово), второе лицо Троицы, в его понимании как бы расщепляется на два понятия: «Смысл» и «Слово». Сначала Логос не имел самостоятельного личного бытия и существовал в Боге лишь как Его «Смысл»; лишь при сотворении мира этот «Смысл» стал «Словом».
«Дух Святой происходит от Отца чрез Сына». О Нем ясно говорится как о Третьем Лице. Но как Сын до создания мира существовал в Боге, как Его неотделимое свойство, так Дух, изойдя от Отца, вместе с Сыном и в Сыне в момент создания света, оставался неотделимым свойством Последнего до момента ниспослания в Пятидесятницу на апостолов, и лишь с этого момента Он становится отдельной, самостоятельной Ипостасью. В целом, учитывая уровень троичного богословия того времени, у Тертуллиана мы находим вполне здравое понимание св. Троицы.
То же самое можно сказать и о его христологии (учении о Христе).
Иногда его описание Христа почти что совпадает с халкидонским вероопределением: «...в Иисусе Христе соединились Бог и человек, ... Бог жил среди людей как человек, чтобы человек научился жить божественной жизнью» и т.п.
Иногда Тертуллиан говорит, что «Бог был распят на Кресте», но тут же оговаривается, что следует избегать учения, будто бы «Отец страдал вместе с Сыном». Все это изложено не вполне ясно, но, учитывая бедность богословского словаря во втором веке, следует признать, что богословие Тертуллиана было удивительно православным.
3. Учение о человеке.
Человек — самое лучшее и совершеннейшее творение Божие. Только в одном человеке из всех Своих видимых творений Бог находит Свой образ и подобие. Тертуллиан ставит человека даже выше ангелов и по происхождению, и по положению в мире. Ангелы, по его мысли, сотворены, как и все прочее, силой и всемогуществом творчества Божия, а человек произошел непоcредственно из Божественного дыхания.
Существо человека состоит из двух частей — из души и тела. Обе эти части, по учению Тертуллиана, так тесно связаны между собой, что ни одна из них в отдельности не может составить целого человека. В учении о человеке Тертуллиан, главным образом, обращает внимание на душу, эту высшую и главную сторону человеческого существа, посвящая этому целый специальный трактат «О душе». Человек обладает свободой, чем и объясняется возможность его падения. Но не вся природа подверглась извращению после падения, потому возможно возрождение после искупления.
Этические воззрения
Покаяние. Домонтанистический взгляд Тертуллиана на Покаяние: «Грехи омываются, прежде всего, Крещением. Совершившие грех после него могут войти в Церковь чрез Покаяние».Вмонтанистическом сочинении «О стыдливости» Тертуллиан разделяет грехи на две категории. (Легкие прегрешения повседневной жизни очищаются покаянием.Грехи, совершенные против Бога, — идолослужение, убийство — не могут быть прощены на земле).
Брак. В сочинении «К жене», написанном Тертуллианом в домонтанистический период, дозволительность второго брака в случае смерти одного из супругов признается, хотя и рекомендуется вдовство. В монтанистическом сочинении «О целомудрии» Тертуллиан отрицает второй брак.
Военная служба. Тертуллиан считал, что не только служба в армии, но и многие другие профессии (которые предполагали участие в языческих обрядах) неприемлемы для христианина.В то же время он настаивал, что христиан следует допустить к общественному служению. В своей «Апологии» Тертуллиан доказывал моральные преимущества христиан перед язычниками. Он утверждал, что, вопреки всем обвинениям, христиане по определению чужды каким бы то ни было группировкам и сектам и что обвинения в предательстве несправедливы по той простой причине, что христиане лояльны по отношению ко всему миру.
Труды Мелитона
1) «Слово о вере» (или «Книжечка к Антонину»); 2) Гомилия «О Пасхе». (Милетон в данном сочинении защищает малоазийскую традицию празднования Пасхи в 14 день нисана (как у иудеев)); 3) «О душе и теле»; 4) «Эклоги». (Здесь Мелитон приводит список книг Ветхого Завета); 5) «О крещении»; 6) «О Боге воплотившемся». (Сохранившийся фрагмент даёт представление о христологических воззрениях Мелитона.Он пишет об «истинности и реальности души и тела Христа, [обладающего] нашей человеческой природой» и утверждает, что Христос остаётся «истинным и предвечным Богом через несовершенство, присущее плоти».); 7) «О диаволе и Откровении Иоанна».
2. Сын Божий в писаниях Мелитона.Основное его произведение: "Слово о Пасхе". Учение Мелитонахристоцентрично. Мелитон выпадает из своего времени - учит о Христе, как о Спасителе. Мелитон: "Христос есть все - Отец как рождает, Сын как рождается". На Мелитона будут ссылаться модалисты. Мелитон имеет в виду совсем другое. Он называет Христа отцом, потому что он рождает - кого? Это нужно понимать в контексте сотериологии, т.е Христос – Бог Отец будущего века.3. Св. Мелитон и раннехристианская политология.
