Проблема авторства и критерии атрибуции.

Установление авторства – важная задача текстологии, возникающая в случаях, когда:

1. Автор по разным причинам отказался от своего произведения (А.С. Пушкин от поэмы «Гаврилиада», К. Бальмонт от стихотворения «Маленький султан» и т.д.). Понятие «потаенной литературы».

2. Автор скрыл свое «лицо» под псевдонимом.

3. Автор забыл о своем авторстве (история фельетона М. Булгакова «Главполитбогослужение», вошедшем в прижизненное «Собрание сочинений» В. Катаева).

4. Авторство оспаривается (драматическая история «Тихого Дона» М.А. Шолохова, многолетние, не затихающие до сих пор споры об авторстве этого романа).

5. Имеет место сознательная мистификация («Песни Оссиана» Джеймса Макферсона, «Песни западных славян» П. Мериме, обманувшие А.С. Пушкина, «Дневники фрейлины Вырубовой», распространявшиеся в 1920-е годы, стихотворение Н.А. Некрасова «Солнышко село…», написанное Б. Садовским, и др.). Случаи подделок окончания известных произведений: 10-й главы «Евгения Онегина», «Юдифи» и «Русалки» А.С. Пушкина, второго тома «Мертвых душ» Н.В. Гоголя.

6. Периодически возникающие «находки» новых произведений классиков русской литературы (статья «Несостоявшееся открытие» в «Литературной газете» о «новом» стихотворении А.С. Пушкина «Кокетка»).

Понятие атрибуции текста. Критерии атрибуции (по С. А. Рейсеру): документальные доказательства подлинности текста, идеологический анализ, стилистический анализ текста. Почеркографическая экспертиза, ее «плюсы» и «минусы» (история стих. О. Мандельштама «Щегол», переписанного рукой Э. Багрицкого). Комплексный подход к проблеме атрибуции. Книга акад. В.В. Виноградова «Проблема авторства и теория стилей» (М., 1961). Понятие dubia, т.е. произведений, приписываемых известному автору: Пушкину, Лермонтову, Некрасову и т.д. История публикации так называемого «тюремного цикла» стихотворений Н.С. Гумилева.

Псевдонимы писателей.

Причины использования писателями вымышленных имен, заменяющих настоящие:

1. Боязнь репрессий со стороны властей (Борис Ширяев – А. Алымов, Н. Марченко – Нароков, Иван Матвеев – Елагин и т.д.).

2. Сословные предрассудки (Екатерина Великая – И.Е.В., «Правдомыслов», Александр I – R de P, Александр II – А.Р., Константин Романов – Р.К.)

3. Неуверенность в себе начинающего автора (Гоголь – Алов, ранний В. Набоков – Сирин и т.п.).

4. Неблагозвучная фамилия (Рабинович – «поэт-правдоруб» Игорь Иртеньев, Глинкер – Саша Черный, Зюбин – Э.Багрицкий).

5. Наличие однофамильцев-писателей (Евгений Петров – брат В. Катаева, Н.Г. Гарин-Михайловский – однофамилец критика Н.К.Ми-хайловского и собственного редактора, Н. Тэффи – сестра М. Лохвицкой).

6. Выступления в печати не по специальности (профессор биологии Н.П. Вагнер – «Кот Мурлыка»).

Случаи использования групповых псевдонимов (Козьма Прутков, Братья Тур и др.).

Происхождение псевдонимов:

1. Использование фамилии предка (Ахматова, Бакунин – В. Брюсов).

2. Обозначение первых букв настоящей фамилии (П.М. – П.Ф. Якубович-Мельшин).

3. В качестве псевдонима используется отчество (Серафимович).

4. Написание латинскими буквами (Alexander – В. Брюсов, Homo – Львов-Рогачевский и др.).

5. Географическое происхождение (Игорь-Северянин).

6. Активное использование в начале XX века имен прилагательных (Горький, Белый, Бедный, Крайний и т.п.).

7. Несколько источников происхождения (история псевдонима Н. Тэффи).

Множественные псевдонимы одного писателя: А.П. Чехова, А. Платонова, Даниила Хармса и др. Литературоведческие исследования псевдонимов. В.А. Кошелев о псевдониме А.П. Чехова «Человек без селезенки» (газета «Литература», № 16, 2005 г.). «Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей» И.Ф. Масанова, значение этого труда.

«Маска» и лицо. Полная замена псевдонимом фамилии автора (Горький, Ахматова, Белый). Неоднозначность ситуаций попытки писателя отказаться от псевдонима (Борис Акунин – Григорий Чхартишвили).

Наши рекомендации