Для описания обретения силы Святого Духа

Которое происходит после обращения?

В предыдущих разделах мы рассмотрели вопрос о том, что новозаветные авторы не стали бы употреблять выражение «крещение Святым Духом» для описания воздействия Святого Духа после обращения, и о том, что «вторичный опыт», описанный в Деяниях Апостолов, не может служить примером для подражания в нашей христианской жизни. Однако хочется все-таки понять, что же собственно произошло с миллионами людей, которые утверждают, что они были «крещены Святым Духом» и что это принесло в их жизнь большие благословения? Действительно ли это было истинное воздействие Святого Духа? Может быть, просто библейские примеры, призванные проиллюстрировать этот опыт, были избраны неудачно? Может быть, существуют другие библейские выражения и библейские учения, указывающие на такой опыт воздействия Святого Духа после обращения и помогающие верно осмыслить подобный опыт? Я полагаю, что существуют, но прежде чем мы рассмотрим их, следует пояснить важность верного понимания этого явления.

1. Церкви вредит учение о христианах двух типов. В различные периоды истории церкви христиане пытались разделить верующих на две категории. Именно к этому и может привести пятидесятническое учение о крешении Святым Духом.Это можно изобразить так, как это сделано на рис. 38.2: мир разделен на христиан и нехристиан, а христиане в свою очередь разделены на две категории — обычных верующих и верующих, крещенных Святым Духом.

Христиане, крещенные Духом

Христиане Обычные христиане

Нехристиане

Рис. 38.2

Однако такое деление христиан на две категории не является уникальным, и присуще оно не только последователям пятидесятнического учения в XX в. Такой подход берет свое начало в учениях более ранних религиозных групп, которые утверждали, что христианин может быть обычным верующим или «освященным верующим». В учениях других групп христиане делились по другим принципам, например: на обычных верующих и «исполненных Духа», на обычных верующих и «учеников», на «плотских и «духовных» христиан. Римско-католическая церковь разделила церковь даже не на две, а на три категории: обычных верующих, священников и святых (см. рис. 38.3)30.

Духовные христиане

«Освященные» христиане

«Ученики»

Святые

Христиане, исполненные Духа

Священники

Христиане

Обычные христиане

Плотские христиане

Обычные христиане

Обычные христиане

Обычные даешме

Нехристиане

Рис. 38.3

Ø 30 В эту схему я не включил деление по принципу, который существует в реформатских кругах, но не в официальном учении, а на практике и в отношениях: разделение на обычных христиан и «истинных реформатов».

Хотя те, кто придерживается пятидесятнического учения о крещении Святым Духом, чаще всего отрицают, что они пытаются разделить христиан на две категории, такое разделение становится очевидным каждый раз, когда они спрашивают человека, был ли он крещен Святым Духом. Подобный вопрос явно свидетельствует о том, что в их представлении существует две группы христиан — те, кто имел опыт «крещения Святым Духом», и те, кто не имел подобного опыта.

В чем опасность такого подхода? Проблема в том, что это способствует возникновению в церквах психологии «свои — чужие», а это, в свою очередь, ведет к ревности, гордости и разделениям.Неважно, насколько уважительно те, кто получил эту особую силу Святого Духа, стараются относиться к тем, кто подобного опыта не имел. Если это был ценный опыт в их собственной христианской жизни, то они просто не могут не желать, чтобы и другие братья и сестры во Христе, которых они истинно любят, обрели этот опыт. Даже если они и не горды в своем сердце (и мне кажется, что большинство из них как раз не горды), убеждение, что существует вторая категория христиан, неизбежно приведет к гордости или ощущению духовного превосходства. Возникнет также и чувство зависти со стороны тех, кто не имел подобного опыта. Итак, поощряется убеденность в существовании двух групп внутри церкви, и христиане начинают верить обвинениям в стремлении к расколу, которые выдвигаются против харизматического движения. И в самом деле, расколы в церквах происходят.

Главное возражение заключается в том, что Новый Завет не учит нас такому двухуровневому, или разбитому на два класса, христианству. Нигде в посланиях мы не обнаруживаем, что Павел или Петр говорят церкви, в которой есть проблемы: «Вам всем нужно принять крещение Святым Духом». Мы не слышим такого, чтобы воскресший Господь Иисус говорил слабым и неспокойным церквам: «Просите Меня о крещении Святым Духом» (ср.: Отк. 2,3). Трудно при этом не сделать вывод о том, что такое двухуровневое, или разбитое на два класса, христианство, проповедуемое всеми этими группами в течение разных исторических периодов, не имеет убедительного обоснования в Новом Завете.