Мелитон является основоположником христианской политологии - учении о человеческом обществе. Христианская политология - одна из тем экклессиологии - взаимоотношения Церкви и государства. Мелитон один из первых говорит об обоюдной пользе друг для друга Церкви и государства.
Письменное наследие
1) «Слово против язычников» (доказывается ложь и ничтожество язычества). 2) «Слово о воплощении Слова и о пришествии Его к нам во плоти» (≈317г.) (Это сочинение содержит все основные положения богословского учения Афанасия. В заключение св. Афанасий отсылает за подробностями к Писанию, изглаголанному Богом чрез мужей богомудрых и святых, но прибавляет, что «без чистого ума и без подражания жизни святых никто не может уразумевать словеса святых»). 3) Три «Слова против ариан». 4) Четыре письма «К Серапиону, епископу тмуйсскому, о Духе Святом». 5) «Защитительное слово», в котором св. Афанасий оправдывает свое бегство во время гонений. 6) «Защитительное слово (апология) перед императором Констанцием». 7) «История ариан», написанная для монахов и повествующая о том, что сделано было арианами при Констанции. 8) «Житие преподобного отца нашего Антония», основателя египетского монашества. 9) «Праздничные послания» (Так назывались окружные послания, рассылаемые александрийскими епископами, в которых ежегодно сообщалась дата празднования Пасхи. В праздничных посланиях св. Афанасия приводятся описания церковных обычаев).
«Житие св. Антония» – первое в истории христианской письменности житие, послужившее образцом для всей средневековой агиографической литературы. Для нас особенно интересны детали, раскрывающие идеологию и взгляды раннего монашеского движения. Описание того, как Антоний решил стать монахом, стало традиционным для жанра житий святых.
Учение о Троице
Основная заслуга св. Афанасия состоит в его борьбе с арианством. В то время как в восточной Церкви не осталось ни одного православного епископа, он – один против всех — мужественно отстаивал православную никейскую веру, провозгласившуюединосущие Отца и Сына.
Афанасий не вдавался в богословские тонкости. Сражаясь с арианством за единосущие, он отстаивал самый смысл, самое существо христианства. Воплощение, смерть и Воскресение Христа принесли миру спасение. Отрицая единосущие Христа Отцу, арианство угрожало разрушить самую сущность и основание христианской веры: человечество нуждается в спасении, но спасение возможно только от Бога, поэтому Христос – и человек, и Бог, а иначе мы не спасены.
О Духе Святом Афанасий говорит в своих письмах к Серапиону. Его рассуждения следуют той же логике, что и его учение о Христе. Есть один Бог – единосущная Троица: Отец, Сын и Дух. Как и Сын, Дух Святой – тоже Бог, а иначе мы не спасены:
ЧерезДуха Святого происходит общение человека с Богом и обожение. В то же время Дух принадлежит Сыну, являясь Его «собственным» (идиос) Духом.
Учение о Спасении
Афанасий, как и все отцы Церкви, считает, что смерть и тленность не были сотворены Богом, но пришли в мир вследствие грехопадения. Бог сотворил все «хорошим» (как говорит Библия, «благим»), но наделенным свободной волей и способным к восстанию против Него. Результатом восстания явилась смерть – мощная космическая реальность, захватившая власть и поистине воцарившаяся в «этом мире».
Спасение, согласно Афанасию, заключается не просто в прощении грехов рода человеческого, но в избавлении мира от смерти и тления.
Смерть – настолько могущественный враг, что победить ее можно только изнутри, только ее же оружием – смертью, и притом смертью самого воплощенного Бога. Ради этого и происходит Боговоплощение, которым превозмогается власть смерти, уничтожается тление.
По учению св.Афанасия: спасение – это обожение. Мы соединяемся с Сыном. Становимся его сотелесниками. Мы входим во Вторую Ипостась, приобретаем Его свойства. И какой в этом смысл, если Сам Сын не единосущен Отцу? Афанасий, отстаивая единосущие, отстаивает, что мы достигаем самого центра бытия. Только в случае единосущия Сына Отцу, мы можем говорить об обожении и о спасении. У Ария не было такого сотериологического чувства (он только видел моральную сторону религии – стать хорошим человеком).
Сотериологический аспект (вопрос: Что есть спасение?) является главным критерием для разбора всех ересей, потому все ереси ставят крест на спасении. Мы призваны стать обоженными.
Триадологиясв.Василия
Заслугой Василия Вел.является то, что отстаивая учение о единосущии Трех, он начал учить об отличительных свойствах трех. Они далибогословское наполнение понятию «ипостась». "Ипостась, есть такое понятие, которое видимыми отличительными свойствами изображает и очерчивает в каком-нибудь предмете общее и невидимое". Ипостась – есть общее + индивидуальное.
Когда Василий Вел. стал учить о 3-х ипостасях его стали называть тритеистом.
Василий Великий пишет о реальности трех, с которыми человек может встретиться в опыте. Но предметом опыта являетсяединосущие. Встречаясь с Отцом, Сыном и Духом человек видит тождество действования (энергий). "Тождество энергий во Отце и Сыне и Духе Святом явственно доказывает неразноственность естества".