2. Существует много степеней обретения силы Святого Духа, общения с Богом и личной христианской зрелости. Сушествует ли лучший подход к осмыслению степеней зрелости, силы и общения с Богом, присущей разным христианам? Если мы хотим отказаться от разделения христиан на те или иные группы, то лучший подход возможен (см. рис. 38.4).

На рисунке показано, что мир разделен на христиан и нехристиан, но среди христиан нет категорий, на которые мы могли бы разделить верующих. Напротив, христиане равны на всех стадиях возрастания в христианской зрелости (освящение), приближения к Богу (один из аспектов усыновления) и, несмотря на различие в опыте, воздействия силы Святого Духа в их жизни и служении.

Христианская жизнь должна возрастать во всех этих сферах постоянно. Для многих людей этот рост будет постепенным и растянется в их жизни на многие годы. Это можно представить в виде стрелки (см. рис. 38.5)31.

Христиане

Христианский рост

Рис. 38.4

гиане

гстиане

Годы христианской жизни

Христианский рост

Рис. 38.5

Ø 31 Для большей точности следует признать, что мы можем возрастать в одних аспектах христианской жизни, не возрастая при этом в других, и одной схемы недостаточно, чтобы проиллюстрировать все аспекты. Например, христианин может возрастать в силе Святого Духа, но не возрастать в святости (как, напр., некоторые верующие в коринфской церкви); или возрастать в знании, но не возрастать в силе; или возрастать в знании, но не в святости жизни (так, как это трагически происходит в жизни некоторых — но совершенно точно не всех — студентов богословских семинарий и с некоторыми пасторами, состредоточивающимися на академических изысканиях). Или же человек может возрастать в общении с Богом, но не в познании Писания (нечто подобное случается с теми, кто акцентирует свое внимание на «пиетистских» моментах). Или же человек может возрастать в святости, но не возрастать в силе и в использовании духовных даров. Возможны самые разные сочетания подобного рода, но нам потребовалось бы много схем, чтобы показать наглядно их все. В целях доступности на этой схеме я просто показал «христианский рост» в целом.

1) Как нам следует понимать современный опыт? Что же тогда произошло с теми людьми, которые утверждают, что они имели опыт «крещения Святым Духом» и что это принесло великое благословение в их жизни? Сначала нам следует осмыслить то, что говорится о необходимости подготовки к крещению Святым Духом. Очень часто людей учат, что следует исповедаться во всех известных им грехах и в том грехе, который еще остается в их жизни, верить в Христа ради прощения этих грехов, предоставить все сферы своей жизни служению Господу, полностью вверить себя Ему и верить в то, что Христос даст им новую силу и наделит их новыми дарами для служения. После такой подготовки людям предлагают попросить Иисуса в молитве крестить их Святым Духом. Но что собственно это за подготовка?Ведь это рецепт роста христианской жизни с гарантированным результатом!Исповедь, покаяние, предоставление своей жизни Господу, усиление веры и ожидания, если они подлинны, могут принести исключительно благие результаты в жизни человека. Если христианин искренен в процессе подготовки к крещению Святым Духом, то результатом станет возрастание в освящении и общении с Богом. Кроме того, мы можем ожидать, что в это же время Святой Дух дарует дополнительную силу, которой ищут искренние христиане, даже если в этих исканиях становится понятно, что их богословская подготовка и терминология, которую они используют, несовершенны. Если такое происходит, то они вполне могут ощутить увеличение силы к служению, а также возрастание в духовных дарах. Мы могли бы сказать, что человек переместился из пункта А в пункт Б и совершил очень большой шаг в своей христианской жизни, как это показано на рис. 38.6.

Рис. 38.6

Безусловно, молитва, изучение Библии и поклонение кажутся более важными. Конечно, это принесет большие плоды в проповеди и в других видах служения. Однако важно понимать, что человек, переместившийся из пункта А в пункт Б, как это показано на рисунке, теперь принадлежит к особой категории христиан, такой, как, например, «те, кто был крещен Святым Духом», и потому этот человек теперь отличается от тех, кто не имел подобного опыта. В той же самой церкви может быть другой христианин, не совершивший подобного резкого шага в возрастании, но тем не менее постепенно и стабильно возраставший в течение последних сорока лет своей христианской жизни и пришедший к пункту В на приведенной выше схеме. Хотя такой человек никогда не имел того единовременного опыта, который пятидесятники называют «крещением Святым Духом», тем не менее он находится гораздо дальше на пути христианского роста, чем те молодые христиане, которые недавно были «крещены Святым Духом» (по пятидесятнической терминологии) и переместились из пункта А в пункт Б. Хотя те христиане, которые переместились из пункта А в пункт Б, не продвинулись дальше в христианской жизни, чем тот человек, который находится в пункте В, человек, находящийся в пункте Б, безусловно, продвинулся дальше того состояния, в котором он находился прежде, и это, вне всякого сомнения, положительный результат в его жизни. Понимая христианскую жизнь таким образом, мы не разделяем христиан на две категории.

Следует сделать еще одно замечание: во многих случаях харизматическое движение принесло учение о крещении Святым Духом в более либеральные церкви, в которых в течение многих лет не было проповеди Евангелия спасения одной только верой в Христа и где людей не учили тому, что Библии следует полностью доверять, как данному нам Слову Божьему. В подобных случаях многие люди в таких церквах никогда не имели спасительной веры — они находились в пункте Г на представленной выше схеме, фактически они не были христианами и не родились заново32. И вот, когда в церковь приходит представитель харизматического возрождения и говорит этим людям, что они могут испытать новый подъем в своей христианской жизни и что подготовка к этому заключается в покаянии во всех известных им грехах; в обращении к Христу с просьбой простить эти грехи, чтобы верить в Него ради прощения этих грехов; и в том, чтобы полностью предать свою жизнь Христу, как Господу, они охотно следуют этим указаниям. Затем они молятся и просят Иисуса крестить их Святым Духом. Фактическим результатом этого является их перемещение из пункта Г на схеме в пункт А или даже в пункт Б, поскольку они очень искренне стремятся стать ближе к Богу.

Ø 32 Тем не менее во многих случаях, как в протестантских, так и в Римско-католи-ческой церкви, людям говорят, что они обрели Христа и стали христианами при крещении, когда были еще младенцами.

И хотя они думают, что в этот момент они были крещены Святым Духом и что это был вторичный опыт в их христианской жизни, на самом деле эти люди впервые стали христианами. (Они были «крещены Святым Духом» в истинно новозаветном смысле!)На следующий день они настолько возбуждены, что не могут молчать практически ни минуты. Внезапно чтение Библии наполнилось особым смыслом. Внезапно они щутили присутствие Бога в своей жизни. Внезапно богослужение стало источником глубокой радости, и часто они обретают новые духовные дары, которыми прежде не обладали. Нет ничего удивительного в том, что харизматическое движение принесло такое оживление (и часто много противоречий) во многие римско-католические приходы и во многие протестантские деноминации либерального толка. Мы можем расходиться во взглядах на это учение, но никто не станет отрицать положительных результатов, к которым оно привело в этих церквах.

2) Какие термины следует употреблять в наши дни? Теперь мы можем осознать, почему термины, которые мы употребляем для описания этого опыта, и категории, которые мы подразумеваем под этими терминами, столь важны. Если мы используем традиционную пятидесятническую терминологию «крещения Святым Духом», то мы практически неизбежно придем к пониманию христианства с двумя категориями христиан, поскольку при употреблении этого термина данный опыт рассматривается как опыт, который христиане могут и должны обретать одномоментно, и что повторяться он не должен. Этот опыт рассматривается как однократное обретение силы для служения, которое отличается от того опыта, который люди обретают, когда становятся христианами, и очевидно, что одни христиане обрели этот опыт, а другие — нет. В особенности если этот опыт описывается в терминах того, что произошло с учениками в день Пятидесятницы (Деян. 2; а это явно был однократный опыт), с самарянами (Деян. 8) и с эфесскими учениками (Деян. 19), то становится очевидным, что это было однократное событие, в результате которого люди обрели силу для служения, но также и перешли в другую категорию или группу, т. е. стали не такими, какими были до этого опыта. Употребление термина «крещение Святым Духом» неизбежно ведет к тому, что в христианстве подразумеваются две группы христиан.