Латинские отцы церкви
В IV веке богословие латинского Запада далеко отставало от философской глубины и интеллектуальной утонченности греческого Востока. Однако изучение латинских отцов этого периода, когда обе половины христианского мира еще сохраняли единство, важно хотя бы потому, что в их писаниях уже намечаются черты дальнейшего развития западного христианства.
1. Святитель ИларийПиктавийский (ок. 315 – 367 гг.)
2. Святитель Амвросий Медиоланский (ок. 340 – 397 гг.)
3. Блаженный Иероним Стридонский (ок. 342 – ок. 420 гг.)
ВОПРОСЫ
1. Патрология как наука.
2. Эпохи церковной письменности.
3. Жанры и свойства патристики.
4. Эпоха «мужей апостольских»; особенности христианской письменности в эпоху «мужей апостольских».
5. Св. Климент Римский (≈30 – ≈97 (≈101) гг.).
6. Сщмч. Игнатий Антиохийский (35 – 107 гг.)
7. –
8. «Пастырь» Ерма (2в.).
9. Возникновение христианской апологетики, её задачи, богословская проблематика, специфика; основные представители.
10. Сщмч. Иустин Философ (ок. 100 – 165 гг.)
11. Тертуллиан (≈155 – ≈220 гг.)
12. Св. МелитонСардийский (н. 2в. — ок. 190 г.)
13. Сщмч. Ириней Лионский (ок. 130 – ок. 202 гг.)
14. Сщмч. Киприан Карфагенский (ок. 200 – 258 гг.)
15. Св. Афанасий Великий (ок. 295 – 373 гг.)
16. Св. Василий Великий (ок. 330 – 379 гг.)
17. Св. Григорий Богослов (ок. 329 – 389 гг.)
18. Св. Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394 гг.)
19. Блаженный Иероним Стридонский (342 – ок. 420 гг.)
20. Св. Кирилл Александрийский (376 – 444 гг.)
21. Св. Лев Великий (390 – 461 гг.)
Источники:
1. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие (учебное пособие по патрологии) [Электронный ресурс] / Православная энциклопедия «Азбука веры» – электрон. текст. дан. – . – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/ Patrologija/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/14
2. Сидоров А.И. Курс Патрологии [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический портал Саратовской епархии РПЦ. Православие и современность. Электронная библиотека – электрон. текст. дан. – . – Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/17s/sidorov/ sidorov1/contents.html#
3. И другие…
Патрология как наука.
1. Термины: Патрология, Патристика, Церковная письменность,
История христианской литературы.
Патрология – наука, изучающая наследие св. отцов и церковных писателей, изучающая биографии, сочинения, учение.
Патристика – совокупность письменного наследия церковных писателей. Патристика –систематическое изложение заимствованных из отеческих творений доказательств, которые служат для исторического обоснования христианских истин». (Н.И. Сагарда).
Древнецерковная письменность (или более широкое выражение – «церковная литература») – наука, занимающаяся изучением творений не только одних отцов Церкви, но всех церковных писателей.
История христианской литературы – наука, изучающая наряду с сочинениями церковных писателей, и произведения еретиков, не проводя между ними никакого различия.
1) Один и тот же христианский писатель в различные периоды своей жизни то был членом Церкви, то впадал в ересь (классический пример тому - Тертуллиан).
2) Некоторые взгляды одного и того же христианского писателя весьма точно отражали точку зрения соборного веросознания Церкви, а другие - не вполне согласовывались с ней.
3) Ереси и еретические сочинения часто служили как бы "фоном" их деятельности и миросозерцания - без учета же подобного "фона" немыслимо и адекватное понимание жизни и учения отцов и учителей Церкви.
2. Место Патрологии в ряду родственных дисциплин.
Патрология связана с другими богословскими науками:
- с Догматическим богословием. Предметы наук Патрологии и Догматического Богословия пересекаются, но методы изучения разные. Догматика изучает церковное учение вне связи с церковными личностями, историческим контекстом. Патрология, напротив изучает церковное учение в историческом контексте, в тесной связи с личностями - очень тесная связь с аскетикой В аскетике мы изучаем наследие только аскетов - преимущественно монахов.- с агиологией. Предмет агиологии – житийная литература, тоже церковная письменность, - с комплексом дисциплин, изучающих Новый Завет.отдельно изучаются апостолы и отдельно Отцы Церкви Iв. (протестанты же изучают все вместе).
Проблема авторства в патрологической науке.
Многие произведения церковной письменности безымянны.
Есть другая проблема - псевдоавторства..
В христианской письменности также применялись псевдоэпиграфы:
1) Неизвестный автор мог таким образом предать авторитетный статус своему произведению.
2) Сознательное вычеркивание имени автора. Например сознательное вычеркивание имени еретика.
3) Техническая причина - та или иная ошибка, разорваны и перепутаны листы, ошибка переписчика и т д.
Термины «Отцы» и «Учители» Церкви.
Отцы Церкви и учители Церкви - разные понятия. Статус учителей несколько понижен. В православии нет четкого критерия для различия отцов и учителей.