Но если мы верно понимаем тот опыт, который обрели миллионы людей в рамках харизматического движения и который стал значительным шагом в их росте в христианской жизни, то следует использовать какой-нибудь другой термин для описания этого явления.Есть много выражений, которые мы могли бы использовать, таких выражений, которые по своему значению передают идею повторяемости, различные степени интенсивности и дальнейшее развитие уже за рамками этого опыта. Их можно использовать, если они не подразумевают, что все христиане должны иметь одинаковый опыт33. Одно из подобных выражений мы уже употребили: «значительный прогресс в росте во многих аспектах христианской жизни». Очень важно подчеркнуть, что речь идет не об уникальном событии в жизни человека, этот опыт не переводит христианина в какую-то новую категорию. А поскольку речь идет о значительном прогрессе в росте, то совершенно очевидно, что другие люди могут испытать такой рост в течение более длительного периода и прогресс не будет столь заметен, но тем не менее эти люди достигнут в христианской жизни столь же значительных успехов34.

Другим полезным термином может быть «обретение новой силы для служения». Несомненно, многие люди, имеющие подобный харизматический опыт, действительно обретают в своей христианской жизни новую силу для служения, в том числе духовные дары, которыми они прежде не обладали. Однако проблема такого определения в том, что оно ничего не говорит о глубине взаимоотношений с Богом, о большей эффективности молитвы и изучения Библии и о новой радости, которую человек находит в богослужении, а все это является результатом подобного опыта.

3) Что значит «быть исполненным Духа»? Однако еще более общим для Нового Завета является выражение «исполниться Святого Духа». Поскольку это выражение часто употребляется в контексте описания христианского роста и служения, мне кажется, что это самое лучшее выражение для описания «вторичного опыта» в наши дни (или опыта, который имеет место в третий или в четвертый раз). Павел говорит эфесянам: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). Он употребляет здесь глагол в повелительном наклонении настоящего времени, который лучше было бы перевести: «Будьте постоянно исполнены Святого Духа», т. е. речь идет о явлении, которое постоянно должно происходить с христианами. Такая полнота Святого Духа — результат обновленного поклонения и благодарения (Еф. 5:19,20) и обновленных взаимоотношений с другими людьми, в особенности с теми, кому мы подчиняемся, и с теми, кто подчиняется нам (Еф. 5:21 — 6:9). Кроме того, поскольку Святой Дух — это Дух, Который освящает нас, такое исполнение часто связано с возрастанием освящения. А поскольку Святой Дух дает нам силы для христианского служения и посылает нам духовные дары, такое исполнение часто связано с обретением силы для служения и возрастанием силы для служения, а также возрастанием эффективности и, возможно, разнообразия в использовании духовных даров.

Ø 33 Такие же критерии можно использовать для замены некоторых других терминов, связанных с «христианством двух категорий», приведенных выше. Можно также просто пояснять употребляемые термины, чтобы избежать недоразумений.

Ø 34 Павел говорит: «Но истинною любовью все возрашали в Того, Который есть глава Христос» (Еф. 4:15). (По-гречески: kv ау(жг\ aU;i)O(0HЈv eiq ainbv тде лба/та, 6g boxiv fj KapaXfj, Xpioxbq. Автор опирается на более точный английский перевод: «...are to grow up in every way into him who is the head, into Christ» — «Нам следует возрастать во всем [всеми способами] в Того, Кто есть глава, — в Христа». — Примеч. пер.)

В Деяниях Апостолов мы видим многочисленные примеры исполнения Святым Духом. В Деян.2:4 ученики и те, кто был с ними, «исполнились все Духа Святого». Позже, когда Петр стоял перед синедрионом, мы читаем о нем: «Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им...» (Деян. 4:8). А еще немного позже, когда Петр и другие апостолы вернулись в церковь, чтобы рассказать о том, что произошло (Деян. 4:23), они объединились в молитве. Помолившись, они вновь исполнились Святого Духа, и Лука явно подчеркивает эту последовательность: «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили слово Божие с дерзновением» (Деян. 4:31, курсив мой. — У. Г.). Хотя Петр и исполнился Святого Духа в Пятидесятницу (Деян. 2:4) и позднее, перед тем, как говорил в синедрионе (Деян. 4:8), он вновь исполнился Святого Духа после того, как помолился с группой христиан.

Итак, исполнение Святым Духом следует понимать не как однократное событие, а как событие, которое повторяется в христианской жизни вновь и вновь.Это может быть связано с одномоментным обретением силы для особого служения (как это, судя по всему, произошло в Деян. 4:8; 7:55), но исполнение Святым Духом может быть также характерно и для длительного периода чьей-либо жизни (см.: Деян. 6:3; L1:24). В любом случае такой процесс может происходить неоднократно. Например, Стефан, один из первых дьяконов (помощников апостолов), был человеком, «исполненным Святого Духа и мудрости» (Деян. 6:3,5), но когда его побивали камнями, он явно вновь исполнился Духом Святым и получил великую силу (Деян. 7:55).

Кто-то может возразить, что человек, который уже «полон» Святого Духа, не может стать еще более полным — если стакан полон воды, в него уже невозможно добавить еще какое-то количество жидкости. Однако аналогия со стаканом слишком бедна, чтобы применять ее к нам, людям, ибо Бог может сделать так, что мы возрастем и станем способны вместить гораздо больше полноты и силы Святого Духа. Более совершенной аналогией был бы воздушный шар, который может быть «наполнен» воздухом, даже если воздуха в нем очень много. Если шар надуть еще немного, то шар увеличивается и в опре-деленном смысле становится «более полным». То же самое происходит и с нами: мы можем быть исполнены Святого Духа и тем не менее способны принять еще больше Духа. Лишь одному Иисусу Отец давал Святого Духа без всякой меры (Ин. 3:34).

Разделений, которые происходят от термина «крещение Святым Духом», можно легко избежать, используя любые альтернативные термины, упомянутые в этом разделе. Люди могут благодарить Бога за «новую полноту Святого Духа», или за «обретение новой силы для служения», или за «значительный прогресс в росте» в том или ином аспекте христианской жизни. Тогда не будет никакого разделения на «мы» и «они», поскольку придется признать, что все мы — части единого тела, которое не разделяется на категории35. Многие харизматы и даже традиционные пятидесятники в наши дни гораздо реже употребляют термин «крещение Святым Духом», предпочитая такие термины, как «исполнение Святым Духом»36.

Кроме того, многие люди, не имевшие однократного драматического опыта (такого, который пятидесятники назвали крещением Святым Духом), тем не менее стали ощущать новые чувства свободы и радости в поклонении (часто с использованием современных форм богослужения или песнопений в их церкви). И эффективно и с пользой для самих себя и для церкви они стали использовать большее количество духовных даров (таких, как исцеление, пророчество, чудеса, различение духов, а также власть над бесовскими силами — с молитвой и словом запрещения, адресованным непосредственно злым духам). Иногда использовался также дар говорения на языках и дар истолкования языков, однако в других случаях этого не было. Все это говорит о том, что различий между пятидесятниками и харизматами, с одной стороны, и более традиционными евангельскими христианами, с другой стороны, на мой взгляд, остается все меньше.

Кто-то может сказать, что именно такая молитва о крещении Святым Духом дает людям новые силы в служении и в использовании духовных даров. Поскольку этот опыт стал таким полезным в жизни миллионов людей, стоит ли нам так поспешно отказываться от него? Что же, если термин «крещение Святым Духом» будет заменен на что-либо более соответствующее учению Нового Завета, то возражений не будет тем, кто призывает людей подготовить свои сердца к духовному обновлению через искреннее покаяние и веру в то, что Святой Дух может действовать в их жизни с гораздо большей мощью37.

Ø 35 По моему личному убеждению, большинство разделений, имевших место во многих церквах под влиянием харизматического возрождения, произошли не из-за проблемы духовных даров, а из-за взаимного непонимания, обусловленного употреблением термина «крещение Святым Духом», которое подразумевает наличие двух групп христиан.

Ø 36 Джон Уимбер, который не любит, когда его причисляют к пятидесятникам или харизматам, мудро говорит: «Я открыл, что споры, касающиеся крещения Святым Духом, обычно восходят просто к вопросу бирок. На «божье лекарство» можно наклеить неверную этикетку, что, вероятно, и произошло в данном случае. Опыт Бога, который имеют пятидесятники, гораздо лучше, чем их объяснение этого опыта»(John Wimber with Kevin Springer, Power Evangelism, p. 145). В последние годы в личных разговорах с профессорами, связанными с харизматическим движением, я заметил нарастающую тенденцию говорить скорее об исполнении Святым Духом, чем о крещении Святым Духом, когда речь идет об опыте, который обретают члены харизматического движения.

Ø 37 Мой студент Джек Мэттерн (Jack Mattern), хотя сам и не является харизматом, сказал мне, что за десять лет работы в университетских городках он увидел в христианах огромное стремление узнать, каким образом они могли бы исполниться Святым Духом. Он справедливо замечает, что эффективное учение, касающееся этого вопроса, должно включать в себя указание на необходимость 1) полностью предать свою жизнь Богу (Рим. 12:1; Гал. 2:20); 2) полностью положиться на Бога в стремлении обрести силы жить христианской жизнью (Рим. 8:13; Гал. 2:20; 3:2,3); 3) повиноваться велениям Божьим в нашей жизни (1 Ин. 2:6). Эти элементы сходны с этапами подготовки, упомянутыми выше при обсуждении общего для харизматов учения. В любом случае к этим этапам может быть добавлена и молитва о том, чтобы Святой Дух наполнил нас, в соответствии с волей Божьей, как она выражена в Еф. 5:18. Не может быть никаких возражений против того, чтобы христиан учили ежедневно молиться по такой схеме.

Нет ничего плохого в том, что людей учат молиться и ожидать большего исполнения Святым Духом или чтобы Господь излил на них больше духовных даров ради тела Христова (см.: 1 Кор. 12:31). Ведь большинство евангельских христиан любой деноминации стремятся к большей силе в служении, большей радости в поклонении и более тесным взаимоотношениям с Богом.Многие также будут рады лучшему пониманию духовных даров и откликнутся на призыв лучше использовать их. Если пятидесятники и харизматы будут учить подобным вещам, не говоря о двухуровневом христианстве, что подразумевает термин «крещение Святым Духом», они, возможно, войдут в новую эру широкого распространения подобного учения о христианской жизни в среде евангельских христиан.

3. Исполнение Святым Духом не всегда сопровождается говорением на языках. Следует уточнить еще один момент, связанный с исполнением Святым Духом. Поскольку в Деяниях Апостолов упомянуто много случаев, когдалюди получали новозаветную силу Святого Духа и начинали говорить на языках (Деян.2:4; 10:46; 19:6; возможно, также в 8:17—19, поскольку здесь проводится параллель с опытом учеников из Деян. 2), пятидесятники обычно утверждают, что внешним признаком крещения Святым Духом является говорение на языках (т. е. говорение на тех языках, которые сам говорящий не понимает и никогда не изучал, при этом речь может идти о человеческих языках или других типах языков — ангельских или чудесно дарованных)38.

Однако очень важно осознавать, что есть много случаев, когда исполнение Святым Духом не было связано с говорением на языках. Когда Иисус исполнился Духа (Лк. 4:1), то результатом этого стало обретение силы для преодоления искушений сатаны в пустыне. Когда искушения окончились «и возвратился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк. 4:14), результатом были чудеса исцеления, изгнание бесов и власть учить людей. Когда Елисавета исполнилась Святого Духа, она произнесла слово благословения Марии (Лк. 1:41—45).

Когда Захария исполнился Святого Духа, он стал пророчествовать (Лк. 1:67—79). Другими итогами были: величественная проповедь Евангелия (Деян. 4:31), возможно, мудрость, христианская зрелость и здравое суждение (Деян. 6:3), величественная проповедь и свидетельство на суде (Деян. 4:8), видение небес (Деян. 7:55) и, судя по всему, вера и жизненная зрелость (Деян. 11:24). Многие из этих случаев могут также предполагать полноту Святого Духа к усилению на какое-либо служение, особенно в контексте всей Книги Деяния святых Апостолов, где сила Святого Духа часто творит чудеса, дает дерзновение к проповеди и великим свершениям39.

Поэтому, хотя исполнение Святым Духом и может привести к говорению на языках или к обретению каких-либо других даров, которыми прежде человек не обладал, оно может произойти и без говорения на языках. Многие христиане в разные периоды истории испытали мощное воздействие Святого Духа, которое не сопровождалось говорением на языках. В отношении этого дара, как и в отношении всех других даров, мы просто должны сказать, что Святой Дух производит все это, «разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11).

Вопросы для самостоятельной работы

1. Как вы понимали термин «крещение Святым Духом» до того, как прочи-тали эту главу? Как вы теперь понимаете его?

2. Было ли в вашей жизни событие, которое привело к «значительному росту» в той или иной сфере вашей христианской жизни? Или же это были небольшие, но непрерывные шаги в процессе освящения, общения с Богом, использования духовных даров и обретения сил для служения?

3. Знаете ли вы людей, которые говорят, что получили «крещение Святым Духом» после обращения? По вашему личному мнению, это был позитивный или негативный опыт в их жизни или однозначно это оценить трудно? Если у вас самих был такой опыт, то какой термин вы считаете принципиально важным: «крещение Святым Духом» или «исполнение Святым Духом»? Как вы полагаете, нужно ли стремиться к исполнению Святым Духом в вашей жизни сейчас? Если да, то как этого добиться?

4. Подумайте о разнообразных путях роста в христианской жизни: знание Слова и здравого учения, молитва, любовь к Богу, любовь к другим христианам, доверие к Богу в каждом конкретном дне, поклонение, святость жизни, использование духовных даров, силы Святого Духа в свидетельстве, ежедневное общение с Богом и т. д. Как вы думаете, в какой сфере вам следует просить Бога о помощи? Естественным ли будет попросить Его наполнить вас Святым Духом для возрастания?

5. Как вы думаете, вопрос о крещении или исполнении Святым Духом производил разделение в евангельских церквах или способствовал сближению?

Ø 39 Писание не уточняет, что было в жизни Иоанна Крестителя, который «Духа Святого исполнился еще от чрева матери своей» (Лк. 1:15), но сказано, что «рука Господня была с ним» (Лк. 1:66). Кроме того сказано, что «младенец же возрастал и укреплялся духом» (Л к. 1:80).

Специальные термины

ветхозаветный опыт действия Святого Духа, крещение Святым Духом, двухуровневое христианство, новозаветный опыт действия исполнение Святым Духом, Святого Духа крещение во Святом Духе, Пятидесятница

Библиография

(Очень немногие систематические богословия открыто рассматривают этот вопрос, поскольку в XX в. он стал предметом разногласий.)

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1983 Carter, 1:435-447

3. Баптистские

1983-1985 Erickson, 879-880

4. Диспенсационалистские

1947 Chafer, 6:138-161

1986 Ryrie, 362-366

6. Реформатские (или пресвитерианские) 1962 Buswell, 2:208-212

7. Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические) 1988-1992 Williams, 2:177-179, 181-207, 271-321

Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях

(Вопрос напрямую не рассматривается.)

Другие работы

Bennett, Dennis and Rita. The Holy Spirit and You. Plainfield, N. J.: Logos, 1971. Bruner, Frederick Dale. A Theology of the Holy Spirit: The Pentecostal Experience and the New Testament Witness. Grand Rapids: Eerdmans, 1970.

Dunn, James D. G. Baptism in the Holy Spirit. London: SCM, 1970.

Ervin, Howard M. Conversion-Initiation and the Baptism in the Holy Spirit: A Critique of James D. G Dunn, "Baptism in the Holy Spirit". Peabody, Mass.: Hendrickson, 1984.

Ervin, Howard M. Spirit Baptism. Peabody, Mass.: Hendriksen, 1987.

Gaffin, Richard. Perspectives on Pentecost. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1979.

Green, Michael. Baptism: Its Purpose, Practice and Power. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1978, pp. 127-141.

Green, Michael. "The Spirit's Baptism". In / Believe in the Holy Spirit. London: Hodder and Stoughton, and Grand Rapids: Eerdmans, 1975, pp. 123—147.

Hoekema, Anthony A. Holy Spirit Baptism. Grand Rapids: Eerdmans (1972).

Lloyd-Jones, Martyn. Joy Unspeakable: Power and Renewal in the Holy Spirit. Ed. ву Christopher Catherwood. Wheaton, 111.: Shaw, 1984.

McGee, Gary В., ed. Initial Evidence. Peabody, Mass.: Hendrickson, 1991.

Packer, J. I. "Baptism in the Spirit". In NDT, pp. 73, 74.

Packer, J. I. Keep in Step With the Spirit. Old Tappan, N. J.: Revell, and Leicester: Inter-Varsity Press, 1984.

Stott, John. Baptism and Fulness. Leicester and Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1976.

Unger, Merrill F. The Baptizing Work of the Holy Spirit. Wheaton, 111.: Van Kampen Press, 1953.

White, R. E. O. "Baptism of the Spirit". In EDT, pp. 121, 122.

Отрывок для запоминания

1 Кор. 12:12,13:

Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.

Наши рекомендации